Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

 В ходе урока  обобщаются  знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым; закрепляются  умения находить в тексте, строить предложения, содержащие тире вместо связки между подлежащим и сказуемым;  развиваются умения анализа предложенного лингвистического материала; развиваются орфографическая, пунктуационная грамотность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки

Цели урока:

обучающие:

- обобщить  знания обучающихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;

- закрепить  умения находить в тексте, строить предложения, содержащие тире вместо связки между подлежащим и сказуемым;

развивающие:

- развивать умения анализа предложенного лингвистического материала;

- развивать орфографическую, пунктуационную грамотность обучающихся;

воспитательные:

- воспитать языковую культуру и познавательный  интерес  к предмету через создание ситуации успеха на уроке;

 - воспитать бережное отношение к живой природе;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-экскурсия ботанический сад

Оборудование: презентация, индивидуальный раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой

- Наш сегодняшний урок будет необычным. Мы отправимся на экскурсию в ботанический сад. Но прежде, чем туда попасть, мы должны расшифровать тему урока: среди рядов случайно подобранных букв,  спрятана наша тема. Найдите ее, пожалуйста. (Дети находят)  (СЛАЙД 1)

- Открываем тетради, записываем число и тему урока (СЛАЙД 2)

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Дети проговаривают цели. Обобщить и закрепить знания по теме…)

-Хотелось  бы начать наш урок с красивых стихотворных строк: (СЛАЙД 3)

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

- Итак, я приглашаю вас на экскурсию в ботанический сад, полюбоваться цветами, этим чудом, способным задеть самые сокровенные струны души человека.

1. Аллея «Проверочная» (СЛАЙД 4)

-Мы попали с вами в аллею «Проверочная». Вашим домашним заданием было упражнение 133. В должны были восстановить пословицы и в получившихся предложениях подчеркнуть грамматические основы и расставить знаки препинания. Поменяйтесь тетрадями. На слайде вы видите правильные пословицы. Проверьте работу своего товарища и выставите оценку по следующим критериям: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», > 6 ошибок – «2».

-Вспомните, как называются части пословицы? (зернышко и скорлупка).

- Объясните, почему мы не поставили тире в пословице «Попытка не пытка»? (потому что есть частица НЕ)

-Давайте вспомним самоинструкцию и назовем все случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым ставится и когда не ставится.  (СЛАЙД 6)

2. Оранжерея «Учебная»  (СЛАЙД 7)

- Пройдёмся по Оранжерее Учебной . Здесь нас ждут различные задания, связанные с синтаксисом и пунктуацией. Название оранжереи говорит о том, что нас ждет нелёгкая, но интересная учебная работа.

А) -Прочитайте название на слайде. Глаголы в каком наклонении я использовала? (повелительного)

Записанный текст необходимо списать, расставить знаки препинания.  (СЛАЙД 8)

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это пахучее чудо. Цветы это хрупкий и драгоценный дар природы. Цветы источник вдохновения и просто хорошего настроения!

-Проверим. Критерии (СЛАЙД 9)

0 ошибок – 3 балла

1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

Б) Цифровое письмо.

- Выпишите номера предложений, в которых тире при отсутствии глагола-связки не ставится (СЛАЙД 10)

Утром на полях одуванчики словно живое золото.

Век одуванчика месяц, а в дождливое лето ещё дольше.

Мы васильки, осколки неба синего!

Василёк это любимый цветок русского баснописца И.А.Крылова.

Ландыш жемчужный цветок весны.

-Проверим. Критерии: 0 ошибок – 2 балла  (СЛАЙД 11)

1 ошибка – 1 балл

- А известно ли вам, ребята, что китайцы называют одуванчики “гномиками доброго духа земли”? И ещё интересная информация о васильке: в Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба.

В) Выборочный диктант “Только одно предложение”

- Разгадывая тему урока, вы немного поработали над развитием зрительного внимания. А сейчас проверим, насколько развита ваша слуховая память. Вам будет зачитан небольшой текст о чудесном цветке. Постарайтесь услышать в тексте и записать предложение, в котором между подлежащим и сказуемым стоит тире.

Роза — королева среди цветов. По одной из древних легенд, роза покраснела от того, что на её лепестки упала капля крови богини любви Афродиты. А согласно индийскому преданию, самая красивая девушка на свете, Лакшме, родилась из бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков.

Проверка выборочного диктанта (слайд 12) Критерии: правильно записали предложение – 1 балл

Неверно записали предложение – 0 баллов.

3. Полянка Игровая (слайд 19)

- Во всех данных словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получатся названия цветов. Кроме какого? (СЛАЙД 13)

 (А) мошкара        (А) ромашка

(Б) пони        (Б) пион

(В) скала        (В) ласка

(Г) Тарас        (Г) астра

4.  физминутка. (СЛАЙД 14)

5. Ребята, а у кого из вас есть желание попасть в галерею «Самостоятельная» и на лужайку «Сообразительная»? (индивидуальная работа).

Задание галереи «Самостоятельная»

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении,  и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

 сообщение об этом искусстве:

В переводе с японского, икебана — это “другая жизнь цветов”. Икебана — не просто букет, а настоящее художественное произведение из цветов и веток. Это целый сконструированный по своим законам мир со своим особым языком. Столь древнему искусству в Японии обучают с малолетства, а люди, достигшие совершенства в искусстве икебаны, получают почётный титул “мастера”.

Задание лужайки «Сообразительная»

В предложении Бумага истлела “спрятано” слово аист. В четырёх из этих пяти предложений “спрятаны” названия овощей, а в одном – название цветка. В каком?

(А) Впереди скала.        (Г) Банка пуста.

(Б) На полу кошка.        (Д) Зима кончается.

(В) На ковре паук.        

6. В это время вам предстоит небольшая “правка” текста. Перед вами – карточки, в которых напечатана старинная славянская легенда о ландыше. Поработав в парах, переделайте заключительное предложение таким образом, чтобы в нём между подлежащим и сказуемым было тире вместо связки. (СЛАЙД 15)

Легенда о нежном цветке

Старинная славянская легенда рассказывает: удалого гусляра Садко давно любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна, из её прекрасных синих глаз покатились слёзы. И ночью лишь луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превратились в нежные цветы, унизанные белыми жемчужинами. Теперь ландыш считается символом светлой и чистой любви.

-Проверим. Критерии: правильно записано предложение – 1 балл (СЛАЙД 16)

Неверно записано предложение – 0 баллов

7. Проверка самостоятельной работы:

А) размещение на доске предложения и зачитывание информации о икебане.  (СЛАЙД 17)

Б) проверка на слайде с объяснением (СЛАЙД 18).

8. Павильон Интеллектуальный (слайд 19)

- В этом павильоне вас ждёт мини-тест: из четырёх вариантов ответов нужно выбрать один правильный.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

По одной из легенд (...) магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов.

Подснежник (...) будто маленький островок весны под холодным снежным покрывалом.

Кувшинка (...) царица вод и украшение русалок.

Я (...) лилия, французских королей цветок!

-Проверим. Критерии: правильный ответ – 1 балл (СЛАЙД 20)

Неверный ответ – 0 баллов

9. Подведение итогов урока.

Аллея Итоговая (слайд 21)

- Итак, мы на аллее Итоговой. А это означает, что наша увлекательная экскурсия в ботанический сад подошла к концу. Давайте подведём итоги:

- Какие неожиданные для себя открытия вы сделали из удивительной жизни цветов?

- Какие задания было интересно выполнять?

- Какие задания показались сложными?

- Подсчитайте свои баллы и выставите себе оценку в тетрадь:

7 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4 балла – «3»

Менее 3 баллов -  «2»

-А хотели бы вы взять цветок на память о нашей экскурсии?

- Внутри этих цветов вы найдете домашнее задание.

Домашнее задание: (СЛАЙД 22)

Параграф 28,

Индивидуальные задания

1. Карточка с текстом о георгине (списать текст, расставить пропущенные знаки препинания, произвести графический  разбор первого предложения)

Георгин роскошный величественный цветок. В далёкие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не молодой садовник Георгий.

Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте а затем посадил такой же цветок возле её дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю. В честь отважного садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван георгином.

2. Творческое задание: включите свой экран воображения, напишите, о чем могут мечтать цветы?

4. Выписать несколько предложений на разные случаи применения правила “Тире между подлежащим и сказуемым” из художественных произведений

5. Запишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания, произведите графический  разбор первого предложения

Сирень  точно нежное душистое море. Астра это последняя улыбка осени.

Слово учителя:

Завершим мы наш урок-экскурсию так же, как начинали его – стихотворными строками о цветах:

Цветы для нас – источник красоты,  (СЛАЙД 23)

 Но зря ты их не рви, они живые!

 Всё чувствуют, какими б ни были цветы:

 Садовые, лесные, полевые...

Пусть в вашей жизни цветов будет как можно больше! Спасибо за урок! (слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...