Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кириллова Олеся Михайловна

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе   по теме «Имя числительное»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.

( Визуальная проверка готовности класса к уроку)

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с классом.

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок повторения и закрепления знаний, полученных при изучении  темы « Имя числительное ».

Нам предстоит выполнить немало разных заданий, чтобы хорошо подготовиться к контрольному диктанту. Но сначала давайте вспомним,

- Что такое имя числительное?

- В каких стилях речи нам необходимы числительные? Докажите свой выбор.

 

                                                                        Задание 1.

1) Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

( Числовое значение кроме числительных могут иметь и другие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Имена числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами).

Определите устно части речи с числовым значением.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль « Восток »), утроить (усилия), сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб), (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня,  пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный дом.

2) На какие две группы делятся числительные? (количественные и порядковые) Дайте характеристику этим группам.

3) Чем отличаются простые числительные от составных?

                                                                           Задание 2.

Расскажите о правописании мягкого знака в числительных.

а) в середине числительных – от 5-20, 30..

б) круглые десятки и сотни.

в) правописание числительных от 15-19.

Теперь проверим умение правильно писать числительные с мягким знаком и без него.

Распределительный диктант (по трём столбикам):

Ь в середине                                                             ь в конце                                                  нет ь

Семьсот, восемьдесят, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать.

                                                                             Задание 3.

1. Записать правильно числительные и правильно выбрать форму для относящихся к ним существительных.

1) не оказалось 490 (книга); 2) проехали около 989 (километр); 3) купил 758 (конверт); видел 557 (мотоцикл).

2. Просклонять: купил 758 конвертов.

                                                   

                                                                         Задание    4.

                                                               

 1. Ребята, а что вы знаете о склонении числительных 40, 90, 100?

(И.п., В.п.                        сорок,     девяносто,      сто

Р.п., Д.п., Т.п., П.п         сорока,    девяноста,      ста)

- А знаете, почему четыре десятка называются  словом  сорок? Ведь оно так похоже на тридцать (три десятка) или пятьдесят (пять десятков).

Об истории числительного сорок нам расскажет                                  .

Сообщение ученика. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало « мешок » (сравни современное сорочка). Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

 

               (Не менее интересным является  числительное семь.

Семь в старину считалось особенным, волшебным числом; оно часто встречается в русских пословицах.

 А какие пословицы с числительным семь знаете вы? Можно назвать поговорки и фразеологизмы с этим числом.

(Семеро одного не ждут.  Семь раз отмерь – один отрежь. Семь бед – один ответ. Спустить семь шкур с кого-то. Семь чудес света; до седьмого пота, семи пядей во лбу, семь вёрст до небес, быть на седьмом небе, семь пятниц на неделе…))

   

                                                                       Задание 5.

- На сколько разрядов делятся  количественные числительные, и как они называ-ются?

1. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами.

                              К 5 ¾ + ¼;    из  13 2/6  - 5;   854 сложить с 234.

2. Расскажите, пожалуйста, как склоняются числительные полтора и полтораста.

(И., В.п. – полтора, полтораста

Р., Д., Т., П.п – полутора, полутораста).

3. Замените, где возможно количественные числительные собирательными. Объясните ваш выбор.

3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюк), 6 (машинист), 7 (тетрадь), 2 (друзья), 15 (козлята).

4. Запишите словосочетания, используя нужные формы числительных оба, обе.

Копать (оба, обе) руками; взять (оба, обе) щенков; (оба, обе) девочек не было в музее;  (оба, обе) братьев  взяли в спортивную школу.

5. Прочитайте слова:    100л, 100лб, 100ляр, 40а, 7я.

                                                     Задание 6.

Выполните синтаксический разбор предложения.

В Солнечную систему входят девять больших  планет.

4. Выводы по уроку.

- Какую тему мы с вами повторяли на сегодняшнем уроке?

-  Что вам показалось интересным?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Оценка знаний, умений и навыков учащихся.

5. Задание на дом:

  Тема урока:                             Повторение и закрепление материала по теме          « Имя числительное ».                           

 Цели урока:                                1) Обучающие:

а) систематизация и обобщающее повторение лексико-грамматических и стилистических признаков имени числительного как самостоятельной части речи

  б) закрепление правописных навыков;

  в) совершенствование навыков правильного употребле-ния падежных форм числительных;

   г) закрепление навыков различения имён числительных, чисел и слов со значением числа на основе стилистичес-кой работы;

д) закрепление правильного чтения вслух  цифрового материала,  соблюдая нормы согласования и управления в сочетании числительных с существительными.

                     

              2. Развивающие:

а) развивать творческую, мыслительную и речевую активность;

б) формировать умение правильного (уместного исполь-зования) этих  единиц языка в собственной речи (устной и письменной);

в) формировать умение находить в тексте, предложении имя числительное, число или слово со значением числа и уметь правильно определять их.

   3. Воспитательные:

а) воспитание эстетического вкуса учащихся;

б) умение точно и красиво говорить;

в) воспитание культуры письменной речи;

г) обогащение словаря учащихся;

д) воспитание интереса  к двум наукам: русскому языку и математике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме «Имя числительное» Учитель: О.М. Кириллова МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Дно

Слайд 2

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты с числителем будь дружен.

Слайд 3

Цель урока Обобщение материала, изученного в разделе «Имя числительное» Задачи урока - Повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя числительное» - Закрепить навыки правописания и правила употребления числительных в устной речи - Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя числительное»

Слайд 4

Определи часть речи! Тройка (за ответ) четыре (товарища) трёхместный (корабль «Восток») утроить (усилия) сотый (по списку) трёхчасовой (фильм) одностороннее (движение) столетний (дуб) (новенький) пятак (стал) пятиклассником (громадная) пятерня пятилетка шестой (день) пятиэтажный дом

Слайд 5

Ь в середине в конце ? ? Нет ь ?

Слайд 6

Употребить правильно числительные и формы для относящихся к ним существительных не оказалось 490 (книга) 2) проехали около 989 (километр) 3) купил 758 (конверт) 4) видел 557 (мотоцикл)

Слайд 7

К 5 ¾ + ¼ Из 13 2/6 - 5 854 сложить с 234 С 9 5/6 +1/6 К 7 3/8+5/8

Слайд 8

Собирательные числительные пятеро двое трое семеро оба

Слайд 9

Замените, где возможно количественные числительные собирательными 4 (гусята) 3 (девушки) 5 (брюки) 6 (машинисты) 7 (тетрадь) 2 (друзья) 15 (козлята) 3 (джинсы) 3 (книга) В гостях у собирательных числительных

Слайд 10

Составьте словосочетания, испо-льзуя нужные формы числитель-ных оба, обе. - копать (оба, обе) руками; - взять (оба, обе) щенков; (оба, обе) девочек не было в музее; - (оба, обе) братьев взяли в спортив-ную школу - вязать (оба, обе) спицами

Слайд 11

Исправь ошибки! В книге около девяносто страниц. В городе более девятьсот школ. По обоим сторонам дороги расстила-лись поля. Трое школьниц были направлены на олимпиаду. Сосны живут около триста – четыреста лет .

Слайд 12

100л 100лб 100ляр 40а 7я е2 о5 с3ж

Слайд 13

1. Всыпать по первое число – 1.Знать очень хорошо 2. Пятое колесо в телеге – 2. Очень много (наговорить, наобещать) 3. Как две капли воды – 3. Через посредников (узнать) 4. До седьмого пота - 4. Высшая степень радости 5. На все четыре стороны – 5. Сразу 6. Как свои пять пальцев – 6. Наказать по всей строгости 7. С три короба – 7.Лишний, ненужный в деле 8. На седьмом небе – 8. Очень похожи 9. Из третьих уст - 9. Куда угодно (идти, прогонять) 10. За один присест 10. Очень много и долго

Слайд 14

Задание на дом Творческое задание на выбор: Составить кроссворд на тему «Имя числительное» Сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных Русский язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...