Конспект урока по русскому языку (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Нургалиева Нагима Хадыровна

Урок по теме" Словообразование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_7_klass_1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

6  класс

«Словообразование»

Цель урока:

  1. отработать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
  2. выработать умение составлять словообразовательные цепочки;
  3. эстетическое воспитание учащихся.

Оборудование: 1) таблица образования сложных слов;

                           2) иллюстрация с изображением памятника Петру I  скульптора Фальконе;

                           3) материалы для интерактивной доски.

Ход урока:

I.Орг.момент.

II.Проверка домашнего задания.

     1.Вопросно – ответная беседа:

         - Что изучает лексика?

         - Как и почему происходят изменения в лексическом составе языка?

         - Расскажите об устаревших словах, неологизмах. Приведите примеры.

         -Расскажите о синонимах, антонимах, омонимах. Приведите примеры.

          - Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

     2.Синтаксическая минутка.

         Записать предложение, составить его схему.

III.Повторение и обобщение изученного.

     1.Вступительное слово учителя.

     2.Фронтальный опрос.

          -Что изучает словообразование?

          - Что такое морфема?

          - Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры.

          - Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры.

 IV.Закрепление.

     1.Выборочный диктант

  .          Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище... Не то и не другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.

     Вопросы и задания

         Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор по-разному?
Какой частью речи являются исходное и производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и исходное слово могут относиться к одной части речи!)
        А можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова являются разными частями речи?

      2.Распределительный диктант.

.          Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:

регулировщица, ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать, прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.

В случае затруднения не стесняйтесь заглядывать в словообразовательный словарь!

       3. Словообразовательная работа.

         

4.Свободный диктант.

         Даны глаголы: драть, биться, делать, гнить, бросить, дуть, звать, шить, гореть, бежать, грести, бить, жечь. Ответьте на вопросы, используя образованные от них производные с приставкой с-.

     5. Восстановительный диктант.

          Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

а) Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
решето --> ? --> изрешетить --> изрешечивать;
обрести --> приобрести --> приобретать --> ?;
? --> общество --> общественный --> общественник;
коллекция --> коллекционировать --> коллекционирование --> ?;

б) держать --> ? --> сдержанный --> ?;
единый --> соединить --> ? --> воссоединять --> ?;

6. Творческий диктант.

          Ответьте письменно на вопросы:

                     – Что помогает превратить мясо в фарш?        
                    – Дом в пять этажей называется...
                    – Поговори-ка ты со мной, гитара...
(А еще какая бывает гитара?)
                     - Какого цвета зебра?
                    – Беда! Все затряслось, стали рушиться дома и падать деревья.                       Началось...
                      – С помощью какого механизма можно выжать сок из апельсина?
    Вы записали
сложные слова. Подумайте: почему они так называются?

. Сделаем выводы об образовании сложных слов. Рассмотрите таблицу:

Образование слов путем сложения

V. Домашнее задание.

ТЕСТ

I. Укажите предложение, в котором все слова непроизводные.

а) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
б) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
в) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.
г) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.
д) Каждый раз, когда я иду с озера, коты всех мастей – рыжие, черные, серые, белые – бегут за мной.

(К.Паустовский)

2.Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом.

а) Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.
б) У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни зараз на ноги поднимал.
в)  Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.
г) На другой день снежный дождик стал сильнее.
д) Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.

(Э.Успенский)

3. Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов.

а) Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине.
б) От петуха летели лишь пыль и пух.
в) Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
г) После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
д) Его облили холодной водой, и он отошел.

4.В каком ряду есть только сложные слова?
а) Глубокомысленный, приглушенный, изголодавшийся, непригодный.
б) Скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
в) Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
г) Неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

5. В каком слове используется соединительная гласная о?
а) Птиц_ферма;
б) жертв_приношение;
в) месяц_слов;
г) овц_водство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...