Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Екатерина Витальевна Кузьмина

Конспект урока с презентацией на тему "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация495.86 КБ
Файл конспект27.65 КБ
Файл раздаточный материал16.21 КБ
Файл prilozhenie_1.docx192.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уж верба вся пушист.. Раскинулась кругом; Опять весна душист.. Повеяла крылом. А . Барто «Весна идёт"

Слайд 4

Уж верба вся пушист.. Раскинулась кругом; Опять весна душист.. Повеяла крылом. А . Барто «Весна идёт"

Слайд 5

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Слайд 6

1 . Определить, к какому существительному относится имя прилагательное . 2 . Определить род, число и падеж сущ. и прил. 3 . Поставить для проверки вопрос какой ?

Слайд 7

Редк.. лесок. Ласково светит весенн .. солнышко. На деревьях надулись пушист.. почки. Из коры белоствольн .. берёзы закапал сладк .. сок. Задремала на солнце пушист.. зайчиха. Рядом с ней резвятся маленьк .. зайчата.

Слайд 8

Заглавие: Тип текста: Стиль речи: Тема: Основная мысль: Персонажи: Авторское отношение: Ваше настроение от прочитанного:



Предварительный просмотр:

Урок 2: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

Цель урока: повторить и закрепить умение определять падежные окончания имен прилагательных.

Задачи:

1. Углубить умение правильного написания падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать мышление, умение работать с текстом.

3. Развивать коммуникативную деятельность.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент, приветствие, установление контакта.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на работу, сделаем глубокий вдох и медленный выдох, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи! Я уверена, что сегодня у нас все получится! А вы?

Проверка домашнего задания. Домашнее задание выдано на платформе learningapps.org. Ссылка https://learningapps.org/view8601025 Предлагается оценить свою работу: прошёл с первой попытки – «5», со второй – четвертой – «4», с пятой – седьмой – «3», ниже – не справился. Анализируют, делают выводы.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На данном этапе формируется готовность детей к достижению общей цели. Создается проблемная ситуация, помогающая обозначить тему урока, планируется конечный результат.

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, классная работа.

Посмотрите, за окном прекрасное время года – весна. На доске отрывок из стихотворения А. Барто «Весна идёт», прочитайте его.

На доске отрывок из стихотворения (слайд 1):

Уж верба вся пушист..

Раскинулась кругом;

Опять весна душист..

Повеяла крылом.

Закройте глаза и представьте лесную полянку весной (представляют).

Слайд 2. Как вы думаете, нравится нашим зайчикам бегать и резвиться под весенним солнышком? Не забыли о нашем обещании, данном вчера? (помочь зайчатам собрать ингредиенты ко Дню пирогов). Сегодня новый рецепт – капустный пирог! Слайд 3. Нам нужно хорошо потрудиться!

 Найдите в этом отрывке (слайд 4) прилагательные вместе с существительными, с которыми они согласуются (пушистая верба, душистая весна). Что должно быть на месте пропусков у прилагательных? (окончания). Выпишите словосочетания  в тетрадь, составьте их схемы, определите род, число и падеж прилагательных, выделите их окончания.

Сделайте вывод и сформулируйте тему урока (окончания прилагательных зависят от их рода, числа, падежа; можно проверить по вопросу; формулируют тему урока)

Чего вы хотите достичь на сегодняшнем уроке? (вспомнить, как определить правописание окончаний прилагательных в разных падежах, узнать что-то новое по этой теме)

Откройте учебники на стр. 86, запишите тему урока. Слайд 5.

  1. Актуализация знаний.

Чтение орфограммы №19 стр. 86 учебника. Определение алгоритма действий для определения правописания окончаний прилагательного (1. Определить, к какому существительному относится имя прилагательное; 2. Определить род, число и падеж сущ. и прил.; 3. Поставить для проверки вопрос какой?) Слайд 6.

Запись орфограммы в тетрадь-помощницу.

На доске вы видите задание. Нам обязательно нужно его выполнить правильно, чтобы собрать как можно больше капусты.

Нужно списать, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограмму №19. Применяя правило, рассуждаем по образцу: Хвойн.. дерево. Хвойн.. относится к слову дерево. Дерево – существительное ср.р., в им.п., в ед.ч., значит, и хвойное стоит в ср.р., в им.п., в ед.ч. В этой форме у прилагательного окончание –ое. Дерево какое? Пишу: хвойное.

Ззадание – на интерактивной доске (см. приложение). Один ученик работает у доски (вставляет только пропущенные буквы), остальные – в тетрадях записывают полностью)

Текст: Редк.. лесок. Ласково светит весенн.. солнышко. На деревьях надулись пушист.. почки. Из коры белоствольн.. берёзы закапал сладк.. сок. Задремала на солнце пушист.. зайчиха. Рядом с ней резвятся маленьк.. зайчата.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

  1. Закрепление знаний.

Работа с текстом.

Перед вами опорная таблица, к ней прилагается текст (слайд 7). Нужно заполнить таблицу необходимой информацией.

Заглавие:                              

Тип текста:

Стиль речи:

Тема:

Основная мысль:

Персонажи:

Авторское отношение:

Ваше настроение от прочитанного:

 

Текст:

Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:

— Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!

А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.

— Да что ты, Никитушка, — говорю, — что с тобой?

А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.

Тут пришла мама и всё мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита всё перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай кроликов».

Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.

Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют… (…)

Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.

Пошли мы искать им кормилицу-кошку.        

Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.

Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её!

Пошли мы другую кормилицу искать.

Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке… А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно.

Стали третью кошку искать.

Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей.

Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.

Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка — четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их… Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого.

Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко!

А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала.

Значит, всё в порядке.

Много дней кормила кошка зайчат.

Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:

— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!

Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить.

А кошка завела себе настоящих котят.

Работа с опорной схемой: систематизация и заполнение. Зачитывание результатов, самоанализ.

Уберите текст в сторону и расскажите о нём, опираясь на составленную таблицу (рассказывают).

  1. Самоконтроль.

Выпишите из текста 5 словосочетаний прил. + сущ., составьте их схемы, определите морфологические признаки прилагательных, выделите их окончания (работают самостоятельно). Обменяйтесь работами, проверьте. Проанализируйте свою работу. Если где-то допущена ошибка, поставьте рядом восклицательный знак.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Работа с таблицей.

Заполним таблицу новыми сведениями:

Что я знаю об имени прилагательном?

Что нового я узнал(а)?

  1. Отвечает на вопросы какой? Чей?
  2. Обозначают признак предмета.
  3. В предложении чаще всего бывает определением, иногда сказуемым.
  4. Изменяется по числам, родам (в ед.ч.) и падежам.

1. Прилагательные помогают более точно понять текст.

2. Прилагательные делают речь образной, яркой, красивой.

3. Не все окончания прилагательного можно проверить вопросом.

Как вы считаете, удалось ли нам сегодня собрать всю капусту для пирога? Если да, то положите свою капусту в корзину (на доске вывешивается корзина, дети складывают туда рисунки капусты (см. приложение).

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Выписать из текста оставшиеся словосочетания, проделать с ними аналогичную работу. Индивидуальное задание: разработать упражнение для класса по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» (инд. задание выполняют 4-5 человек, учитель объясняет, что упражнение может быть в любой форме, можно использовать платформу https://learningapps.org/ , ссылка есть в Дневник.ру)



Предварительный просмотр:

Заглавие:                              

Тип текста:

Стиль речи:

Тема:

Основная мысль:

Персонажи:

Авторское отношение:

Ваше настроение от прочитанного:

 

Заглавие:                              

Тип текста:

Стиль речи:

Тема:

Основная мысль:

Персонажи:

Авторское отношение:

Ваше настроение от прочитанного:

         Деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.

         Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

        Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молоко не пьют…

        Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду. Пошли мы искать им кормилицу-кошку.        

        Кошка лежала на лавке у соседнего дома, кормила своих котят. Она такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.

        Притащили мы кошку к зайчатам, она как зафыркает на них, как заворчит басом, чуть не воет. Да ну её!

        Пошли мы другую кормилицу искать. Видим, на завалинке лежит кошка, вся чёрная, с белой лапой. Мурлычет кошка, нежится на солнышке… А как взяли да подложили к ней зайчат, она сразу же все когти выпустила и ощетинилась. Тоже не годится в кормилицы! Отнесли мы её обратно.

        Стали третью кошку искать. Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук да как бросится на зайчат, как на мышей. Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.

         Наверное, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка — четвёртая. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У неё котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их… Рыженькая такая, худая; мы накормили её, напоили и уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого. Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко! А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала. Значит, всё в порядке.

        Много дней кормила кошка зайчат. Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка, смотрит:

— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!

         Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить. А кошка завела себе настоящих котят.



Предварительный просмотр:

D:\конкурс\Урок 1. Имя прилагательное как часть речи\корзина.jpg C:\Users\User\Downloads\kapusta-smotrit-iskosa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...