урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Тема:  Имя прилагательное. Общее значение.

Цель урока:

познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно- развивающие:

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать  положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
  • набор карточек  с индивидуальными заданиями по теме «Имя прилагательное»;
  • ТСО (диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
  • рабочие тетради по русскому языку.

Технологии:

  • - Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
  • - Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
  • - Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока (на протяжении всего урока показ презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilag.8kl.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 Класс:  8 Б класс

Количество учащихся:10 человек

Диагноз детей: лёгкая умственная отсталость

Тема:  Имя прилагательное. Общее значение.

Цель урока: 

познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;

Задачи:

Обучающие:

  • углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно- развивающие:

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать  положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
  • набор карточек  с индивидуальными заданиями по теме «Имя прилагательное»;
  • ТСО (диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
  • рабочие тетради по русскому языку.

Технологии:

  • - Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
  • - Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
  • - Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока (на протяжении всего урока показ презентации)

         Слайд 2

  1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями).

Слайд 3

  1. Актуализация знаний. ( Задание по карточке: прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Раскройте мысль последнего предложения).

Л_са уходят. Жалко мне л_са!

Уходят ели, сосны и берёзы.

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают г_лоса.

Когда – то ж_ли в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клёны.

Куда им дет(?)ся от такой судьбы?

Спасайте люди, океан з_лёный!

Слайд 4

III. Основная часть

1. Сообщение темы урока. 

- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку  учитель читает отрывок из стихотворения).

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни,

Мы для сердца - живая отрада,

Украшенье родимой земли.

2. Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась  природа. Лес - это наряд нашей Земли. Лес - это грибы и вкусная земляника. Лес - это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там. (рассказ учителя)

Слайд 5,6,7,8                                            

3. Объяснение нового материала.  - Отгадайте загадку?

 И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы

 Филины и ……………….(Совы

Сова.

    Сова - это крупная птица. Лапы у неё короткие, с кривыми острыми когтями. Клюв загнутый  крючком. Оперение у совы коричневое, мягкое. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. За одну ночь сова уничтожает 8 мышей. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Сова находится под охраной государства и занесены в Красную книгу.(рассказ учителя)

4.Рассмотрите сову. (картина)Найдите ответы на вопросы

- Сова какая птица? (крупная)

- Какие лапы? (короткие, с кривыми острыми когтями)

- Какой клюв? (загнутый)

- Какие у неё глаза? (большие)

- Какое оперение? (коричневое, мягкое)

- Организм сов приспособлен к какой охоте? (ночной)

 - Что обозначают подобранные слова? (признаки совы)

Слайд 9

5. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются именами прилагательными. Имя прилагательное – часть речи.

- А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным и выразительным).

Учитель об имени прилагательном:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 10

6. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).

А потом они в тетради

Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Не сидится им опять.

Постучали, повертели  

И работать захотели.

Слайд 11

-        Откройте тетради, запишите число 24.11.2020г., тему урока: «Имя прилагательное».

7. Закрепление темы урока.

- Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.

Карточка – памятка.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные - изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительным.  

        Слайд 12

8.Спишите текст, найдите имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

Сова.

Сова - это крупная птица. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.  Лапы у неё короткие, с кривыми острыми когтями. Клюв загнутый крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. Добычей ей служат крупные  насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие.  Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства и занесена в Красную книгу.

Слова - вопросы подсказки:

         - Сова птица какая?  (крупная)

         - Лапы какие?  (короткие)

         - Клюв какой?   (загнутый)

         - Глаза какие?   (большие)

         - Оперение какое?  (коричневое)

         - Организм сов приспособлен к какой охоте?  (ночной)

9. Физкультминутка.

Засиделись мы немножко,

Встанем, поглядим в окошко.

К солнцу руки все поднимем, Дети повторяют движения за учителем.
Груз усталости мы скинем,

Скажем добрые слова:

«Здравствуй, солнце и весна!»

Слайд 13

10. Словарно - орфографическая работа.

- Запишите словарные слова, правописание которых надо запомнить

  • Беречь – не тратить понапрасну; не давать потеряться.

     (Беречь здоровье, беречь своё время, беречь природу).

  • Стеречь - следить за сохранностью, безопасностью; охранять, сторожить.

(Стеречь стадо, стеречь вещи, стеречь волка).

         - Это словарные слова и их надо запомнить  и записать в тетрадь.  

11.Закрепление темы урока (продолжение).

 – Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес - это дом. Из - за этого животные исчезают совсем и становятся редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды животных и растений внесены в Красную книгу.  В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Красный цвет - это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано. (рассказ учителя)

Слайд 14

- Животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног.   (Ёж)

Ёжик.

Ёжики - одни из древних животных. Они появились много лет тому назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры. Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов.

- Ёжик приглашает вас в лес и предлагает поиграть.

Слайд 15,16,17

12. Физминутка для глаз.  

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

  1. Хвост         пушистый,
    Мех        золотистый,
    В лесу живёт

            В деревне кур крадёт.   (Лиса)

2. По полю скачет,
  Ушки прячет.
  Встанет столбом -
  Ушки торчком.  (Заяц)

3.   Царь – зверей    (Лев)

 Тренировочные задания на закрепление темы.

13.Игра «Запомни словечко» (зрительный диктант).

Медведь (какой?) косолапый, белый.

Лиса (какая?) хитрая, рыжая.

Заяц (какой?) белый, ловкий

Волк  (какой?) серый, злой.

Лев (какой? ) африканский, добрый.

Ёжик (какой?) колючий, маленький.

(Через несколько минут  слова стираются).

Учитель:

- Ориентируясь на первое слово и вопрос, запишите сочетания полностью.

  • Устно задайте вопросы к прилагательным.
  • Как мы называем слова, которые вы дописывали сами? (имена прилагательные).
  • Что они обозначают? (признак предмета).

- А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи. 

Слайд 18

14. Использование технологии уровневой дифференциации

I        уровень.

Вставить подходящее по смыслу прилагательное.

Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).

По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).

У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).

Ёж (какой?) … зверёк (шаровидный, колючий, маленький).

Прыгает с ветки на ветку (какая?) … белочка (маленькая, рыженькая, пушистая).

II        уровень. 

Подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

Лиса (какая?) …..(хитрая, умная).

Сова - (какая?)…(большая, мощная).

Мышка – (какая?)… (маленькая, серенькая).

Животные – (какие?)…(дикие, домашние).

Лапки у совы (какие?)…(маленькие, большие, короткие).

III        уровень. 

Спишите предложения.

Сова охотится на (каких?) полевых мышей.

По лесу бродит (какой?) серый волк.

У лося (какие?) ветвистые рога.

Мышка – (какая?) маленькая, серенькая.

Сова (какая?) крупная птица с мощными лапами.

Слайд 19

IV. Итог урока, рефлексия.

15.Учитель:

- Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи сегодня познакомились на уроке?

- Что вы знаете о прилагательном?

- Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета

(признак предмета) и отвечает на вопросы:….  (какой? какая? какое? какие? ).  

Выставление оценок.

Учитель:

- Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты  работы учащихся).

- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

- Какое задание вызвало затруднение? Почему?

- Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Слайд 20

16. Напомните мне правила друзей природы. «Запомни!»

 «Этого делать нельзя!»

- Не срывать цветы.

- Не ломать деревья.

          - Не ловить бабочек.

          - Не убивать животных.

17. И наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова Слайд 21

Я сорвал цветок - он завял,

Я поймал жука - и он умер.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...