Морфемный и словообразовательный разбор
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вихрова Наталья Михайловна

морфемный и словообразовательный разбор, конспект урока в 6 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnyy_i_slovoobrazovatelnyy_razbor.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте. Меня зовут Наталья Михайловна, и сегодня я буду вести у вас урок. Так как вы заканчиваете изучение раздела «Морфемика. Словообразование», и совсем скоро у вас будет контрольная работа, я приготовила для вас памятку, которая помогла бы вам хорошо подготовиться к контрольной работе. Но, к сожалению, на мою флешку пробрался вирус и испортил файл.( демонстрирую плакат)

Но я не отчаиваюсь и уверена, что вы поможете восстановить информацию. Решив все задания, мы с вами сможем узнать секреты успешной учёбы.

Начнём !

Тема: Обратите внимание на слайд. Что вы видите?

(на слайде дан морфемный разбор слова и словообразовательный разбор(под цифрой 2))

Назовите, пожалуйста, тему урока. (Морфемный и словообразовательный разбор слова)

Сегодня мы  не только закрепим  навык морфемного и словообразовательного разбора, но и повторим  правила орфографии и пунктуации, чтобы подготовиться к будущей контрольной работе.

Какие же задачи нам предстоит решить, чтобы достичь цели урока? (спросить несколько человек, задачи выводятся на слайд)

Задачи:

  1. Вспомнить порядок морфемного  разбора
  2. Повторить порядок словообразовательного разбора
  3. Отработать на практике эти виды разборов

???????

Спасибо. Давайте перейдём к работе. Перед вами первое задание

1 задание. На доске даны слова, необходимо разобрать их по составу («смарт» задание)

Что нужно вспомнить,  чтобы выполнить это задание (из каких частей состоит слово, порядок разбора слово по составу , На партах лежат файлы разрезанным на кусочки порядком разбора, нужно в парах собрать его в нужном порядке)

У вас на партах лежат файлы с материалами. Сейчас вы, работая в парах,  должны восстановить порядок морфологического разбора слова.

!!!!!!!!!!!!!!!!

Давайте проверим. Хорошо. Молодцы, все справились. Теперь можно переходить к решению задания. (по одному выходят к доске, расставляют морфемы)

Ребята, скажите, зачем нужно знать морфемный состав слова?( чтобы не совершать орфографические ошибки)

Задание 2. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вам необходимо вставить пропущенный буквы и распределить слова на две группы ( с буквой А и буквой Б).

Посмотрите, что за орфограмма перед вами? Объясните, от чего будет зависеть выбор буквы в корне? (кас, кос, лаг, лож)(подходят к доске, распределяют слова).

Хорошо. А какие корни с чередованием вы ещё знаете написание которых также зависит от суффукса А?(Бер/бир, Мер/мир….)

Ребята, после работы с компьютером или смартдоской необходимо делать гимнастику для глаз. Закройте глазки, откройте глазки, посмотрите налево, посмотрите на право, а теперь поставьте перед собой указательный палец, сфокусируйтесь на нём, затем переведите взгляд на дальнюю точку на доске. Выполните это упражнение три раза. Хорошо.

Задание 3. Ребята, откройте тетради, запишите число.

Сейчас я вам буду загадывать загадки, ваша задача отгадать их и записать ответы в столбик.

  1. Чтоб ответить нам на «пять»,

Книгу надо …. Прочитать (пристав)

  1. Вот стальная птица
    В небеса стремится,
    А ведёт её пилот.
    Что за птица?. Самолет (слож. Основ)
  2.  Ноги и мышцы все время в движении -

Это не просто идет человек.

Такие вот быстрые передвижения

Мы называем коротко — бег (бессуффикс.)

  1. В перемену мы готовы

Целый день сидеть в …… столовой (переход)

5 Из—под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. Подснежник (пристав-суффиксал)

Загадки отгадали, напишите рядом словообразовательную пару.

Прочитаь – читать

Самолет – сам+летает

Бег - бегать

Столовая - слоловая

Какой разбор мы только что выполнили? (словообразовательный)

А какие способы словообразования вы знаете?(приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение целых слов, переход из одной части речи в другую)

Пожалуйта, определите способы образования слов, которые вы записали. (определяют)

А теперь поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку (ответы на слайде).

Молодцы. А теперь давайте проведём  физминутку. Встаньте, пожалуйста. Предлагаю  вам «прокачать мозг». Упражнения, которые я вам сейчас покажу направлены на стимуляцию работы одновременно двух полушарий мозга.

1 нос-ухо-хлопок

2. голова-живот-прыжок

3. победа-ОК

Замечательно! Теперь давайте объединимся  в группы. (рапределяю)

Задание 4.

Перед вами текст и  вопросы на которые необходимо ответить, работая сообща, затем вы каждая группа представляет результат своей работы.

  •  Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
          
    Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
          В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
         
     «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.
  • (заголовок: Первый снег. Основная мысль: преображение природы после первого снега)
  1. Группа проводит орфографический анализ.
  2. Группа проводит пунктуационный анализ
  3. Группа определяет основную мысль текста, подбирает заголовок.
  4. Группа работает над средствами художественной выразительности.

Работают. Потом озвучивают результат.

Задание 5. На столах у вас лежат конверты с шифрами, если расшифровать слова, то получится один из секретов успеха любого дела. Чтобы разгадать эти шифры, вам необходимо узнать  способ, которым зашифровано слово.

Выполните задание и получите ключ к шифру.

слово состоит из Приставка  слова спеть и суффикса  слова Гребешок

Это слово образовано от слова лимон суффиксальным способом

( лимонный сок)

это слово образовано от слова зеркало суффиксальным способом

Слово состоит из приставки слова надломить и корня слова письменный

(зеркальная надпись)

Слово состоит из корня слова красавец и суффикса слова каменный

Слово стеклянный образовано суффиксальным способом от  слова…? (красное стекло)

Расшифровывают слова (Вместе мы – сила!)

А  теперь давайте посмотрим, в чём же один из секретов успешной работы. Произнесите хором слово,  которое у вас получилось. (Поизносят)

Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, давайте посмотрим, удалось ли нам победить компьютерный вирус. (открываю памятки) Секреты подготовки к контрольной работе у вас теперь есть, эти советы вы можете использовать на любом предмете.

Скажите, а что же нужно делать, чтобы компьютерный вирусы не проникли на вашу  флешку? (дают советы)

Спасибо. Вы хорошо поработали.

У вас на партах лежат стикеры, напишите на них:

- что вам было интересно на уроке ?

- Что будете использовать на практике?

Подойдите к доске и наклейте стикеры в окошечки.

Спасибо. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (читаю несколько)

Ребята, благодарю вас за работу. Вы все очень хорошо работали (можно назвать несколько человек)

Домашняя работа?????


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Данный урок является одним из заключительных  в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова».  Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"

Конспект урока посвящен теме "Морфемный и словообразоватлеьный разбор". Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес...

Морфемный и словообразовательный разбор

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Морфемный и словообразовательный разбор". Материал содержит также и презентацию к уроку и Приложение с тестовыми заданиями....