Кружок "Занимательный русский язык" 5 кл.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Кабачёва Наталья Ивановна

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_rp_kruzhka_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЗЕЛЕНОБОРСК»

Рассмотрено на заседании                                  СОГЛАСОВАНО                                                   Утверждаю

педагогического Совета                                      Зам. директора по ВР                                           Директор школы

Пр. № __ от «___» ______  20__г.                        ___________Т.А. Смагина                                     _________О.М. Калугина       

                                                                                  от «__» ___________20__г.                                     от «___» ________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Занимательный русский язык»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся детей: 11-12 лет

Составитель: учитель русского языка и литературы Кабачёва Н.И.

п. Зеленоборск

2020 г.

Пояснительная записка

             Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Занимательный русский язык ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. – Москва «Просвещение», 2016 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2020 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». – Москва «ВАКО», 2016 г.

 Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку рассчитана на 37 часов.

Цель курса:

развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Задачи:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся(выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

- способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.

Концепция, заложенная в содержание внеурочной деятельности по русскому языку

включает два направления:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Данная программа внеурочной деятельности дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Что такое фонография или звукозапись. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция. Игры со звуками. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Дети знакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись», с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией, с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.

Раздел 2

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (7ч.).

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Способы словобразования. Трудности морфемики. Морфемный разбор. Практикум. Игры, загадки, анаграммы. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, анаграммы. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы (по желанию): печатные издания, интернет.

Раздел 3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч.)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Секреты орфографии. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Трудные вопросы пунктуации.Не пером пишут – умом. Тайны письма. Творческая работа. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем. Обучающиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. Тайна лексического значения. Синонимы. Антонимы. Явление омонимии. Русские иностранцы. Заимствованные слова. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, фразеологическим оборотам, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (7ч)

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Универсальные заменители. Изучаем местоимение. Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится.

Развивая кругозор и интеллект, обучающиеся получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для любознательных.

Раздел 6

Речевой этикет.(4 ч)

Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Этикетные слова. Практикум по культуре речи.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Итоговое занятие(1ч)

Вопросы для любознательных. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.

Формы и виды проведения занятий.

Формы:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

№ урока

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

1.

03.09.2020

Вводное занятие.

1

2.

10.09.2020

Фонетика. Основные законы фонетики. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

3.

17.09.2020

Разночтение слов в звучании и написании. Что такое фонография или звукозапись?

1

4.

24.09.2020

Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи.

1

5.

01.10.2020

Выразительность русской речи. Фонетические закономерности. Фонетическая транскрипция.

1

6.

08.10.2020

Поиграем со звуками. Метаграммы. Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов».

1

7.

15.10.2020

Решение фонетических задач.

1

8.

22.10.2020

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

1

9.

29.10.2020

О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

10.

05.11.2020

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.  Способы словообразования.

1

11.

12.11.2020

 Интересные случаи  и трудности в морфемике.

1

12.

19.11.2020

 Морфемный разбор. Практикум.

1

13.

26.11.2020

Загадки русского словообразования. Анаграммы.

1

14.

03.12.2020

Этимология слов.  Работа со словарями.

1

15.

10.12.2020

 Презентация творческой работы  «Сказочные превращения».

1

16.

17.12.2020

Секреты орфографии.

1

17.

24.12.2020

Что такое пунктуация. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

1

18.

31.12.2020

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

19.

14.01.2021

Где работают знаки препинания? («Казнить  нельзя помиловать»).

1

20.

21.01.2021

Презентация творческой работы «Сказка о знаках препинания».

1

21.

28.01.2021

Тайна лексического значения.

1

22.

04.02.2021

Синонимы. Антонимы.

1

23.

11.02.2021

Явление омонимии.

1

24.

18.02.2021

Русские иностранцы. Заимствованные слова.

1

25.

25.02.2021

Как рождаются фразеологизмы?

1

26.

04.03.2021

В царстве частей речи.

1

27.

11.03.2021

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга. Что делает падеж?

1

28.

18.03.2021

В чём секрет глагола и его форм?

1

29.

25.03.2021

Универсальные заменители. Изучаем местоимение.

1

30.

01.04.2021

Имя числительное. Из истории части речи. Народные загадки с числительными.

1

31.

08.04.2021

Филологические задачи и кроссворды.

1

32.

15.04.2021

Какими бывают предложения.

1

33.

22.04.2021

Правила речевого этикета.

1

34.

29.04.2021

Как научиться быть вежливым?

1

35.

06.05.2021

Этикетные слова. Слова-  паразиты.

1

36.

13.05.2021

Практикум по культуре речи.

1

37.

20.05.2021

Аукцион знаний. Итоговая викторина «Что кроется в слове?»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
  5. Брагина С.А. Занимательные и дидактические материалы. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2009г.
  6. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. М., Издательство РОСТ, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...