Внеурочное занятие
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Бурцева Маргарита Юрьевна

Внеурочное занятие по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vneurochnoe_zanyatie.docx88.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема: Богатство языка (на примере  фразеологизмов)

Оформление кабинета:

выставка словарей и познавательных книг по лексике, названия команд, эмблемы команд, творческие работы учащихся, грамоты и благодарственные письма учащихся, проектные работы.

6 класс

Цели для ученика:

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

  1. Вспомнить, что такое фразеология. Повторить изученный материал о фразеологизмах.
  2. Вспомнить источники появления фразеологизмов в русском языке.
  3.  Развивать умение пользоваться фразеологизмами в речи.
  4. Совершенствовать навыки работы в группе.

Активизировать

умение распознавать фразеологизмы в речи,

мыслительные операции (анализ, синтез)

познавательные процессы (память, внимание)

словарный запас.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Уметь самостоятельно выполнять творческие задания.

Цели для учителя:

Образовательные

  1. Сформировать у учащихся понятие о фразеологии.
  2. Учить в игровой форме «узнавать» фразеологизмы, понимать их значение.
  3. Учить использовать фразеологизмы в речи.

 Развивающие

  1. Развитие умения учащихся работать с наглядным материалом.
  2. Развитие умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
  3. Развивать внимание, умение  работать по алгоритму; работать в команде.
  4. Активизировать словарный запас.

 Воспитательные

  1. Продолжить формирование интереса к предмету.
  2. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
  3. Учить самостоятельно выполнять творческие задания.

Тип урока

Повторение пройденного материала с элементами  «открытия» нового знания.

Форма урока

Викторина по фразеологии.

Опорные понятия, термины

Фразеология, фразеологизмы, антонимы, загадки-фразеологизмы, пантомима.

Новые понятия

Фразеологизмы из мифологии Древней Греции.

Фразеологизмы, связанные с историей нашей страны.

Формы контроля

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Домашнее задание

Составить рассказ о школьной жизни с использованием фразеологизмов.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы, методы, приемы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Этап

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

Учитель представляет две команды и их капитанов: «Альфы» и «Омеги». Девиз команд.

Небольшая разминка «Отгадай словечко» (1 балл за каждый правильный ответ, 3 балла максимум + оценивается эмблема команды и девиз  от 0 до 2 баллов, всего – 5 баллов).

Учитель читает стихотворения с использованием фразеологизмов.

Задание первой команде

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

Водой……

Мы исходили городок

 Буквально вдоль и…..

И так устали мы в дороге,

Что еле …………

Задание второй команде

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, ...

Пожалуй, слушать их не станут

От этой песни уши...

- Кто догадался по итогам разминки, о чём пойдёт речь на занятии?

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Дополняют стихотворение фразеологизмами.

Определяют тему занятия.

Фронтальная

Индивидуальная

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 Умение выделять и формулировать познавательные цели.

 Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Умение использовать речь для регуляции своего поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Этап

Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний

Гимнастика для глаз.

Организация совместной деятельности.

1 конкурс «Домашнее задание» Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: Сизифов труд, Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята, яблоко раздора.

Задание: объясните значение и расскажите о происхождении фразеологизмов:1команда –Ахиллесова пята, 2команда -Сизифов труд. (Количество баллов от 1 до 3).

 2 Конкурс «Фразеологический зверинец»

Продолжите,  вставив названия животных.  (Командам выдаются листы с заданиями)

1 команде :Голоден как... Хитер как... Труслив как... Здоров как...Изворотлив как...

2 команде: Нем как... Упрям как... Болтлив как... Колюч как... Надут как...

(По одному баллу за каждый верный ответ)

3 Конкурс «Кто больше?»

Кто из команд назовет больше фразеологизмов,
связанных со словами: 
голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Побеждает та команда, которая больше назвала фразеологизмов. Максимум – 1 балл

Тренажёр на доске (под музыку)

4 конкурс «Капитаны»

Капитаны рассказывают историю происхождения одного из фразеологизмов. (От 1 до 3 баллов).

Воспринимают новый материал, обсуждают в команде условия выполнения заданий, представляют результаты в жюри.

Работа в команде.

Практические:

выполнение заданий  на карточках и предоставление их для оценки членам жюри.

Умение слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность.

Правильная оценка своих действий.

3.Этап

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка.

1.Организация творческой

коллективной работы.

5 конкурс «Живые картинки»

Используя прием пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

1)Куры денег не клюют.

2)Водить за нос.

1) Крокодиловы слёзы.

2) Обвести вокруг пальца.

2.Организация совместной деятельности.

- Проверка выполнения творческого задания.

3.Сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией.

Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-Бьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь - руки в брюки.

-- Держим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше занятие.

1.Чтение задания для команды. Обсуждение условий его выполнения.

2.Учащиеся выбирают того, кто будет показывать пантомиму.

Выходят по очереди к доске и изображают пантомиму, ребята из другой команды отгадывают фразеологизм.

Групповая

Индивидуальная

Творческая: самостоятельное исполнение пантомимы.

Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека.

Умение действовать по заданному алгоритму.

Самостоятельный анализ условия задания на основе учета выделенных ориентиров

4.Этап Закрепление и систематизация знаний

6 Конкурс «Подбери антонимы-фразеологизмы»

Подберите к данным фразеологизмам антонимы.

Жить душа в душу –

Пруд пруди –

За тридевять земель –

Засучив рукава –

(По 1 баллу за каждый верный ответ)

7 конкурс «Загадки»

Отгадайте загадки. (Задания командам даются по очереди)

1) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)

2) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путников. (Каша.)

3) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

5) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода.)

6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда хотят не говорить лишнего. (Язык.)

(По одному баллу за каждый правильный ответ).

Работа в команде.

Одни учащиеся вставляют в задание фразеологизмы-антонимы,

другие- осуществляют проверку правильности выполнения задания.

При возникновении затруднений помощь оказывают учащиеся класса.

Групповая.

Умение

 находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

 Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Критично относиться к своему мнению.

Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы. Умение учитывать сложность задания

Контроль своего действия в ходе работы.

Внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самими обучающимися, учителем.

5.Этап

Самостоятельная

работа

1. Задание на смекалку.

8 Конкурс «Угадай фразеологизм»

Фразеологическое домино (разрезается, приклеивается на картон, выдаётся участникам команд)

2.Создание условий для выработки необходимых умений и навыков.

Складывают домино.

Читают получившиеся фразеологизмы.

Групповая.

Контроль и оценка процесса и результата действия.

Умение проводить анализ по заданным критериям.

Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других.

Понимание причин своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

6 Этап

Подведение итогов.

Рефлексия

Подведение итогов занятия. Награждение команд, вручение грамот и призов.

Домашнее задание.

Проведение рефлексии:

Оцените свой вклад в общую работу.         

Если вы легко выполняли задания на уроке, и ваше настроение прекрасное.

Если вы немного волновались,

и некоторые задания

вызывали  затруднения.

Если вам было трудно выполнять задания, и ваше настроение  немного

"кислое".

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание в дневник.

Оценивают свою работу.

Фронтальная

 Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

Рефлексия своих действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"

внеурочное занятие по ОПК из цикла занятий "Заповеди"...

Внеурочное занятие по курсу внеурочной деятельности "Мы-патриоты"

Материалы внеурочного занятия  представленные на этой страницеможно использовать на занятиях  внеурочной деятельности...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....