Конспект урока в 11 классе. Формулирование проблемы при написании сочинения ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Копылова Надежда Евгеньевна

Урок технологии модерации  в образовательном процессе помогает на уроке вовлечь всех учеников в  интерактивную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formulirovanie_problemy_pri_napisanii_sochineniya_ege.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе по технологии модерации

Копыловой Надежды Евгеньевны, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №19 г.Улан – Удэ

Тема: Формулирование проблемы при написании сочинения ЕГЭ

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: получение нового знания по теме урока, актуализация и систематизация знаний.

Задачи:
Воспитательные:
 стремление к речевому совершенствованию; желание участвовать в творческом созидательном процессе; навык принятия ответственности за воплощение принятых решений.

Образовательные: формулировать основную проблему текста; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формулировать умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, находить ресурсы для решения проблем.

Развивающие:  развивать способности учащихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы; развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию , культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, способность к самоанализу. 

       Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая.

       Технология модерации

План и временная структура урока (40 минут)

Инициация (организационный момент) – 1-2 минуты.

Вхождение– 3 минуты.

Формирование ожиданий учащихся– 1-2 минуты.

Интерактивная лекция (15 мин)

Эмоциональные разрядки (2-3 мин)

Переработка содержания (10 мин)

Подведение итогов – 2 минуты.

Домашнее задание – 1 минута.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

 Инициация

Приветствие учащихся класса, проверка готовности их к уроку. Создание мотивации, концентрация внимания учащихся.

Приветствие учителя, проверка своего рабочего места

Планирование учебного сотрудничества учитель – ученики, сверстники.

Вхождение.

Погружение в тему. Корректирование цели и задач урока, сформулированными учащимися

Совместное определение учителя и учащихся темы и цели урока

Целеполагание. Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Интерактивная лекция

Передача и объяснение информации. Учитель предлагает ученикам один из вариантов введения интерактива в лекционное изложение – это проведение беседы по ходу его  рассказа, объясняет, что  основой интерактива является  наличие быстрой обратной связи, поэтому на этапе интерактивной лекции  они будут использовать приемы активного слушания, как инсерт, трехчастный дневник. См. приложение 1.

Знакомство с новой информацией методом мини-лекции. Каждый ученик  во время урока использует для записи лекции прием инсерта или трехчастного дневника.

Слушают  учителя,  читают текст, выполняют задания.

Обсуждают содержания каждой графы таблицы после ее заполнения.

Саморазвитие, эффективное взаимодействие (интеракция) участников, коммуникация (упорядоченный обмен информацией)

Эмоциональные разрядки

Создание необходимого настроя и поддерживание работоспосбности учащихся.

Выполняют  физические упражнения

Переработка содержания учебного материала

Предлагает  ученикам разделиться  на малые группы. Дает задание по тексту. См приложение. Проводит мониторинг образовательных результатов, то есть учитель отслеживает и сверяет получаемые результаты каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесит, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Групповая работа учащихся

визуализация (обеспечения наглядности хода и результатов образовательного процесса); групповая компетенция;  мотивации всех участников

Подведение итогов

анализ деятельности участников и оценка результатов

 Должны увидеть результат своей деятельности на уроке, увидеть вклад этого результата в достижение поставленных целей обучения, рост личностных достижений.

Рефлексии педагога и учащихся

Домашнее задание

Сформулировать все проблемы текста.

См. приложение 3.

Приложение 1.

Задание. Прочитайте текст.

Проблема ¬– это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая

- находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть является одной из главных, а не второстепенной;

- дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы привести в доказательство своей точки зрения)

Сформулировать проблему можно двумя способами:

В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения)

Сочетанием слов проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?)

Почему нужно беречь окружающую среду?

Проблема бережного отношения природы человеком.

Можно использовать  следующие речевые клише, при формулировке проблемы:

- В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на ) проблему (чего?)

- Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)

- Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема.

Примечание: сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить при помощи следующих фраз: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально рассматривается проблема (чего?)…

Пример возможного варианта начала сочинения-рассуждения:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своем тексте писатель Л.Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.

Типичные ошибки:

Помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова «тема», иначе эксперты при проверке вашего сочинения подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку и снимут 1 балл по критерию К12.

Так начинать работу нельзя:

«Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Эта тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

Внимание:

В тексте может быть затронуто несколько проблем, при этом достаточно выявить только одну и работать с ней, а не формулировать все проблемы и в дальнейшем комментировать каждую из них.

Типичные проблемы текстов:

1. Взаимоотношения отцов и детей.

- проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);

- проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

- проблема предательства детьми своих родителей;

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:

- проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

- проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

- проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:

- проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;

- проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);

- проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:

- проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);

- проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

- проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство:

- проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;

- проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?):

- проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

- проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство:

- проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);

- проблема защиты чести и собственного достоинства;

- проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми:

- проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

- проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

- проблема истинной дружбы;

- проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);

- проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

- проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира:

- проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

- проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека:

- проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

- проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);

- проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство:

- проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

- проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

- проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы:

- проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;

- проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;

- проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;

- проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);

- проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.

- проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделен:

- проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим:

- проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

- проблема действенного сострадания – проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне:

- проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

- проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

- проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогло людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);

- проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);

- проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

Задание. Выберите вариант и выполните задание.

1 вариант.

Промаркируйте текста, чтобы разделить заключенную в ней информацию следующим образом:

«галочкой» помечается то, что вам уже известно;

знаком «минус» — то, что  противоречит вашим представлениям;

знаком «плюс» — то, что является интересным и неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Впишите фрагменты лекции в определенные графы с соответствующим значком.

V

-

+

?

Вариант2.

Записать фрагменты, мини-лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление, т.е. свою реакцию на прочитанное.

Фиксация идей или цитат

Комментарий

Например, как формулировать  проблему текста

объяснение причин (Что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какой вопрос возник в связи с этим?), по которым фрагмент мини-лекции заинтересовал ученика

Мои собственные размышления по теме

Письмо к учителю

информация о накопившихся вопросах, формулировка особо актуальных проблем, интересующих обучающихся.


Приложение 2.

-  Выполните задание по данному алгоритму.

1. Прочитайте текст и выявите главную мысль его;

2. Запишите ее в виде законченного предложения;

3. Попробуйте подобрать вопрос, на который это предложение будет являться ответом:

 4. Это вопрос и будет являться проблемой, поднятой в тексте;

   В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят, удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором.

   Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать, да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.

  Носит отец домой пробки – специальные пробки, утвержденные министерством просвещения, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках.

   Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился!) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматривается.

   Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

Феликс Кривин

Приложение 3

(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.

(3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту – быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.

(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.

(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков – аицкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо – выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, – пиши иначе.

(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.

(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.

(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.

(По М. Кронгаузу*)

*Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) – российский лингвист, профессор, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...

Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.Цели...

Конспект урока 7 класс "Слитное и раздельное написание производных предлогов".

Ход урока.Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковПримечания1.Организационный этап         2. Актуализация...

Конспект урока с применением ИКТ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

Внедрение ФГОС в школьном образовании требуют от учителя содействия в формировании различных компетенции у обучающихся. Современное общество становиться все более и более зависимо от информационных те...