Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Иванникова Нина Владимировна

Открытый урок  по русскому языку в 7 классе на тему: "Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_7b.docx29.73 КБ
Файл deeprichastie.7b.pptx852.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ

« Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2»

Конспект урока по русскому языку
в 7 классе

«Деепричастие как часть речи»

                                                                     подготовила

учитель русского языка и литературы

                                                             Иванникова Нина Владимировна

Г.Новомичуринск, 2019

Тема урока: «Деепричастие как часть речи».

Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса   общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян,  Т.А. Ладыженская,   Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.— 34-е изд. — М.: Просвещение, 2017.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,
  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
  • формировать языковое чутье,
  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Задачи урока:

Знать:

1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;

2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь:

1) отличать деепричастие от причастия;

2) разграничивать основное и добавочное действие;

3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Тип урока: изучение нового.

Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.

Образовательная технология: сотрудничество.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Планируемый результат.

Предметные:

Уметь отличать и находить деепричастия.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.


Ход урока

1.Орг.момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2. Орфоэпическая разминка.

Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с орфоэпической разминки.

На слайде (слайд №2)  вы видите скороговорку.

Попробуйте произнести все слова этой скороговорки отчетливо.

«Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят»

3.  Орфографическая разминка

А) А сейчас я предлагаю вам выполнить орфографическую разминку.

На слайде №3 вы видите слова с пропущенными буквами.

Вам необходимо вставить эти пропущенные буквы и объяснить правописание данных слов

Б) Проверьте, что у вас должно получиться. (слайд №4)

Итак, какая орфограмма нам встретилась в трёх первых словах?

-Правописание проверяемой безударной гласной:

Жемчу́жина – же́мчуг;

Перламу́тровый – пе́рл (в переводе на русский означает «жемчужина»)

- А слова Вселе́нная и ра́ковина? Что это за слова? Их можно проверить?

- Нет, это словарные слова, их нужно запомнить!

- Ребята, дома запишите эти слова в свои словарики.

4.Изучение нового материала

А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд и найти ключевое слово.

а) Дети отгадывают кроссворд. (слайд№5)

Вопросы:

  1. Бывает именительный и родительный? (Падеж)
  2. Часть речи, которая обозначает предмет? (Существительное)
  3. Бывает настоящее, прошедшее и будущее? (Время)
  4. Часть речи, образованная от глагола и обозначающая признак предмета по его действию? (Наречие)
  5. Бывает мужской, женский и средний? (Род)
  6. Я, ты, он, она – … (часть речи?)  (Местоимение)
  7. Один, два, три - … (часть речи?) (Числительное)
  8. Обозначает действие предмета - … (часть речи?) (Глагол)
  9. Глаголы Ⅰ и Ⅱ-го? (Спряжение)
  10. Синий, красный, голубой

Выбирай себе любой - … (часть речи?) (Прилагательное)

  1. Как называется по-другому неопределённая форма глагола? (Инфинитив)
  2. Неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы:

Где?, Когда?, Куда?, Откуда?, Почему?, Зачем? и Как? (Наречие)

         ПаДеж

       сущЕствительное

 врЕмя

     Причастие

     Род

    местоИмение

     Числительное

 глАгол

     Спряжение

прилагаТельное

     Инфинитив

  наречиЕ

б) – Проверяем, что у нас получилось. Какое ключевое слово вы отметили?

- Деепричастие!

- Правильно, ребята. Молодцы!

5.Определение темы (слайд №6)

Так какая же сегодня у нас тема урока? Как вы думаете?

- Деепричастие! 

6.Постановка целей (слайд №7) 

Тему мы с вами определили, а какие цели нашего урока?

Попробуйте сформулировать сами.

Дети формулируют цели урока:

- Познакомиться с «Деепричастием»;

- уметь находить деепричастия в тексте;

- уметь использовать деепричастия в речи грамотно.

7.Первичное усвоение новых знаний

Работа  по группам:

Открываем учебники на странице 76 и читаем теоретический материал урока. Затем вам необходимо преобразовать прочитанное в таблицу и схему.(слайды № 10,11)

                                           

                                               Деепричастие

                         (Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие,

                                     отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

                                                       

                                                            Совмещает

                    Признаки глагола          Признаки наречия

                                                                                                                                                   

                            Совершенный                  а) Не изменяется

                                              и                             б) В предложении является

                                                                                     обстоятельством

                               несовершенный

                                           вид

                        Деепричастие

Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие,

                отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Признаки глагола          

Признаки наречия

Совершенный и несовершенный вид

Не изменяется

В предложении является обстоятельством

8.Закрепление изученного

Упражнение 181.

Задание: Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, найдите деепричастия, обозначьте их буквой «Д».

9. Физкультминутка (слайд №12)

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх по́дняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке- не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

10. Продолжаем заниматься. Выполняем упражнение №183(выборочно).

- Выпишите предложения №1,3,6,7. Найдите в них деепричастия, подчеркните, как члены предложения.

- Вспомните, каким членом предложения является деепричастие?

-Обстоятельством, подчеркивается пунктиром с точкой.

Откры́в, склони́в, разложи́в, заня́вшись. 

- А как вы считаете, почему мы опустили предложения №2,5 и8?

- В них есть ошибки в употреблении деепричастий.

- Ребята, неправильное употребление деепричастий- одна из самых распространенных грамматических ошибок, допускаемых людьми в речи.

11. Итог урока

А сейчас, ребята, я предлагаю вам прослушать сказку про деепричастие. (слайд 13)

Сказка о Деепричастии

     Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
    С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия 
(как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
     Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

12. Рефле́ксия 

Ребята, сегодня в разминке нам встречалось слово жемчуг. А вы знаете, что в Римской Империи слово «жемчуг» символизировало «мудрость». Вы стали чуточку мудрее. (слайд 14)

- Давайте соберем ваши знания в жемчужное ожерелье. Каждый из вас, кто нанижет свою жемчужину знаний на нитку ожерелья, должен сказать, чему он сегодня на уроке научился, что узнал, что понял, в чем убедился.

 (слайд 15)

- 1) Я ЗНАЮ…

-2) Я УМЕЮ…

-3) Я ПОНЯЛ(А)…

-4) Я УБЕДИЛСЯ(ЛАСЬ)…

- А как вы думаете, ребята, где пригодятся вам знания о деепричастии, полученные на уроке?

- Мне пригодятся, полученные знания, на ЕГЭ по русскому языку.

- Мне, полученные знания, помогут правильно употреблять деепричастия в речи.

13. Домашнее задание (слайд16)

Пар.28, №182.

Урок окончен! Все молодцы! Спасибо!!! (слайд 17)

 

                                                                                                                                                   

Список использованной литературы

  • Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.:Дрофа, 2011.
  • Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой/ сост.Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2006.
  • Русский язык. 7класс:Рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы».- М.: Дрофа, 2018
  • Кастроль И. С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7-8 кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2016

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  • Электронное учебное пособие «русский язык» (полный мультимедийный курс с 1 по 9 классы+ для абитуриентов)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я славлю жемчуг слова... Алишер Навои

Слайд 2

Орфоэпическая разминка Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят

Слайд 3

Орфографическая разминка ж… мчужина р… ковина п… рламутровый Вс…ленная

Слайд 4

Проверь себя ж е мчужина р а ковина п е рламутровый Вс е ленная

Слайд 5

Кроссворд па д еж сущ е ствительное вр е мя п ричастие р од место и мение ч ислительное гл а гол с пряжение прилага т ельное инф и нитив наречи е

Слайд 6

Тема урока «Деепричастие»

Слайд 7

Цель урока : П ознакомиться с деепричастиями , уметь находить их в тексте, использовать в речи грамотно .

Слайд 8

Правила работы в паре При выполнении задания помогайте друг другу. Будьте доброжелательными. Исправьте ошибки друг друга. Действуйте согласованно. Помни: ты в ответе за товарища, а он – за тебя.

Слайд 9

Правила работы в группе Чтобы попросить слово, подними руку. Говори кратко, понятно, по теме. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори в одно время с другими. Старайся уважать мнение другого, даже если ты с ним не согласен. Будь доброжелательным и терпимым.

Слайд 10

Деепричастие (самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, о твечает на во просы: Что делая? Что сделав?) совмещает Признаки глагола Признаки наречия Совершенный и Несовершенный вид а) не изменяется б) в предложении является обстоятельством

Слайд 11

Деепричастие Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Признаки глагола Признаки наречия Совершенный и несовершенный вид Не изменяется В предложении является обстоятельством

Слайд 12

Физкультминутка Вы, наверное устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки… На уроке – не до скуки! Теперь за парты сели дружно, Конечно, поработать нужно!

Слайд 13

Сказка о Деепричастии Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) . С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего... Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

Слайд 14

В Римской империи слово « жемчуг » символизировало « мудрость ». РЕФЛЕ́КСИЯ

Слайд 15

1 жемчужина: “Я знаю…” 2 жемчужина: “Я умею…” 3 жемчужина: “Я понял (а)…” 4 жемчужина: “Я убедился ( лась )…” Соберите в ожерелье жемчуг знаний, полученных на уроке

Слайд 16

Домашнее задание §28 №182

Слайд 17

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»

Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская,  Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...

Открытый урок в 7 Б классе по теме "Деепричастие". Презентация урока

Конспект урока русского языка по теме, которая вызывает затруднение у учащихся с использованием краеведческого материала....