Методическая разработка урока русского языка в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Наумкина Мария Васильевна

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»

Цель  урока: повторить, обобщить, закрепить  и систематизировать  полученные знания  учащихся  по  теме «Причастие».

Задачи:

1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной     части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.

  1. развивающие: развитие  орфографической  и  пунктуационной  зоркости, развитие логического мышления,  развитие  навыков  устной  речи  учащихся.
  2. воспитательные:  воспитать  любовь  к  родному  языку,

уважение  к  одноклассникам,  понимание  взаимной  ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе.

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»

Цель  урока: повторить, обобщить, закрепить  и систематизировать  полученные знания  учащихся  по  теме «Причастие».

Задачи:

1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной     части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.

  1. развивающие: развитие  орфографической  и  пунктуационной  зоркости, развитие логического мышления,  развитие  навыков  устной  речи  учащихся.
  2. воспитательные:  воспитать  любовь  к  родному  языку,

уважение  к  одноклассникам,  понимание  взаимной  ответственности.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы.

Ход урока.

  1. Этап.  Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали причастия.                                     Сегодня у нас урок - обобщение по теме «Причастие» (слайд № 1),                                                             и я вас приглашаю совершить путешествие по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ     (слайд № 2).

Цель нашего путешествия: обобщить все полученные знания о причастии как о части речи. А задачи наши следующие: принимая участие в самых разных видах работы, правильно определять в текстах причастия, отличать их от других частей речи. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания   причастий и постановки запятой при причастном обороте. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.  Словом, нам предстоит трудное, но увлекательное путешествие, и я каждому из вас желаю успехов и попутного ветра.

2 этап.  Закрепление и обобщение знаний по теме «Причастие»

Учитель:  В море Причастий есть различные острова. К ним мы и будем причаливать и пополнять запасы наших знаний. Но вначале мы должны получить маршрутный лист, в котором будет указан наш путь.( учитель раздает каждому ученику маршрутный лист).

 ( слайд 3). Отправиться в путешествие сможет тот, кто отгадает загадку:

Вот свойство моё обязательное.

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Учитель: Ребята, о чём эта загадка? Правильно, о причастии. Итак, отправляемся в путь! По курсу нашего судна – остров « Морфологические признаки причастия».

Остров  «Морфологических признаков причастий» (слайд 4)

Учитель:

-Что обозначает причастие?

Обратимся к словам В.И. Даля «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (слайд №5)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- А что вам известно о В. И. Дале?  

- Чем он знаменит в области языкознания?

- Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие?

- А какие морфологические признаки прилагательного?

С целью повторения морфологических признаков причастия выполним ряд заданий. Напомню, что выполнять задания вы должны в маршрутном листе.

  1. ( слайд 6) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дождинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

  1. Следующее задание поможет вам пополнить запасы знаний и отправиться в дальнейший путь.

Автобиография  причастия. ( слайд 7) Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                    М.Ю. Лермонтов 

(Слайд 8)               Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

           Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.

           Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  

           Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

           Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Остров «Действительных и страдательных причастий».( слайд 9)

Учитель:

- Итак, ребята, вы правильно определили грамматическое значение причастий, указали морфологические признаки, сумели отличить их от других частей речи. И вот теперь у нас по курсу остров « Действительных и страдательных причастий». Жители острова – Действительные и страдательные причастия. Они вам приготовили задания. Вначале они хотят проверить ваши теоретические знания:

-  Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Причастия  живут в различных домах, но вот они перепутались и не могут разобраться, куда им идти. Помогите им найти дорогу домой.

Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам» (слайд 10   )

Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.

Остров  «Словообразование причастий». (слайд 11)

Учитель:

Мы причалили к острову «Словообразование причастий». Его жители- глаголы. Но они так любят менять свою одежду, что становятся неузнаваемы. Помогают им в этом слуги – суффиксы. Ваша задача- помочь глаголам «переодеться».

Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.( Слайд  12  )

Читать: читающий, читавший, прочитанный, читаемый.

Играть: играющий, игравший, проигранный, играемый

Внимание! По курсу остров « Кратких причастий».(слайд 13)

Учитель:  Жители острова объявляют нам условие, выполнив которое мы сможем плыть дальше.

Задание- физкультминутка: выполните действия (слайд 14)

Встаньте.

Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Тихонько присядьте на свое рабочее место.

Учитель:

- Выпишите  причастия из данных предложений.

-Что это за формы причастий?

-Чем краткие причастия отличаются от полных?

- в какой речи, письменной или устной, чаще встречаются причастия? ( реализация Д\З: понаблюдайте над употреблением причастий в художественном тексте, ответьте на вопрос: Как причастия меняют текст?).

Учитель:

Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре…Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» (слайд 15)

Таким образом, мы убеждаемся ещё раз, что причастия в речи играют большую роль. Но всегда ли мы их правильно употребляем? На этот вопрос вы найдёте ответ на острове «Грамматические нормы»

Остров «Грамматических норм» (слайд 16)

Учитель: Нас встречают суровые жители- Грамматические нормы. Они не любят тех, кто нарушает их порядок.

Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите  в исправленном виде.(слайд 17)

Уважаемые имеющие соседи собак!

 Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.

Не портите радуемые глаз зелень и цветы.

Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.

Проверка работы.(слайд18)

Уважаемые соседи, имеющие собак!

Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели.

 Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома.

 Не портите зелень и цветы, радующие глаз.

Особое внимание обратите на тротуары, заботливо подметенные дворником.

Учитель:

-Молодцы, ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего путешествия вы будете правильно употреблять в своей речи причастия и причастные обороты.

Остров «Орфограмм»

Учитель: Очень коварные жители встречают нас на острове. Они делают  жизнь ученика-лентяя невыносимой. Но  тех, кто дружен с ними, они награждают «5» и «4». Жители приготовили вам задание. Только выполнив его, каждый сможет возвратиться в порт и отдохнуть от тяжелого путешествия.

Задание:  вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.

Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .

Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.

Это было Михайловское.

3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в порт.

- Понравилось ли вам путешествие?

- А что особенно понравилось?

- Вы активно работали?

- А кто был самым активным?

Вашу работу я оцениваю отметками (выставление отметок)

4 этап. Домашнее задание.

Учитель:

И продолжением нашего урока- путешествия будет ваше домашнее задание. Я вам предлагаю написать сочинение-сказку на лингвистическую тему «В удивительном царстве ПРИЧАСТИЙ».

Спасибо за урок.

Приложение.

Маршрутный лист

Участника путешествия по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ: Ф.И._____________________________________________________________

Остров МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ.

  1. ) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Автобиография  причастия.  Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                    М.Ю. Лермонтов 

 Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.

           Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.

           Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.  

           Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.

           Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.

Остров «Действительных и страдательных причастий».

Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам»

Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.

Действительные                                                     Страдательные

___________________                                    __________________________

___________________                                   __________________________

___________________                                   __________________________

___________________                                   __________________________

____________________                                 __________________________

Остров  «Словообразование причастий».

Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.

Читать: ______________________________________________________________________

Играть: ______________________________________________________________________

остров « Кратких причастий».

Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.

Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.

Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.

Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.

Тихонько присядьте на свое рабочее место.

Задание: выпишите из предложений краткие причастия

____________________________________________________________________________

Остров «Грамматических норм»

Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите  в исправленном виде.

Уважаемые имеющие соседи собак!

 Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.

Не портите радуемые глаз зелень и цветы.

Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Остров «Орфограмм»

Задание:  вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.( задание выполняйте в тексте, не переписывая его!)

Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .

Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.

Это было Михайловское.

Частично использованы материалы других авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...