Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Как написать сжатое изложение?"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Коржова Любовь Клавдиевна

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Как написать сжатое изложение?" (в формате подготовки к ОГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема урока: Как написать сжатое изложение?  (2 часа)

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.

Задачи урока:

предметные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;
  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

метапредметные:

  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
  • мобилизация памяти;

личностные:

  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Ход урока (№1)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Всем еще раз добрый день!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята! Поприветствуем! Я приглашаю вас всех в мастерскую художника. Да-да, я не оговорилась. У нас не урок ИЗО, а урок русского языка, но нам предстоит заняться творчеством. Если художник использует при создании картины свои средства такие, как краски, мольберт, холст, кисти. То мы будем использовать при создании своего шедевра (ТЕКСТА) языковые средства и такие инструменты, как ручка, карандаш с резинкой, карточки, бланк записи, памятки. Все у каждого в наличии?

Ребята! Творчество – это, пожалуй,  самый сложный вид деятельности. Не вдруг рождаются такие мастера, как Айвазовский, Шишкин, Брюллов, а в литературе – Толстой, Достоевский. Нужно постепенно осваивать мастерство. Начинающие художники часто работают с готовыми шедеврами, пытаясь их повторить, либо если картина со временем что-то утратила, то ее подправляют, т.е. реставрируют. Мы тоже будем работать с готовыми картинами – Текстами,  но в зависимости от поставленной задачи будем их корректировать, так как тема нашего урока «Как написать сжатое изложение?» (Слайд 1)

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока. (Объявляет тему, цель, задачи урока, план)

Я не обещаю вам чуда, т.е вряд ли вы вдруг станете Толстым или Гоголем, (ошибаются даже волшебники) но, думаю, посмотрев ролик, вы сформулируете цель и задачи нашего урока развития речи (ролик «Толстой»)

- Итак, зачем нам необходимо научиться писать сжатое изложение?

-Верно, мы готовимся сдать выпускной экзамен по русскому языку, а именно написание сжатого изложения с творческим заданием Т.е. сочинительной частью по проблеме текста изложения.  Чем мы должны руководствоваться при написании сжатого текста?

-Правильно критериями. К ним вернемся чуть позже…(Слайд  К1)

-Почему экзаменаторы, на ваш взгляд поменяли предлагаемое задание «написание подробного изложения на сжатое»

  1. Мотивация УД. Введение в работу.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Известны лаконизм и меткость русских народных пословиц и поговорок, многие из которых едко высмеивают многословие, болтливость: «звону много, да толку мало»; «язык без костей»; «лучше ногою запнуться, чем языком»…

Эпиграф нашего занятия:

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Русская пословица

«Краткость – сестра таланта»

А.П.Чехов

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.

Что значит «сжать текст»?

Словарная работа (Слайд …)

Лаконизм – краткость и четкость изложения;

Краткий – предельно сжатый;

Короткий – небольшой по размеру;

Компрессия – сжатие;

Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;

Тема, микротема – то, о чем говорится в тексте, части текста

Абзац смысловая часть текста;

Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

«Сжать» текст — это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей». Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Итак, подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Стиль текста-

Тип речи-

  1. Актуализация опорных знаний.

- Раскройте содержание понятия «тезис».

( тезис = микротема + основная мысль; тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать) тезисы?

(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи - рассуждение)

- При написании сжатого изложения нам необходимо  уметь составлять тезисы.

- В каких текстах по стилю и типу речи встречаются

- Итак, мы уточнили понятие «тезис». Обратим внимание на его структурные составляющие. Любой тезис начинается с микротемы. Так что же такое микротема?

(Микротема - это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)

-Как формулируется микротема?

(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)

-  Замените одним словом выражение «перечень микротем в определённой последовательности» (план)

  - Что такое основная мысль?

(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).

- Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.

Записывают определения.

  1. Приемы сжатия текста

Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение  

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

  • вводных слов; 
  • однородных членов предложения; 
  • повторов; 
  • однотипных примеров; 
  • риторических вопросов и восклицаний; 
  • цитат; 
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • пояснений; 
  • рассуждений; 
  • описаний; 
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕРЫ: (карточка 1, 2.3)

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение 

  • парцеллированных предложений; 
  • ряда предложений; 
  • связанных одной мыслью, частей предложений; 
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При ОБОБЩЕНИИ необходимо 

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  2. Найти в них общее. 
  3. Объединить эти факты на основе общего. 
  4. Сформулировать получившееся предложение. 

ПРИМЕР: (карточка 4,5, 6)

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

  • однородных членов обобщающим словом; 
  • сложного предложения -  простым; 
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 
  • прямой речи - косвенной; 
  • части текста - одним предложением; 
  • части предложения местоимением и т.д. 

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную;
  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
  • сформулировать получившееся предложение. 

Примеры (Карточка 7,8,9)

Определите приемы сжатия данных текстов (Карточка)

Вывод: не всегда применяется или определяется прием в чистом виде, происходит соединение приемов сжатия. Но важно на протяжении всего текста применять компрессию!

  Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

 Памятка «Как писать сжатое изложение»

 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

 2. Найдите среди них главную мысль. Определите тему, проблему.

 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему (план).

 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

 7. Обдумайте средства связи между частями.

 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

 Учитель.

 Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Урок № 

Написание сжатого изложения  (Исходный текст изложения )    

 Богата наша земля Кузнецкая не только углем, железной рудой, цветными металлами, природой, но богата,  прежде всего,  замечательными, талантливыми людьми. Гордость нашего края  —  герои войны Вера Волошина, Юрий Двужильный, спортсмены Владимир Мартемьянов, Александр Воронин, известные актеры Андрей Панин, Виктор Логинов, не менее известные врачи Михаил Подгорбунский,  Леонид Барбараш.   (47 слов)

    Но сегодня особенно хочется вспомнить дважды Героя Советского Союза, космонавта  Алексея Архиповича Леонова. 18 марта 1965 года впервые он, человек Земли, вышел в открытый космос. Сегодня многим молодым людям это кажется чем-то обыденным, повседневным, привычным. Но тогда этот первый шаг во Вселенную был подвигом, поступком истинного Героя.     (47 слов)

     Немногие знают, что во время полета и приземления трижды возникали нештатные ситуации, которые могли закончиться трагически. Только трехгодичная подготовка, смелость, воля,  готовность к нестандартным ситуациям  нашего прославленно земляка  решили будущее космонавтики.   (31 слово)

Всего: 125 слов

Сжатый текст:  40-45 слов.

 Приложение 1

Палиндром  ( Произведи компрессию и получишь палиндром)

1. Аргентина ему снится, манит, зовет его, того чернокожего африканца.

Аргентина манит негра

2.  Лёша долго перебирал всё на полке, но ничего существенного не нашел.  Зато нашел клопа.

Лёша на полке нашел  клопа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сжатому изложению"

Данный урок разработан с учётом ФГОС. Актуальность в применении ИКТ....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ" (с применением современных технологий)

Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...