Урок по теме "Антонимы" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта разработана к учебнику Т.А. Ладыженской - 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_87_antonimy.doc | 77.5 КБ |
urok_87._antonimy.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 87
Антонимы
- Цель урока: сформировать понятие об антонимах
- 2. Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
- Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
- Тип урока комбинированный
- Формы работы учащихся групповые, индивидуальные, фронтальные
- Необходимое техническое оборудование
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;
- Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
- Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | - Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Есть у радости подруга В виде полукруга. ... Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. | настраиваются на работу, заинтересовываются | 1 | |
2 | Обобщение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. | Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала – Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы проецируются на интерактивную доску): СЛАЙД 2
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского (СЛАЙД 3) Крошка сын – Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках? -Такие слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи. | Вспоминают определения основных лексических понятий Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют по ответам, появившимся на экране, оценивая работу соседа по парте Учащиеся продолжают стихотворение: Что такое хорошо | 5 | |
3 | Изучение нового материала | 1.Термин «Антоним» 2. Словарь антонимов | Создание условий для познавательной деятельности учащихся.
Гипертекстовое определение "Антонимы" /Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./ -В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним, синоним). По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка АНТИ- встречается во многих словах: антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза. 2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме (слайд 5, 6). 3. Работа со словарями. Правильно подобрать антонимы к словам нам помогут словари (слайд 7-8). Работа в группах: найти к слову антоним и составить с данной парой предложение 1группа-работает со словарем М.Р.Львова (слово «веселье») 2группа- работает со словарем О.А.Михайловой (слово «бедный») 3группа- работает со словарем Н.М.Меркурьевой (слово «мириться») 4группа- работает со словом «далеко», обращаясь к «Нашему Интернет- помощнику». (Ссылка на сайт http://www.gramota.ru/slovari/info/lv ). | Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление. Учащихся записывают термин и его определения в словарик (слайд 4). Выступают ученики, подготовившие индивидуальные сообщения: 1-О видах антонимов 2- Антонимы в частях речи Работают в группах со словарями | 10 |
ФИЗМИНУТКА | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). | Выполняют движения за учителем | 3 | ||
4 | Первичная проверка новых знаний и способов деятельности | Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Работа с учебником. Упр на с. 185 + 392 2. Работа с пословицами Издавна в устном народном творчестве люди использовали меткие, краткие фразы-пословицы и поговорки, где в большом количестве встречаются антонимы. Продолжи пословицу(слайд 9)
3. Восстановите пословицу, в которой встречаются антонимы (слайд 10): 1 ряд. труд-лень. 2 ряд. свет-тьма. 3 ряд. дело-потеха. +УПР 393 | Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества | 10 | |
5 | Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний. |
| Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. 1.Составление антонимичных пар согласно стилистической принадлежности анализируемых слов (Слайд 11) -Проверьте результат (слайд 12). Подберите антоним к слову «честность» 2. Подготовка к ГИА (работа со средствами выразительности) (слайды 13-14 ) А) Знакомство с понятием «контекстуальные синонимы» (слайд 13) -Как вы думаете, являются ли выделенные слова антонимами? Почему? Б) Знакомство с понятием «антитеза» (слайд 14) 3. Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова-антонимы. Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар, а как считаете вы? (слайд 15) У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок. | Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. | 10 |
6 | Подведение итогов | (слайд 16) | Организует обсуждение обобщающего вывода -Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли | Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке -Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Они используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений. | 3 |
7 | Домашнее задание. | (слайд 17) | Объявление дифференцированного домашнего задания Дифференцированное домашнее задание (слайд 17): параграфы 61-66 (закрепляем темы лексики); упр. 395 или 396 | 2 | |
8 | Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. | (слайд 18) | Мотивирует учащихся к участию в рефлексии | Участие в рефлексии
- Было сложно… | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Гипертекстовое определение "Антонимы" | демонстрационный | текст | Гипертекстовое определение "Антонимы" |
2 | Словарь «Антонимов» | демонстрационный |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… Лексическое значение – это … Лексическое значение слова можно узнать по… Однозначными называются слова… Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть… Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…
КРОШКА СЫН К ОТЦУ ПРИШЕЛ. И СПРОСИЛА КРОХА: Что такое хорошо И что такое плохо?
/АНТОНИМЫ – (ГРЕЧ. ΑΝΤΊ- «ПРОТИВ» + ΌΝΟΜΑ «ИМЯ») — ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, ИМЕЮЩИЕ ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ./
Корень учения горек, а плод … Ласточка день начинает, а соловей … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори … Лучшая вещь - новая, лучший друг - … Легко сказать, да…. По одёжке встречают – по ... Не откладывай на завтра то, что ...
ВОССТАНОВИТЕ ПОСЛОВИЦУ, В КОТОРОЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ АНТОНИМЫ 1 ряд: труд-лень. 2 ряд: свет-тьма. 3 ряд: дело-потеха.
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «ЯБЛОКО». НАЙДИТЕ СЛОВА-АНТОНИМЫ. КТО БЫСТРЕЕ? У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? -Что вы? – шепчет червячок – Сладкий у него бочок.
Музей древностей
Примеры контекстных синонимов.
Примеры контекстных синонимов. В качестве контекстных синонимов выступают такие слова: пробуждаются, раскрывает , расправляет, вспыхивают . слово пробуждаются означает – просыпаются; а глагол раскрывают означает – становиться раскрытым; расправлять – сделать ровным, гладким; вспыхивать – внезапно разгореться, покраснеть. В рамках данного контекста эти слова являются синонимами.
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Вопросы, с. 167, 1 группа – упражнение 371 (подобрать антонимы); 2 группа – упражнение 372 (найти антонимические пары);
Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… - Было сложно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ
Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...
Конспект урока и мультимедийная презентация к уроку на тему "Муравьиная кислота- знакомая и незнакомая".
В 10-м классе изучение темы "Карбоновые кислоты" включает в себя в основном изучение материала на примере уксусной кислоты. Муравьин...
Конспекты уроков, фрагменты и презентации к урокам литературы, формирующие экологическую культуру учащихся.
Папка содержит разработки уроков и фрагменты уроков литературы в 5 - 11 классах, формирующие экологическую культуру учащихся:Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века. ( конспект для 6 и 7 классо...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку
В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...