Конспект урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Елена Евгеньевна Овчинникова

Технологическая карта к открытому уроку по русскому языку на тему: " Имя существительное как часть речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  в 6 классе в условиях реализации ФГОС

                                                               

                                                                             Выполнила учитель

 русского языка и литературы

первой категории

МБОУ « Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево»

Овчинникова Елена Евгеньевна.

 

Цель урока: знать что такое имя существительное, его морфологические признаки.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять имена существительные, отличать их от других частей речи, повторить грамматические признаки существительных.

Развивающие: развивать умение формулировать проблемный вопрос,  развивать коммуникативные навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты.

Предметные: научиться выявлять грамматические признаки имени существительного по алгоритму выполнения лингвистической задачи

УУД:

коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

регулятивные:

проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи.

Форма урока: комбинированный.

Образовательные технологии: здоровье сбережения проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, самоанализа и коррекции действий, информационно – коммуникационных технологий, речевого критического мышления.

Дидактическое пространство урока:

- карточки «Светофор»

- презентация в программе «Microsoft PowerPoint »

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тетради, учебники.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

               УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя:

 Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Вы, ребята, повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!  Я очень рада видеть вас, ваши радостные лица, любознательные глаза. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Кроме того вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.

- Начнём наш урок с загадки. 

 Загадка.

Всему название дано :
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных  - нету!
И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, 
Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом-

Дает название предметам.

 Так о чем же пойдет сегодня речь на уроке? Какова тема?

Записываем в тетради число, классная работа и тему нашего урока.

( Постановка цели и задач)

Цель: знать, что такое имя существительное, его морфологические признаки.

Задачи: вспомнить постоянные и непостоянные морфологические признаки имен существительных, синтаксическую роль в предложении.

Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку.

Имя существительное – хлеб языка!

                                                                      ( Л.В. Успенский)

 

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях, отгадывают загадку, объявляют тему урока, цель и задачи.

УУД:

 личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.  

Актуализация знаний

Лексический диктант. Приложение 1. (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их.

 Ребята, на какие вопросы отвечают все эти слова? ( кто? Что?) Что у них общего?

                                                                   

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Работа в парах. ( зачитываю стих)

   Слово это сроду не обманет.

В нём сокрыто жизни существо.

В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!

Я произношу его:

«Мама!»

Ребята, ваша задача выписать из этого стихотворения  имена существительные , распределив их в таблицу по склонениям. ( работают в паре)

Дети выполняют задания.

 

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

4.

Работа по теме урока. Повторение сведений о сущ.

Работа в группах.

Задание:
1)Найти и выписать имена существительные-1б
2)Определить  род и склонение- 1б
3) Определить синтаксическую роль  этих имен существительных.

( Проверка по эталону)

Ребята, прочитайте стихотворения. У мамы всегда глаза добрые. Как автор передает красоту маминых глаз?

Что это за лексическое выразительное средство?

Что такое метафора?

                                                           

Работают в группе, главный отвечает.

Метофора

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

5.

Словарная работа.

  • Метафора- скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.

                                                                                ( С. И. Ожегов)

( Выявляют уровень)

 Дети дают понятие термину.

Проблемное объяснение нового материала.

  УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

Физминутка

6.

Самостоятельная работа.

Ребята, в соответствие с вашем уровнем выполните следующие задания.

Выполняют задание.

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7.

Контроль усвоения материала

Проверка с проговариванием.

Сделайте вывод: а для чего нам нужны имена существительные?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Работают самостоятельно с текстом, делают выводы.

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

8.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные (самооценка)

Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание)

9.

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные  (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Личностные (самоопределение, самооценка)

  

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности)

10.

 Домашнее задание

Высокий

1).Из рассказа А.С. Пушкина:

 « Дубровский» выписать 10 имен существительных.

1)Из рассказа А.С. Пушкина:

 « Дубровский» выписать 10 имен существительных;

2).Найти 5 слов общего рода.

1)Из рассказа А.С. Пушкина:

 « Дубровский» выписать 10 имен существительных;

2)Найти 5 слов общего рода;
3)Составить с ними предложение.

Записывают домашнее задание

Личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка Всему название дано : И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Оно живет ведь в мире этом- Дает название предметам.

Слайд 2

3 декабря. Классная работа. Тема урока: «Имя существительное как часть речи» Имя существительное – хлеб языка! ( Л.В. Успенский)

Слайд 3

Лексический диктант 1. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. 2.Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов. 3.Самостоятельная часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 6. Назовите типы речи в русском языке 4.Как называются устойчивые обороты речи. 5. Как называется сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически.

Слайд 4

Проверь себя ! ( 1 балл за каждый термин) Морфология, этимология, имя существительное, фразеологизмы, словосочетание, описание, повествование, рассуждение. 6

Слайд 5

Слово это сроду не обманет. В нём сокрыто жизни существо. В нём исток всего. Ему конца нет. Встаньте! Я произношу его: «Мама!»

Слайд 6

Работа в парах. Выписать имена существительные, распределив их в таблицу по склонениям. 1 скл . 2 скл . 3 скл .

Слайд 7

Работа в парах. Выписать имена существительные, распределив их в таблицу по склонениям. 1 скл . 2 скл . 3 скл . Мама Слово Жизни Существо Исток Конца

Слайд 8

Работа в группах Задание: 1)Найти и выписать имена существительные-1б 2)Определить род и склонение- 0.5б+0.5б 3) Определить синтаксическую роль этих имен существительных. 1-я группа Сегодня мы в лесу гуляли, Нам было вместе веселей. Цветы для мамы собирали, Которые глаза слепят. 2-я группа Блистает мамина улыбка, Как будто маленькая рыбка. Играет нежными лучами. 3-я группа Я маме своей весь мир подарю: Все горы и моря. И я ее очень сильно люблю, Ведь нет никого лучше!

Слайд 9

Проверь себя ! 1-я группа Сегодня мы в лесу гуляли, Нам было вместе веселей. Цветы для мамы собирали, Которые глаза слепят. 1.Лесу, цветы, мамы, глаза (1 балл) 2. Лес- м.р ., 2-е скл . Цветок- м.р ., 2-е скл . Мама – ж.р ., 1-е скл . Глаз – м.р ., 2-е скл . ( 1 балл )

Слайд 10

Проверь себя ! 2-я группа Блистает мамина улыбка, Как будто маленькая рыбка. Играет нежными лучами . 1.Мамина, улыбка, рыбка, лучами . (1 балл ) 2. Мама – ж.р ., 1-е скл . Улыбка – ж.р ., 1-е скл . Рыба – ж.р ., 1- е скл . Луч – м.р ., 2 –е скл . ( 1 балл)

Слайд 11

Проверь себя ! 3-я группа Я маме своей весь мир подарю: Все горы и моря. И я ее очень сильно люблю, Ведь нет никого лучше! 1 . Маме, мир, горы, моря . ( 1 балл) 2 . Маме- ж.р ., 1-е скл . Мир- м.р ., 2-е скл . Гора– ж.р ., 1-е скл . Море- ср.р ., 2- е скл . (1балл)

Слайд 12

Стихи о маме. Сегодня мы в лесу гуляли, Нам было вместе веселей. Цветы для мамы собирали, Которые глаза слепят. Блистает мамина улыбка, Как будто маленькая рыбка. Играет нежными лучами, Хочу поймать её руками.

Слайд 13

Словарная работа. Метафора- скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. ( С. И. Ожегов)

Слайд 14

Определи уровень Базовый Повышенный Высокий менее 19 баллов 19-22 23-24

Слайд 15

Самостоятельная работа. Базовый Повышенный Высокий 1) Выписать из текста имена существительные . ( 1 б. за каждое слово) 1)Выписать из текста имена существительные . ( 1 б. за каждое слово) 2) Определить их род и склонение ( 0,5б+0,5б за каждое слово) 1)Выписать из текста имена существительные. ( 1б. за каждое слово) Определить их род и склонение . ( 1б. за каждое слово) 3)Выписать из текста метафору ( 1б.)

Слайд 16

И. Селивёрстова «О маме…» Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы! Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды. Мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка.

Слайд 17

Самостоятельная работа. Базовый Повышенный Высокий 1) Выписать из текста имена существительные . ( 1 б. за каждое слово) 1)Выписать из текста имена существительные . ( 1 б. за каждое слово) 2) Определить их род и склонение ( 0,5б+0,5б за каждое слово) 1)Выписать из текста имена существительные. ( 1б. за каждое слово) Определить их род и склонение . ( 1б. за каждое слово) 3)Выписать из текста метафору ( 1б.)

Слайд 18

Проверь себя ! Самое дорогое сокровище , самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы ! Взявшие на себя всю боль и холод , все раны и удары жизни , все тяжести и непогоды . Мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил , сколько труда и здоровья , сколько ласки и заботы тратит на нас мама . Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка .

Слайд 19

Самое дорогое сокровище , самая большая ценность в нашей жизни - руки нашей мамы! Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды. Мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка. Проверь себя !

Слайд 20

Оцени себя! «3» «4» «5» менее 54 баллов 54-63 64-67

Слайд 21

Домашнее задание Базовый Повышенный Высокий 1).Из рассказа А.С. Пушкина: « Дубровский » выписать 10 имен существительных . 1)Из рассказа А.С. Пушкина: « Дубровский» выписать 10 имен существительных; 2)Определить род и склонение. 1)Из рассказа А.С. Пушкина: « Дубровский» выписать 10 имен существительных ; 2)Определить род и склонение; 3)Выписать метафору .

Слайд 22

Сегодня на уроке мы повторили… Мы узнали… Научились … Самым интересным мне показался тот момент, когда … Трудным для меня стало…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...