Технологическая карта урока в 7 классе по теме "ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Наумкина Мария Васильевна

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; учить отличать эти причастия друг от друга; учить конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta7b_rusyaz.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе 6.11.19.

Тема. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с действительными и страдательными причастиями; учить отличать эти причастия друг от друга; учить конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.

Планируемые результаты:

метапредметные: пользоваться словарями, перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).

предметные: определять разряд причастий, их морфологические признаки, находить в предложении и тексте причастные обороты, устно и графически обозначать условия постановки / не постановки знаков препинания.

личностные: анализировать тексты, включающие причастные обороты, воспроизводить по частям текст с причастными оборотами, корректировать написанное, совершенствовать навыки самоконтроля.

Ход  урока

Этап урока

Содержание деятельности

Формируемые УУД, ТОУУ

I.Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

П.Актуализа-ция ранее пройденного

1.Синтаксический разбор предложения.

Iвариант: Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

II вариант: Ветер, гонящий облака, не утихал ни на минуту. (Двое учащихся выполняют разбор у доски.)

  • Объясните постановку запятых.
  • Выпишите из обоих предложений причастные обороты с определяемыми словами.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования.

2. Извлекать информацию из разных источников (в том числе словарей).

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

III. Изучение нового материала.

2. Сравните значения причастий в первом и втором предложениях:

какие? листья,\едва колеблемые ветром\

какой? ветер, \ гонящий_облака \

  • Какое из причастий обозначает признак того, что сам действует?
  • Какое причастие обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие?
  • Подумайте, какое из данных причастий вы могли бы назвать действительным, а какое - страдательным? Почему?
  1. Наблюдение и анализ материала учебника (с. 122). упр. 161.
  2. Запись на доске и в тетради темы урока. Сообщение цели урока.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.

IV. Первичное закрепление темы.

1.Выполнение упражнения 162. Укажите действительные и страдательные причастия.

2.Перепишите предложения, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными - с:

  1. Школьный драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, ... школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый).
  2. Юннаты, ... большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своем опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, ... юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный).
  3. Девушка, ... новую книгу, рассказала подругам о своем впечатлении от этой книги. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный).
  4. Новый прибор, ... инженером, имеет большую ценность. - Инженер, ... новый прибор, получил премию (изобретший, изобретенный).

-Устно замените действительные и страдательные причастия глаголами. Определите вид глагола и образованного от него причастия.

Вывод: причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы.

3.Образуйте причастия от данных глаголов, укажите их вид и время.

Собирать - собрать, писать - написать, читать - прочитать, преодолевать - преодолеть.

Вывод: от глаголов несовершенного вида нельзя образовать причастия прошедшего времени совершенного вида, а от глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять взаимодействие в группах, договариваться о совместной деятельности.

3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

V.Подведение итогов урока.

-С какой категорией причастия вы познакомились сегодня?

-Какие выводы сделали, образуя действительные и страдательные причастия?

Домашнее задание: параграф 14 учить, упр. 165.

Личностные результаты Формирование культурных, нравственных ценностей.

Коммуникативные УУД

1. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости  (ключевые слова).

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Осуществлять речевой самоконтроль.

VI. Рефлексия

(учащиеся сигнализируют цветными карточками)

Завернутый в пакет; свисающих гирлянд; отражающий наступление; открываемая калитка; ушедшие с террасы; замыкающий колонну; искрящийся на солнце снег;  сформированное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

–Какие трудности встретились?

–Что нужно сделать, чтобы успешно выполнить задания?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Частично использованы материалы других авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

Технологическая карта урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», 7 кл., учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

В технологической карте урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»  представлены все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...