Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок-практикум содержит разнообразный материал для закрепления навыка постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, тест. Презентация к уроку позволяет повторить правила постановки знаков препинания в БСП, содержит материал для конструирования БСП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_bsp.docx | 20.73 КБ |
punktuatsiya_v_bsp.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок – практикум.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обобщение, систематизация и углубление знаний обучающихся о бессоюзном сложном предложении;
- совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание эстетического вкуса;
- вызвать у обучающихся интерес к теме урока;
- помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ХОД УРОКА
1 этап. Актуализация знаний.
Объяснение высказываний Л.Т. Григоряна и Л.Н. Толстого.
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». (Л.Т. Григорян)
«Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно». (Л.Н. Толстой)
2 этап. Формулировка темы урока. Постановка задач урока.
3 этап. Повторение теории. Работа в парах
Задание 1 ( 1 пара)
Составьте опорный конспект для ответа по теме: «Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП». Для иллюстрации выберете подходящие примеры из следующих предложений (знаки препинания не проставлены):
- Роняет лес багряный свой убор ( ) сребрит мороз увянувшее поле.
- Пора понять ( ) ты за себя в ответе.
- Метель не утихала ( ) небо не прояснялось.
- Уже вечерело ( ) солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
- Любишь кататься ( ) люби и саночки возить.
2 пара
Составьте опорный конспект для ответа по теме: «Условия постановки двоеточия в БСП». Для иллюстрации выберете подходящие примеры из следующих предложений (знаки препинания не проставлены):
- Слово не воробей ( ) вылетит – не поймаешь.
- Пора понять ( ) ты за себя в ответе.
- Метель не утихала ( ) небо не прояснялось.
- Богатому не спится ( ) богатый вора боится.
- Любишь кататься ( ) люби и саночки возить.
3 пара
Составьте опорный конспект для ответа по теме: «Условия постановки тире в БСП». Для иллюстрации выберете подходящие примеры из следующих предложений (знаки препинания не проставлены):
- Труд человека кормит ( ) лень портит.
- Пора понять ( ) ты за себя в ответе.
- Раз солгал ( ) на век лгуном стал.
- Любишь кататься ( ) люби и саночки возить.
- Я за свечку ( ) свечка в печку.
- По улице идёт ( ) лебёдушка плывёт.
4 этап Схематический диктант
- Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякое промедление неблагоразумно и опасно.
- Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
- С детских лет постигаем мы уроки доброты, сочувствия, милосердия; наше сердце наполняется теплым светом любви, открытой и бескорыстной.
- Желаешь себе добра – не делай зла другому.
- Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
- Доброта рождает любовь, сердце тянется к добрым людям.
- Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
5 этап. Практикум.
Задание 3. Составить четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения.
Стоит жара.
День будет жаркий.
Все краски в природе поблекли.
Дождик прошел по садовой дорожке.
К вечеру, по-видимому, соберется гроза.
Солнце сильно палит.
Все ожило и засмеялось.
К полудню на горизонте появились тучи.
Проверка
Стоит жара – все краски в природе поблекли.
День будет жаркий: солнце сильно палит.
Дождик прошёл по садовой дорожке – всё ожило и засмеялось.
К вечеру, по-видимому, соберётся гроза: к полудню на горизонте появились тучи.
Задание 4. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
- Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять водоёмы.
- Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил : они все стояли на реке.
- Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
- Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
- Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками.
- Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь.
- Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу.
Задание 5. Перестроить сложные союзные предложения в бессоюзные.
- В лесу весело и беззаботно поют птицы, и над цветами летают бабочки.
- Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
- Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
- Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
Задание 6. Записать текст, в предложениях правильно расставить знаки препинания. В БСП графически обозначить части предложений.
ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ
Человек может определить себя в сравнении с другими с помощью самопознания и самоанализа. Эти категории очень трудные и важные ( ) они связаны с вопросами психологии. Сможешь познать самого себя( ) будешь полнее отдаваться любимому делу. Самоанализ ( ) это высокоразвитый самоконтроль. Неслучайно творческие люди сохраняют склонность к самопознанию, появившуюся в детстве, всю жизнь ( ) без этого не может быть подлинного роста личности.
Тест
1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.
3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.
1) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
4. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Взойдёт солнце – сразу в путь.
1) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части
4) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
5. Укажи, какой знак необходимо поставить между частями сложного предложения.
1) Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.
2) Учись доброму худое на ум не пойдёт.
3) Колосья тихо бьют по лицу васильки цепляются за ноги ромашки приветствуют.
4) Весенний воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.
6 этап. Рефлексия.
Продолжите высказывания
- Сегодня на уроке я усвоил(а)………..
- Мне было понятно……………
- Мне было трудно выполнить………….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли . Л.Н.Толстой
Вопросы. 2.Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении? 1.Какое предложение называется бессоюзным сложным? 3.От чего зависит выбор знаков препинания? 4.Каковы условия постановки в бессоюзном сложном предложении запятой? Точки с запятой? Двоеточия? Тире ?
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или более частей, связанных между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, но без союзов.
Запятая. Значение одновременности, последовательности (можно вставить союз И ): Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле. Метель не утихала, небо не прояснялось . Точка с запятой . З начение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены , и внутри есть уже знаки: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
Схематический диктант Образец 1. [ ] : [ причина ] .
Проверка схематического диктанта [ ] : [ причина ] . [ ] - [ ] . Противопоставление [ ] ; [ ] . Внутри частей есть запятые [ условие ] - [ ] . [ ] : [ пояснение ] . [ ] , [ ] . Последовательность [ ] : [ дополнение ] .
Конструирование БСП. Задание . Составить четыре БСП, соединяя попарно данные простые предложения. Стоит жара. День будет жаркий. Все краски в природе поблекли. Дождик прошел по садовой дорожке. К вечеру, по- видимому, соберется гроза. Солнце сильно палит. Все ожило и засмеялось. К полудню на горизонте появились тучи.
Конструирование БСП. Проверка задания Стоит жара - все краски в природе поблекли. День будет жаркий: солнце сильно палит. Дождик прошел по садовой дорожке - все ожило и засмеялось. К вечеру, по- видимому, соберется гроза: к полудню на горизонте появились тучи.
Практикум
Сегодня на уроке я усвоил(а)… Мне было понятно… Мне было трудно… Продолжи высказывания
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...
УРОК с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок с использованием ЦОР....
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...
Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...