Урок по теме "Антонимы" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лучникова Ольга Анатольевна

Технологическая карта разработана к учебнику Т.А. Ладыженской - 2020 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_87_antonimy.doc77.5 КБ
Office presentation icon urok_87._antonimy.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 87

Антонимы

  • Цель  урока: сформировать понятие об антонимах
  • 2. Задачи:
  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
  • Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к  лексическим запасам языка;
  • Развивающие:  развивать  речь, лингвистическое чутье,  логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
  • Тип урока комбинированный
  • Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
  • Необходимое техническое оборудование 
  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • Планируемые образовательные результаты:
  • Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
  • Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
  • Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
  • Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

- Добрый день, ребята.  Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

 Есть у радости подруга

 В виде полукруга. ...

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

настраиваются   на работу, заинтересовываются

1

2

Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.

Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала

– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2

  1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3. Лексическое значение – это …
  4. Лексическое значение слова можно узнать по…
  5. Однозначными называются слова…
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3)

Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:

– Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках?

-Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Вспоминают определения основных лексических понятий

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте

Учащиеся продолжают стихотворение:

Что такое хорошо
И что такое плохо?

5

3

Изучение нового материала

1.Термин «Антоним»

2. Словарь антонимов

Создание условий для познавательной деятельности учащихся.

  1. Анализ терминов.

Гипертекстовое определение "Антонимы"

/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./

-В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним).

По-гречески часть «ним» означает  «имя».

Греческая приставка АНТИ-  встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6).

3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8).

Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение

1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье»)

2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный»)

3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться»)

4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ).

Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление.

Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4).

Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения:

1-О видах антонимов

2- Антонимы в частях речи

Работают в группах со словарями

10

ФИЗМИНУТКА

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки 

Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения.

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь  («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши).

Выполняют движения за учителем

3

4

Первичная проверка новых знаний и способов деятельности

Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений.

Выполнение тренировочных упражнений.

1.Работа с учебником. Упр на с. 185 + 392

2. Работа с пословицами

Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы.

Продолжи пословицу(слайд 9)

  • Корень учения горек, а плод …
  • Ласточка день начинает, а соловей …
  • Не бойся врага умного, а бойся друга …
  • Знай больше, говори …
  • Лучшая вещь - новая, лучший друг - …
  • Легко сказать, да….
  • По одёжке встречают – по ...
  • Не откладывай на завтра то, что ...

3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10):

1 ряд. труд-лень.

2 ряд. свет-тьма.

3 ряд. дело-потеха.                      +УПР 393

Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества

10

5

Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний.

 

Оценивание  успешности познавательной деятельности учащихся.

Коррекция знаний.

1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд  11)

-Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность»

2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности)

(слайды 13-14 )

А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13)

-Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему?

Б) Знакомство с понятием «антитеза»

(слайд 14)

3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.  

Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала.

10

6

Подведение итогов

(слайд 16)

Организует  обсуждение обобщающего вывода

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли 

Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке

-Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов  и противопоставлений.

3

7

Домашнее задание.

(слайд 17)

Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное  домашнее задание (слайд 17):

параграфы 61-66 (закрепляем темы лексики); упр. 395 или 396

2

8

Рефлексия по достигнутым  образовательным результатам.

(слайд 18)

Мотивирует учащихся к участию в рефлексии

Участие  в рефлексии

  • Я узнал…
  •  Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Оказалось неожиданным…
  • Вызвало затруднение…

- Было сложно…

1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гипертекстовое определение "Антонимы"

демонстрационный

текст

Гипертекстовое определение "Антонимы"

2

Словарь «Антонимов»

демонстрационный

http://www.gramota.ru/slovari/info/lv 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕСТЬ У РАДОСТИ ПОДРУГА В ВИДЕ ПОЛУКРУГА. ...

Слайд 2

Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… Лексическое значение – это … Лексическое значение слова можно узнать по… Однозначными называются слова… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть… Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Слайд 3

КРОШКА СЫН К ОТЦУ ПРИШЕЛ. И СПРОСИЛА КРОХА: Что такое хорошо И что такое плохо?

Слайд 4

/АНТОНИМЫ – (ГРЕЧ. ΑΝΤΊ- «ПРОТИВ» + ΌΝΟΜΑ «ИМЯ») — ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, ИМЕЮЩИЕ ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ./

Слайд 5

Корень учения горек, а плод … Ласточка день начинает, а соловей … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори … Лучшая вещь - новая, лучший друг - … Легко сказать, да…. По одёжке встречают – по ... Не откладывай на завтра то, что ...

Слайд 6

ВОССТАНОВИТЕ ПОСЛОВИЦУ, В КОТОРОЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ АНТОНИМЫ 1 ряд: труд-лень. 2 ряд: свет-тьма. 3 ряд: дело-потеха.

Слайд 7

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЯБЛОКО». НАЙДИТЕ СЛОВА-АНТОНИМЫ. КТО БЫСТРЕЕ? У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок.

Слайд 8

Музей древностей

Слайд 9

Примеры контекстных синонимов.

Слайд 10

Примеры контекстных синонимов. В качестве контекстных синонимов выступают такие слова: пробуждаются, раскрывает , расправляет, вспыхивают . слово пробуждаются означает – просыпаются; а глагол раскрывают означает – становиться раскрытым; расправлять – сделать ровным, гладким; вспыхивать – внезапно разгореться, покраснеть. В рамках данного контекста эти слова являются синонимами.

Слайд 11

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вопросы, с. 167, 1 группа – упражнение 371 (подобрать антонимы); 2 группа – упражнение 372 (найти антонимические пары);

Слайд 14

Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… - Было сложно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ

Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...

Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".

В  10-м  классе   изучение  темы "Карбоновые кислоты"  включает  в себя   в основном  изучение материала  на примере  уксусной  кислоты. Муравьин...

Конспекты уроков, фрагменты и презентации к урокам литературы, формирующие экологическую культуру учащихся.

Папка содержит разработки уроков и фрагменты уроков литературы в 5 - 11 классах, формирующие экологическую культуру учащихся:Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века. ( конспект для 6 и 7 классо...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...