Конспект урока "Описание игрушки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Грибкова Валентина Михайловна

Конспект урока развития речи "Описание игрушки" в 5 классе - это урок подготовки к сочинению-описанию. ученики 5 класса учатся различать типы речи и развивают навыки составления текста описания. Данный урок помогает усвоить порядок описания предмета, развивает речь,  знакомит пятиклассников с культурой и традициями русского народа, воспитывает уважение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_opisanie_igrushki._5_klass.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Урок развития речи в 5 классе

Тема. Подготовка к сочинению по теме « Моя любимая игрушка»

Цель: обучить написанию связного текста с элементами описания

Задачи: научить собирать материал к сочинению, строить ответ в определённой композиционной форме ( по плану);

Развивать навыки работы с выразительными средствами языка, творческие способности;

Воспитывать у детей интерес к народному искусству, бережное отношение к любимым игрушкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка игрушек разных видов, буклет, смайлики, текст на карточках.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

у нас урок русского языка по развитию речи.

  1. Сообщение цели и выявление темы урока.

- Ребята. У вас есть любимые игрушки?

- А как вы к ним относитесь? ( бережно, с любовью)

- Сегодня нам предстоит большая и интересная  работа: мы будем собирать необходимые рабочие материалы к сочинению.

- Как вы думаете, на какую тему?

(-на тему Моя любимая игрушка) ( открываю доску)

- Ребята, как вы считаете, какое слово в названии темы главное?

 ( любимая)

- Что значит любимая?

( Она очень дорога для человека, чем-то привлекает, отражает его интересы)

- В вашем сочинении должна проявиться любовь к своей игрушке.

3. Словарно- орфографическая работа.

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, Моя любимая игрушка.(2 слайд)

- Ребята, давайте поближе познакомимся с игрушками.  

- А для чего предназначены игрушки:  куклы, машинки?( Чтобы играть)

Но есть и  игрушки- сувениры.

- Как вы понимаете значение слова «сувенир»? ( Подарок).

 ( 3 слайд) Сувенир- подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком- и чём- либо).

- Какие игрушки могут быть сувениром? Посмотрите на слайд( Матрёшки)

Правильно, посмотрите, какие они яркие, красивые, привлекательные.

- Игрушки могут быть сделаны из разного материала. Назовите, из какого материала могут быть сделаны игрушки. Давайте  запишем сложные слова, обозначающие материал и запомним их написание. Возможно, они пригодятся вам при описании вашей любимой игрушки.

Вот неваляшка, из какого материала  она сделана? (из пластмасса)

- значит она какая? –( 4 слайд)  

( пластмассовая – подчёркиваем и запоминаем орфограммы: непроизносимая согласная т и удвоенная с), эта машинка  ( а железо- это что такое? –металл) еталлическая- в корне непроверяемая гласная буква е и удвоенная л) , а если её заставит двигать какой-то механизм, она будет какая ?( заводная, ну заводят её тоже с помощью какого-то механизма) 

( механическая – непроверяемая гласная буква е  в корне),  а матрёшка у нас какая? (деревянная-  две буквы н в суффиксе янн) , а вот эти расписные кони, петушки – глиняные ( запишите

 глиняная- одна буква н в суффиксе ян, о правописание слов деревянная и глиняная вы узнает подробнее узнаете в 6 классе, а сейчас пока запомните ).

- Ребята, а какое свойство имеет эта  игрушка? Она мягкая на ощупь, запишем ( мягкая – парная согласная г в корне).

- А вот эти  слова прочитаем хором: ( они же на доске) ( 5 слайд)

                      зав..дная

                     уд..вительная

                     ч..десная

                     инт..ресная

                     з..бавная

- Давайте проверим, какие вы грамотные, какая пропущенная орфограмма в слове заводная (  безударная гласная буква о, проверяемая ударением – завод  , к доске пойдет, а вы записывайте в тетрадях, орфограммы проговариваем)  - Молодцы!

- А теперь посмотрите ещё раз на все слова.( 6 слайд)

- Какой частью речи они являются? ( Именами прилагательными).

 Выберите те, которые содержат в своём значении эмоциональную окраску, оценку. ( удивительная, чудесная, интересная, забавная) 

- Эти слова  помогут вам ярче описать игрушку.

- Именно имена прилагательные помогают нам в описании предметов, не забудьте использовать прилагательные в  своих сочинениях.

4. Работа над предложением.

-Ребята, вы сказали, что у вас есть  любимые игрушки.

- Как называется твоя любимая игрушка? А  твоя?

А вот  ( 7 слайд) У Светы любимая игрушка –  собачка.

Прочитайте  предложение,

- Давайте найдём главные члены предложения. О чём говорится в предложении?  ( В предложении говорится об игрушке , что – игрушка, это подлежащее выражено им. сущ в И.п,  игрушка –это что такое? собачка, это сказуемое , выражено сущ в И.п.)

- Кто может объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым?

( подлежащее и сказуемое выражено сущ в И.п., поэтому ставится тире

- А мы давайте запишем такое предложение  ( 8 слайд)

Моя любимая игрушка - … . допишите каждый название своей игрушки. Обратите внимание на постановку тире в предложении подчеркните главные члены.

- Прочитай своё предложение….

        Хорошо, Молодцы!

5. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки плавно опустили

 Всем улыбки подарили. Садитесь.

Посмотрите направо глазками, налево,

Опустите глаза  вниз, перед вами лежит текст.

6. Работа с текстом. Составление плана.

- Послушайте, как Света написала ( рассказывает)  о своёй любимой игрушке.

    В прошлом году мне исполнилось 9 лет. На день рождения бабушка подарила мне игрушку - плюшевого щенка.

      У него большая голова со смешными ушами, торчащий хвостик и толстые лапы. Шерстка коричневого цвета. Глазки, словно чёрные пуговки. Носик кругленький. Щенок симпатичный и забавный. Мы с ним играем,  вечером вместе засыпаем.

     Я очень берегу мою любимую игрушку, ведь её подарила мне бабушка.

- Из скольких частей состоит сочинение ученицы? ( из трёх)

- Ваше сочинение тоже будет состоять из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Начнёте вы своё сочинение с небольшого вступления.

- Давайте подумаем, о чём же нужно сказать  во вступлении?

Каждый из вас записал предложение, как называется ваша любимая игрушка,  а помните ли вы, как она у вас появилась? ( кто-то подарил, по какому-то поводу или на день рождения)

- Вот в первой части вы и расскажите:

1. Как называется ваша любимая игрушка? Как она у вас появилась?

- А какая часть текста самая большая? (2- основная)

- О чём в ней говорится? (Что в ней описывается? )( Игрушка)

 -  В ней даётся описание игрушки (2. Описание игрушки), сообщаются основные  особые приметы, говорится о том, чем она вам нравится) Это будет основная часть вашего сочинения.

- Ребята, чтобы ярче и эмоциональнее у вас получилось описание игрушки, можно использовать не только прилагательные, но и  сравнения.

- Давайте найдём,  какое сравнение использовала Света, описывая глазки щенка?

( Глазки, словно чёрные пуговки. Не просто глазки, а похожие на пуговки).

- Запишем это предложение в тетрадь. Комментируй…

-Молодцы!

- Ребята, а чем дорога игрушка для Светы? ( её подарила ей бабушка)

- А вам чем дорога любимая игрушка? ( Это моя самая первая игрушка, мне её подарила тётя, которую я редко вижу, она далеко живёт)

- Вот в третьей части своего  сочинения   вы  выразите своё отношение к игрушке и напишите,  чем она вам дорога.( 3. Чем вам дорога игрушка?)

7. Дом. задание.

- Ребята,  мы составили план вашего сочинения. Он поможет вам   логично и последовательно создать текст.     -Давайте прочитаем…( 9 слайд)

                                          План
1.Как называется ваша любимая игрушка?
Как она у вас появилась?
2. Описание игрушки.
3. Чем вам дорога игрушка?

- Но это краткий план, а подробный вы найдёте в этом  буклете ( Приложение 1)( раздаю),  давайте прочитаем  памятку « Как писать сочинение о любимой игрушке»( 10 слайд)

8.Устный рассказ.

А теперь вы мне расскажите  о своей игрушке.  

9. Рассказ учителя.

- Ребята, у меня тоже в детстве была любимая игрушка. Эту Снегурочку мне подарила мама на Новый год, когда мне было 8 лет. Она уже не такая яркая, но очень мне  дорога, напоминает о детстве, о новогоднем празднике и до сих пор живёт в моём доме и дарит радость моим детям.

- Как вы думаете, ребята, может ли игрушка рассказать о хозяине?

- Что бы вы сказали обо мне, если я столько лет берегу эту игрушку?

( Я бережливая, и в моей семье крепкие традиции)

- А ещё, ребята,  игрушка может рассказать о целом народе.

10. Экскурс в историю русской игрушки

- Как экскурсовод, я приглашаю вас заглянуть  в историю русской игрушки.( слайд-шоу на фоне русской народной музыки (« Полянка»- русский народный наигрыш) Приложение 3.

- Игрушка сопутствует человечеству с древнейших времён. У каждого народа свои любимые забавы, свои традиции. Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. В каждой семье были нарядные игрушки. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей.

       Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые – дымковские свистульки. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

 В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что- то есть от радуги,

От капелек росы,

 В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

        Знаменита игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, бараны, разные диковинные существа. Они похожи на сказочных зверей.

        Родина каргопольской игрушки – Русский север, Архангельская область. Каргопольские мастера лепят крестьянок в платках и барынь в шляпах, мужичков –гармонистов в лаптях и кафтанах.

     Конь Полкан -любимый персонаж каргопольской игрушки.

    Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники. Они строили дома с наличниками, а в свободное время вырезали деревянные игрушки.

     Матрёшка - известный русский сувенир. Эту деревянную куклу придумали в Абрамцево. В большой кукле пряталось целое семейство – одна другой меньше. Все в ярких сарафанах, передниках и узорчатых платках.

Шли Матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Три Матрёны, три матрёшки

 И одна Матрёшечка.

        Матрёшка – символ русского народного искусства.

Курская область известна все стране своими свистульками, их изготавливаю из глины.

      В национальных русских игрушках всегда ощутима доброта, игрушка дарит радость. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.

- Ребята, а какие игрушки вы можете здесь назвать, о которых сейчас услышали?

- А вот это дымковская свистулька. Послушайте, как она свистит ( ученику предлагаю).Молодец!

11. Подведение итогов ( рефлексия).Оценки.

- Ребята, наше занятие подошло к концу, мы окунулись  с вами в мир игрушек, ( 11 слайд) пора прощаться с нашими весёлыми помощниками.

 -  Все вы  хорошо работали, я вам ставлю    …   , но мне всё-таки хочется узнать, какое впечатление у вас об уроке, возьмите себе тот смайлик ( Приложение2), который подходит вашему настроению после урока.( 12 слайд)

-    Я рада, что вам понравилось, жду от вас творческих работ.

- Спасибо за урок. ( 13 слайд).

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - "Игрушки"

Конспект урока развития речи в 1 классе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»...

Конспект НОД: «Игрушки»

1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь. 2. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». 3. Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно...

Конспект занятия "Игрушки"

Тема «Игрушки»Цель: Развивать коммуникативные способности детей с ОВЗ.Задачи: - Учить связно излагать свои мысли.     - Правильно строить предложения....

Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка» 3-ий год обучения

Конспект занятия «Игрушка-сувенир «Лошадка»3-ий год обучения...