Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока (9 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна.

Русский язык 9 класс

Тема «Место придаточного  предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»

Ход урока:

1. Организационный момент. Доброе утро. Приготовьте учебники, тетради, ручки и дневники.

        

    II.        Словарная работа.

2.Прочитайте и изучите  лексические значения слов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.|         прил. мировоззренческий, –ая, –ое.

 МИРОПОНИМАНИЕ, –я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1, действительности, система взглядов, идей.

        ГИГАНТ, –а, м.

1. Существо (или растение, природное образование) громадных размеров, великан. Титан-г. Дерево-г. Звёзды-гиганты. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся мыслителях, учёных).

2. Очень большое по своим размерам и значению предприятие. Завод-г.

3. Предмет очень большого размера по сравнению с себе подобными. Пластинка (диск)-г.

ГИГАНТСКИЙ, –ая, –ое.

1. Очень большой по размерам. Гигантское предприятие. Идти вперёд гигантскими шагами (перен.: делая большие успехи).

2. Исключительный по силе, значению. Гигантские успехи. Гигантские усилия.

         Гигантские шаги — аттракцион (во 2 знач.) — род больших качелей с кружащимися вокруг столба сиденьями, взлетающими вверх при разбеге. Катание на гигантских шагах.

КОЛОСС, –а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.

         Колосс на глиняных ногах—о ком-чём–н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].

       КОЛОССАЛЬНЫЙ, –ая, –ое; –лен, –льна. Очень большой, огромный. К. завод. К. успех. Колоссально! (возглас, выражающий восхищение, грандиозно!; прост.).

|         сущ. колоссальность, –и, ж.

     III. Изучение нового материала

1.Анализируйте предложения:

Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.

Мы тронулись в путь, когда взошло солнце.

Мы , когда взошло солнце , тронулись в путь.

Чем они отличаются?

Почитайте на странице 55 параграф 19.

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=7CfkWpc110M

  1. Закрепление

1. Конструирование предложений  с использованием таблицы «Подчинительные союзы и союзные слова»

Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения.
Придаточные   можно  ставить  перед  главным,   после   главного   и   внутри  главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

 2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.

4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

 5) Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

  1. Проверочная работа

Задание на расстановку знаков препинания:

Выпишите текст в тетрадь, расставляя нужные знаки препинания.

             

  Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет.)

  1. Подведение  итогов

  1. Домашняя работа.

Параграф 19 выучить весь теоретический материал, упражнение 91

Написанную работу сфотографировать и отправить мне на почту fainayai@mail.ru или на ват сап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Данная презентация содержит материал к уроку по теме "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении" по программе М.Т.Баранова для 9 класса, ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...