Мастер-класс "Музыка на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку

Шамарина Самига Тюлегеновна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Шамариной Самиги Тюлегеновны

МОУ «СОШ им.В.И.Лаврова

с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области»

Учителя русского языка и литературы

Музыка на уроках русского языка

8-10 кл.

Одним из эффективных средств мотивации учащихся на уроках русского языка может быть музыка. Сегодня мы рассмотрим музыкальные произведения как одну из возможных форм  дидактического материала.

Музыка – искусство интернациональное, и обращение к ней на уроках русского языка углубляет диалог культур. Во вступительном слове к прослушиванию музыкального произведения учитель, называя имя автора, подчеркивает, культуру какого народа представляет композитор, кто из русских деятелей искусства были его современниками или друзьями, что сближает, роднит их творчество.

Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трех минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания.

Я хочу поделиться опытом работы по организации упражнений  с использованием музыки.

Практическая организация данных упражнений включает в себя следующие компоненты:

  1. Краткое вступительное слово учителя.
  2. Первое прослушивание музыкальной пьесы.
  3. Обдумывание учащимися будущей миниатюры (возможна запись набросков плана).
  4. Повторное прослушивание музыкального произведения.
  5. Написание миниатюры.
  6. Сообщение грамматического задания учителем и выполнение его учащимися (на материале написанных миниатюр).

В качестве примера – фрагменты уроков русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Пьеса «Сладкая греза» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

  1. Вступительное слово учителя.

П.И. Чайковский – выдающийся русский композитор, дирижер, музыкальный драматург, создатель  величайших симфоний и опер. Он с особенным трогательным чувством относился к музыкальным образам, связанным с темой детства. Вызвано это тем, что о детстве у Петра Ильича остались на всю жизнь самые счастливые воспоминания. Он жил в очень дружной семье, где между родителями и детьми были искренние, доверительные отношения.

Красивыми и трогательными мелодиями полон цикл пьес Чайковского  «Детский альбом». Сегодня мы прослушаем из этого музыкального альбома пьесу «Сладкая греза».

Объясним лексическое значение слов греза, сладкий. (На слайде выписка из толкового словаря: Греза  - мечта, создание воображения.)

Прилагательное сладкий многозначное. В названии пьесы оно употреблено в одном из переносных значений, а именно Сладкий – приятный, доставляющий удовольствие.

Итак, включите свое воображение, вспомните, о чем вы страстно мечтали, когда были совсем маленькими, как вам представлялось исполнение вашей мечты.

  1. Первое прослушивание музыкальной миниатюры.
  2. Работа над черновиком сочинения.

- Как можно начать сочинение? (На слайде – возможные начала, выберите любое).

- Используйте в своем сочинении глаголы в настоящем времени, ведь вы видите картину сейчас.

4. Повторное прослушивание пьесы.

5. Написание миниатюры.

6. Грамматическое задание – найдите в миниатюрах все имена существительные и определите род каждого из них.

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Э.Григ «Бабочка».

- Э.Григ – крупнейший норвежский композитор. В музыке он стремился запечатлеть пейзажи Норвегии. Его музыка популярна и любима не только в скандинавских странах, но и в России. Особенно удавались Григу музыкальные миниатюры. Сегодня я предлагаю прослушать одну из небольших пьес композитора, которая называется «Бабочка». Постарайтесь представить картину природы, которую рисует  в вашем воображении музыка Грига. Опишите в сочинении увиденную картину.

Грамматическое задание – подчеркните в миниатюрах словосочетание: сущ.+прил.

Тема урока: «Местоимение как часть речи». К.Сен-Санс «Аквариум».

- К.Сен-Санс – известный французский композитор второй половины 19-начала 20 века. Одно из известных его произведений – сюита «Карнавал животных», которой автор дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». В ней отразились воспоминания и привязанности детства композитора. Маленький Камиль любил природу, особенно животных. Героями его музыкальных зарисовок становятся слоны, кенгуру, черепаха, лебедь и другие животные и птицы. Сегодня мы послушаем пьесу «Аквариум».

Грамматическое задание – найдите в миниатюрах личные местоимения, над каждым из них надпишите его начальную форму.

Тема урока: «Виды глагола». Пьеса М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»)

- Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор и превосходный пианист. Он написал немало песен, романсов, ряд фортепианных циклов. Наиболее известным из них стал цикл «Картинки с выставки». Фортепианные пьесы появились после того, как композитор побывал на посмертной выставке рисунков своего друга – художника Виктора Карловича Гартмана. Названия многих пьес Мусоргского вам, вероятно, знакомы: «Богатырские ворота», «Гном», «Избушка на курьих ножках». Последняя пьеса имеет второе название – «Баба Яга». Её мы сейчас и послушаем.

Грамматическое задание – найдите в миниатюрах все глаголы, определите вид каждого из них.

Таким образом, в процессе подобных уроков выполнение упражнений становится более заинтересованным, так как ученики находят изучаемые части речи, их категории и формы в тексте, который создали сами. Изучаемое становится своим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...