Методическая копилка
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Баляса Юлия Юрьевна

Программа дополнительного образования предназначена для проведения занятий в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительное образование72.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Советского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Советска

Рассмотрена на

педагогическом совете

«31» августа 2020 г.

Протокол № 1

от «31» августа 2020 г.

«Утверждаю»

       Директор МАОУ «Гимназия №1»

                                              г. Советска

  ______________Е.А. Кобзева

 «31» августа 2020 г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Занимательная лингвистика»

для обучающихся 11-13 лет

МАОУ «Гимназия №1» г. Советска

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Баляса Юлия Юрьевна,      учитель русского языка и

литературы                            

г. Советск

2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная лингвистика» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы 

Актуальность программы заключается в реализации новой идеи, предусматривающей учёт в преподавании многофункциональности самого языка.

Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.

Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочный курс «Занимательная лингвистика» в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками и шестиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной лингвистике».

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.

На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в русском языке.

В этой связи, данная программа способствует совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 11 - 13 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев, 2019 – 2020 учебный год.

На полное освоение программы требуется 37 часов.

Формы обучения – очная. 

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – условно свободный; предусматривает совместную работу учащихся 5-х и 6-х классов. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 37 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа лингвистического клуба позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной лингвистике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной лингвистики» содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Практическая значимость

Обучающиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.

Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьной научной конференции.

Ведущие теоретические идеи

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательные:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • расширить знания и представления о литературном языке.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • воспитывать любви к родному языку.

Принципы отбора содержания:

  • принцип единства развития, обучения и воспитания;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип комплексного подхода.

Основные формы и методы:

  • лекции, беседы;
  • игры-конкурсы; КВН;
  • театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
  • поисково-исследовательская деятельность.

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3 часть посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее исследование и результат.  Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению языка, его загадкам и интересным явлениям.

Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других.

Планируемые результаты

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Образовательные

Обучающиеся научатся:

  • анализировать и обобщать на основе фактов;
  • устанавливать причинные явления и их следствия;
  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • выполнять проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • узнавать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • узнавать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • расширять, систематизировать исходные представления о языке.

Развивающие

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • взаимодействовать со сверстниками;
  • совершенствовать собственную речь.

Воспитательные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:

  • - исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;
  • - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
  • - объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • - частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • -наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • - практический (выполнение работ по образцу, плану, алгоритму и  др.);
  • - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • - исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
  • - объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
  • - репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
  • - словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания);
  • - стимулирования (соревнования, выставки, поощрения).


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка

1.

Вводное занятие. Лингвистический проект

1

1

0

0

Устный опрос

2.

Банты и шарфы. Загадка ударения

1

0,5

0,5

0

Устный опрос

3.

На сцене гласные

1

0,5

0,5

0

Писм. работа

4.

Как возникла наша письменность?

1

0,5

0,5

0

Интел. игра

5.

Память и грамотность

1

0,5

0,5

0

Устный опрос, тест

6-7.

Поговорим обо всех приставках сразу

2

1

1

1

Интел. игра

8.

Где же хранятся слова?

1

0,5

0,5

0

Устный опрос, рефлексия

9.

Экскурсия в школьную библиотеку

«Знакомство со словарями»

1

0,5

0,5

0

Фотоотчет с поясне-нием

10.

Добрые слова

1

0,5

0,5

0

Устный опрос

11.

На карнавале слов

1

0,5

0,5

0

викторина

12.

Сочинение стихотворений со словами-

«двойняшками»

1

0,5

0,5

1

Стихо-творение

13.

Слова-антонимы

1

0,5

0,5

0

викторина

14.

Экскурсия в прошлое

1

0,5

0,5

0

Фотоотчет с поясне-нием

15.

Полёт в будущее

1

0,5

0,5

0

Письм. работа

16-17.

Кто командует корнями?

2

1

1

1

сочинение

18-19.

Что рассказали части речи о себе

2

1

1

1

Интел. игра

20-21.

Королевство ошибок

2

1

1

1

Интел. игра

22.

Крылатые слова

1

0,5

0,5

1

Интел. игра

23-24.

В Стране Сочинителей

2

1

1

1

сочинение

25-26.

Анаграммы и метаграммы

2

1

1

1

Интел. игра

27-28.

Шарады и логогрифы

2

1

1

1

Интел. игра

29.

Откуда пришли наши имена

1

0,5

0,5

1

Круглый стол

30-31.

«Знакомство с творчеством поэтов-земляков»

2

1

1

1

Твор-ческий отчет

32.

Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект?

1

1

0

0

План-отчет проекта

33-36.

Мы - исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта.

4

0

4

2

Защита проекта

37.

КВН по русскому языку. Итоговое контрольное мероприятие.

1

0

1

0

Интел. игра, фотоотчет

Итого

37

17

20

13

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения пользоваться справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (37 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Вводное занятие. Лингвистический проект (1 ч.)

Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную. Особенности и структура лингвистического проекта. Пример проекта о загадках.

Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.

По завершении темы предусмотрен устный опрос.

Тема 2. Банты и шарфы. Загадка ударения (1 ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.

По завершении темы предусмотрен устный опрос.

Тема 3. На сцене гласные (1 ч.)

Роль ударения. Произносительные нормы.

Практическая часть: игра «Проставь ударение»

По завершении темы предусмотрена письменная работа.

Тема 4. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? 

Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 5. Память и грамотность (1 ч.)

Виды памяти.

Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

По завершении темы предусмотрены устный опрос и тест.

Тема 6. Поговорим обо всех приставках сразу (2 ч.)

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 7. Где же хранятся слова?(1 ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово?

Практическая часть: работа со словарём.

По завершении темы предусмотрен устный опрос.

Тема 8. Экскурсия в библиотеку (1 ч.)

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей.

По завершении темы предусмотрено коллективное создание фотоотчета с пояснением.

Тема 9. Добрые слова (1 ч.)

Богатство русской лексики «добрыми словами».

Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.

По завершении темы предусмотрен устный опрос.

Тема 10. На карнавале слов (1 ч.)

Омонимы.

Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)

Тема 11. Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» (1 ч.)

Разновидности омонимов

Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов

По завершении темы предусмотрено создание собственного стихотворения.

Тема 12. Слова-антонимы (1 ч.)

Антонимы.

Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 13. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.

Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.

По завершении темы предусмотрено коллективное создание фотоотчета с пояснением.

Тема 14. Полёт в будущее (1ч.)

Неологизмы.

Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.

По завершении темы предусмотрена письменная работа.

Тема 15. Кто командует корнями?(2 ч.)

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.

Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами.

По завершении темы предусмотрена письменная работа.

Тема 16Что рассказали части речи о себе?(2 ч.)

Самостоятельные и служебные части речи

Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.

Тема 17. Королевство ошибок (2 ч.)

Виды ошибок

Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 18. Крылатые слова (1 ч.)

Значения крылатых слов.

Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера».

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 19В Стране Сочинителей (2 ч.)

Рифмы.

Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.

По завершении темы предусмотрена письменная работа.

Тема 20. Анаграммы и метаграммы (2 ч.)

История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 21. Шарады и логогрифы (2 ч.)

Происхождение шарад и логогрифов.

Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.

По завершении темы предусмотрена интеллектуальная игра.

Тема 22. Откуда пришли наши имена? (1 ч.)

Урок-круглый стол. История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.

Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».

Тема 23. «Знакомство с творчеством поэта-земляка» (2 ч.)

Урок-круглый стол. Знакомство с жизнью и творчеством поэтов Калининградской области.

Практическая часть: составление творческих отчетов.

Тема 24. Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект? (1 ч.)

Урок-консультация. Повторение особенностей и структуры лингвистического проекта. Оформление проектной работы.

Практическая часть: проверка и коррекция выбранных тем, анализ первичной работы.

По завершении темы предусмотрена защита план-отчета по проекту.

Тема 25. Мы – исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта (4 ч.)

Практическая часть: проверка и коррекция содержания проектных работ, коррекция оформления. Защита проектов.

Тема 26. КВН по русскому языку (1 ч.)

Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

По завершении темы предусмотрено создание фотоотчета.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

09

07

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

1

Вводное занятие. Лингвистический проект

Кабинет №27

Устный опрос

2.

09

14

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

1

Банты и шарфы. Загадка ударения

Кабинет №27

Устный опрос

3.

09

21

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

1

На сцене гласные

Кабинет №27

Писм. работа

4.

09

28

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, групп.деят.

1

Как возникла наша письменность?

Кабинет №27

Интел. игра

5.

10

05

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, групп.деят.

1

Память и грамотность

Кабинет №27

Устный опрос, тест

6-7.

10

10

12

19

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

2

Поговорим обо всех приставках сразу

Кабинет №27

Интел. игра

8.

10

26

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

1

Где же хранятся слова?

Кабинет №27

Устный опрос, рефлексия

9.

12-45 – 13-30

Экскурсия

1

Экскурсия в школьную библиотеку

«Знакомство со словарями»

Библио-тека

Фотоотчет с поясне-нием

10.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

1

Добрые слова

Кабинет №27

Устный опрос

11.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

1

На карнавале слов

Кабинет №27

викторина

12.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, творч.деят.

1

Сочинение стихотворений со словами-

«двойняшками»

Кабинет №27

Стихо-творение

13.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

1

Слова-антонимы

Кабинет №27

викторина

14.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, экскурсия,

инсцен.

1

Экскурсия в прошлое

Кабинет №27, музей

Фотоотчет с поясне-нием

15.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

1

Полёт в будущее

Кабинет №27

Письм. работа

16-17.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

2

Кто командует корнями?

Кабинет №27

сочинение

18-19.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

2

Что рассказали части речи о себе

Кабинет №27

Интел. игра

20-21.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

2

Королевство ошибок

Кабинет №27

Интел. игра

22.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, игра

1

Крылатые слова

Кабинет №27

Интел. игра

23-24.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа, театр.

инсцен с игр.

Элемен-тами

2

В Стране Сочинителей

Кабинет №27

сочинение

25-26.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа,

Групп. работа

2

Анаграммы и метаграммы

Кабинет №27

Интел. игра

27-28.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа,

групп.

работа

2

Шарады и логогрифы

Кабинет №27

Интел. игра

29.

12-45 – 13-30

Круглый стол

1

Откуда пришли наши имена

Кабинет №27

Круглый стол

30-31.

12-45 – 13-30

Круглый стол

2

«Знакомство с творчеством поэтов-земляков»

Библио-тека

Твор-ческий отчет

32.

12-45 – 13-30

Лекция, беседа

1

Мы – исследователи. Что такое лингвистический проект?

Кабинет №27

План-отчет проекта

33-36.

12-45 – 13-30

Урок-консуль-тация, защита проекта

4

Мы - исследователи. Лингвистический проект. Защита лингвистического проекта.

Кабинет №27

Защита проекта

37.

12-45 – 13-30

Интел.

игра

1

КВН по русскому языку. Итоговое контрольное мероприятие.

Кабинет №27

Интел. игра, фотоотчет


Формы подведения итогов реализации программы

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, олимпиады, проекты.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Механизм оценивания образовательных результатов

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений.

Работа с языковым материалом:

- Низкий уровень. Требуется помощь педагога и справочного материала.

- Средний уровень. Требуется помощь справочного материала.

- Высокий уровень. Работа выполняется самостоятельно.

Способность создания учебного  проекта/научной работы:

- Низкий уровень. Не может создать проект/работу по образцу без помощи педагога.

- Средний уровень. Может создать проект/работу при подсказке педагога.

- Высокий уровень. Способен самостоятельно создать/работу проект без помощи педагога.

Участие в кружковых занятиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, практических конференциях:

- Низкий уровень. Участие в 10-30% мероприятий.

- Средний уровень. Участие в 40-60% мероприятий.

- Высокий уровень. Участие в 70-100% мероприятиях.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы:

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими инструктивно-методическими документами:

- Авторской программы по языкознанию/Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 5-8 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

- Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 5-8 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые условия: педагог русского языка и литературы

Материально-технические условия: проектор, конструкторы, ноутбуки, программное обеспечение, поля и др. Видеоуроки. Архив видео и фотоматериалов.

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет
  • Компьютер
  • Проектор и экран

Методическое и мультимедийное обеспечение:

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- электронные пособия и справочники;

- видеоролики;

- аудиофайлы;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеобразовательной программе;

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

1.  http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

2. http://urok.hut.ru/

3. http://www.gramma.ru/

4. http://slovesnik-oka.narod.ru

5. http://vschool.km.ru/

6. http://likbez.spb.ru/tests/

7. http://www.iro.yar.ru:8101/resource/ 

8. http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm

9. http:// www.slovari.ru/lang/ru/

10. http://math.msu.su/~apentus/znaete/

11. http://www.repetitor.hl.ru/programms.html

12. http://character.webzone.ru/

13.  http://www.ruscenter.ru/

14. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ 

15.

http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html 

16. http://www.slovari.ru/

17.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/Text/t37_456.htm 

18.

http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm 

19. http://www.gramota.ru 

20. http://dictionaries.rin.ru/ 


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. №196).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика: / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
  3. Арсирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1.: / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
  4. Асирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2.: /А. Г. Арсирий — М.:Учпедгиз, 1967.
  5. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
  6. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
  7. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
  8. Волина В. В. Веселая грамматика: / В. В. Волина. - М.: Знание, 1995.
  9. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение: /В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя: / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.
  11. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах: / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
  12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
  13. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009
  14. Занимательная грамматика /Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
  15. Занимательная фонетика на уроке и после: /Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани-на-Каме, 1994.
  16. Занимательный материал по русскому языку: /Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
  17. Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
  18. Канакина В. П. Радость познания в слове: / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 1996.
  19. На берегах Лингвинии: /Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М.: Просвещение, 1996.
  20. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет: / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
  21. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов; под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
  22. Превращения слов: учебное пособие / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 1991.
  23. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  24. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!: / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
  25. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  26. Сборник загадок: / сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988

Для учащихся и родителей:

  1. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов: / В. М. Бурмако. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика: / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
  3. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации: /Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1996.
  4. Граник, Г.Г. и др. Секреты орфографии: /Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  8. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол!: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
  9. Синицын, В.А. Путь к слову: / В. А. Синицын. — М.: АО "Столетие", 1996.
  10. Соболева О.Л. Когда правила смеются: / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....