Цифровая образовательная среда интерактивного обучения русскому языку
статья по русскому языку

Афанасьева Полина Валерьевна

В статье раскрываются дидактические особенности применения цифровой интерактивной мультимедиа-коллекции уроков русского языка «Облако знаний». Электронный контент коллекции уроков, описанный в статье, является одним из значимых элементов, формирующих цифровую образовательную среду  ряда школ Воронежской области. Обосновывается диссеминация опыта с целью потенциального использования продукта учебного назначения другими регионами Российской Федерации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_statya.docx446.86 КБ

Предварительный просмотр:

П. В. Афанасьева (Воронеж, ГБУ ДПО ВО «ИРО им. Н. Ф. Бунакова) 

polina-vrn@yandex.ru

 Цифровая образовательная среда интерактивного обучения русскому языку в школах Воронежской области

Аннотация 

В статье раскрываются дидактические особенности применения цифровой интерактивной мультимедиа-коллекции уроков русского языка «Облако знаний». Электронный контент коллекции уроков, описанный в статье, является одним из значимых элементов, формирующих цифровую образовательную среду  ряда школ Воронежской области. Обосновывается диссеминация опыта с целью потенциального использования продукта учебного назначения другими регионами Российской Федерации.  

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, интерактивная мультимедиа-коллекция, урок русского языка.

  Abstract (Summary)

The article reveals the didactic features of using the digital interactive multimedia collection of Russian language lessons "knowledge Cloud". The electronic content of the lesson collection described in the article is one of the significant elements that form the digital educational environment of a number of schools in the Voronezh region. The article substantiates the dissemination of experience for the purpose of potential use of the educational product by other regions of the Russian Federation.

Keywords: the digital learning environment, interactive multimedia collection, a Russian language lesson.

В 2018 году Воронежская область приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Целью проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование устойчивого стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся  образовательных организаций посредством обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры на уровне региона к 2024 году.  

На сегодняшний день существует множество электронных продуктов, которые могут применяться для дидактического обеспечения цифровой образовательной среды учреждений различного типа, в том числе для организационно-методического интерактивного сопровождения уроков русского языка в школе.

Примерами могут служить следующие образовательные платформы: 

-  интерактивная платформа РЭШ («Российская электронная школа»);

- образовательная среда МЭО («Мобильное электронное образование»);

- цифровая платформа для начальной школы «Яндекс. Учебник»;

- образовательный интернет-ресурс «Я-Класс»;

- интерактивная образовательная онлайн- платформа «Учи.ру»;

- цифровая образовательная платформа «Lеста».

Перечень вспомогательных электронных образовательных ресурсов со знаком соответствия ФГОС, которые может использовать учитель-словесник  в своей профессиональной деятельности, не ограничивается перечисленными цифровыми платформами. Наличие доступных онлайн демо-версий  поможет педагогу сориентироваться в выборе наиболее подходящего для реализации поставленных задач продукта учебного назначения.  

Остановимся подробнее на мультимедийной коллекции интерактивных уроков русского языка от издательства электронного контента – компании «Физикон».

Издательство цифрового контента «Физикон» – российский разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов. Компания основана в 1993 году  и имеет многолетний опыт разработки интерактивных курсов и их интеграции в цифровую образовательную среду.

С 2017 года по настоящее время на базе образовательной онлайн-платформы «Облако знаний» в режиме системной работы в школах  Воронежской области проходит апробацию мультимедиа-коллекция уроков «Русский язык. 5-11 классы».

«Облако знаний» –  это образовательный онлайн-сервис для интерактивного сопровождения уроков русского языка, отличительной особенностью которого  является «привязка» программированных моделей учебных занятий  к тематическим планам основных учебников Федерального перечня. Таким образом, коллекция уроков русского языка представляет собой завершенный цикл поэтапного следования по курсу образовательной предметной программы с 5 по 11 класс. Цифровой ресурс  адаптирован для фронтальной работы на интерактивной доске или экране, а также для самостоятельной работы на любом мобильном устройстве.  

Интерактивные уроки ориентированы на самостоятельный поиск учащихся посредством заданий различных типов: правилоориентированных, комплексных и творческих (по типологии Л. Г. Ларионовой).

Правилоориентированные задания направлены на формирование правописной речевой компетенции.

Задания,  формирующие орфографическую грамотность, сгруппированы с учетом опознавательных, выборочных и определяющих написание признаков орфограмм (по Н. Н. Алгазиной) и направлены на осознание лингвистической сущности того или иного языкового явления, связанного с конкретным написанием.

Орфографические правила представлены вариативными моделями когнитивной визуализации: схемами-опорами, алгоритмами, таблицами, интерактивными текстами, в динамике транслирующими способ их применения в ходе правописного тренинга. Ни одна из орфографических моделей не демонстрируется в готовом виде как данность,  формулирование правила осуществляется учеником посредством активного самостоятельного поиска нужной информации.

Задания,  формирующие пунктуационную грамотность, сгруппированы  с учетом опознавательных признаков пунктограмм: морфологических и синтаксических. Особое внимание в заданиях данного типа уделяется усвоению способа применения правила в ходе алгоритмизированного пунктуационного разбора, последовательность шагов которого в процессе самостоятельной работы определяет ученик.

Комплексные задания сосредотачивают внимание учащихся на разноаспектной самостоятельной работе с текстом. В данной категории заданий  текст рассматривается учащимися как единое целое, обладающее определенной идеей, посвященное конкретной теме, состоящее из языковых единиц, разделенных между собой знаками препинания и включающих в себя ряд орфограмм.

Комплексные задания располагаются на единой лингвистической сцене интерактивной доски и позволяют пошагово рассматривать текст с разных точек зрения разделов науки о языке. Они имеют коммуникативную направленность, так как предполагают осмысленное комментирование действий  с языковыми фактами и их графическую фиксацию (выделение цветом, перемещение, подчеркивание, выбор из выпадающего списка и т.д.).

Творческие задания не являются исключением в формате программированной модели обучения в цифровой образовательной среде. В составе интерактивной коллекции уроков насчитывается большое количество заданий, предполагающих развернутый ответ, а также проектную деятельность, направленную на самостоятельное рассмотрение языкового явления в условиях неопределенности.

Вышеперечисленные задания развивают способность не только опознавать, но и анализировать языковые явления, уделяя внимание семантической стороне языка и давая возможность увидеть «жизнь» слова и пунктограммы в тексте,  а орфограммы – в слове.

Разрабатывая систему программированных интерактивных уроков,  мы ориентировались на адаптивную к потребностям обучающихся программированную  модель образовательной среды, предложенную З. П. Ларских.

Данная организационно-методическая модель с ключевым элементом «интерактивность деятельности» обусловливает  содержательную трансформацию учебного процесса, направленного на формирование языковой (правописной), лингвистической и коммуникативной видов компетенций.

 Цифровая образовательная среда, организованная с помощью интерактивной коллекции уроков русского языка позволяет педагогам Воронежской области расширить дидактический инструментарий в сфере применения современных технологий обучения предмету  в соответствии с требованием времени, государственного стандарта, а также запросами потребителей образовательных услуг.

Цифровая образовательная среда становится связующим полем  интерактивной деятельности между школой и жизнью, формирующим общую культуру школьников, составной частью которой является освоение норм родного языка.

Литература

1. Алгазина Н. Н., Гац И. Ю., Новикова Т. Ф. и др. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. – М.: Просвещение, 1998. – 160 с.

2. Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г. И. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. – М.: Просвещение, 1996. –175 с.

3. Ларионова Л. Г. Русский язык. Орфография в заданиях и вопросах.5 –7 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с. – (Лингвистический тренажер).

4. Ларских З. П. Проблемы реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании // Казанский педагогический журнал. –  2017. – № 1. – С. 124 – 128.

5.Облако знаний: Русский язык: Мультимедиа-коллекция: интерактивный мультимедийный учебно-методический комплекс / П. В. Афанасьева, Д. И. Мамонтов. – Долгопрудный: ФИЗИКОН, 2020. – (ИМУМК «Облако знаний». Коллекция. https://physicon.ru/).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка

Ни для кого не является секретом, что большинство учащихся свое свободное от школы время проводят в сети Интернет. Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их реальностью.Пришло врем...

Выступление на тему "Цифровая образовательная среда на уроках иностранного языка и её роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся"

Выступление на районном мероприятии для учителей иностранного языка  «Методический поезд»  «Использование современной информационно-образовательной среды на уроках иностран...

Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

Образовательные  цифровые технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования, ведь   использование мультимедийной наглядности на уроках помогает ...

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка...

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка...