Анализ текста
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Марасанова Марина Титовна

План анализа текстов разных типов речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_tekstov_raznyh_tipov_rechi.odt20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текстов различных типов речи (повествования,описания,рассуждения)

Современные программы по русскому языку предполагают большую работу над особенностями стилей и типов речи. Поэтому так важны методы работы с текстами в данном направлении. На занятиях по повышению квалификации в СИПКРО учителям был предложен алгоритм работы над текстами различных типов речи. Я думаю, что он будет интересен для всех учителей русского языка, поэтому предлагаю их вашему вниманию.

Описание — это текст, где названы признаки объекта речи.

Схема построения описания:

1. Представление объекта речи.

2. Признаки объекта речи.

3. Заключение, вывод, намеченный автором или сделанный читателем.

Анализ текста-описания:

1. Рассмотрите структуру текста:

1) найдите начало (общее представление объекта);

2) охарактеризуйте выбор признаков;

3) найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод);

4) охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме;

5) определите, есть ли в описании элементы других типов речи; каково их назначение;

6) назовите средства связи слов и частей текста.

2. Охарактеризуйте языковые средства:

1) найдите типичные средства (определения, синонимы определений, неполные предложения, назывные предложения и т.д.);

2) найдите нетрадиционные, особенные языковые средства.

3. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).

Повествование — текст, где изображение событий или явлений совершается не одновременно, а друг за другом.

Схема построения повествовательного текста:

1. Сообщение о месте и времени действия.

2. Сообщение о действующем лице.

3. Действия, их особенности и порядок.

4. Указание на завершение действия.

5. Вывод.

Анализ текста-повествования:

1) назовите главные особенности данного типа речи; наличие/отсутствие диалога;

2) определите стиль речи;

3) назовите жанр (рассказ, повесть и т.д.);

4) укажите тему;

5) определите основную мысль;

6) определите, от какого лица ведётся повествование;

7) назовите основные действия и порядок их указания;

8) выделите основные части текста (план);

9) найдите окончание текста, его особенности (нейтральное указание на последнее действие? вывод? призыв к размышлению?);

10) охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей текста;

11) объясните особенности использования языковых средств;

12) составьте заключение по характеристике текста.

Рассуждение — текст, где даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию.

Схема построения текста-рассуждения:

1. Вступление.

2. Тезис.

3. Аргументы.

4. Вывод, к которому пришёл автор рассуждения.

Анализ текста-рассуждения:

1. Рассмотрите структуру текста:

1) выделите части текста; как они связаны; какие средства связи использованы;

2) найдите введение, определите его назначение;

3) выделите тезис, охарактеризуйте его соответствие теме, особенности его формулировки;

4) найдите доказательства, определите, достаточно ли их, что они представляют собой (суждения, умозаключения, факты);

5) рассмотрите вывод (формулировка, соответствие тезису);

6) охарактеризуйте заглавие текста; соответствует ли оно стилю и типу речи?

2. Рассмотрите языковые средства (каковы особенности лексических и грамматических средств (термины, вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения и др.))?

3. Сделайте общий вывод по анализу текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...