Разработка урока по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Максудова Луиза Османовна

Русский язык, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl._rod_imen_sushch.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Род имен существительных. 5 класс.

Цель урока: научить определять род имён существительных.

Задачи:

 обучающие: познакомить с приемами распознавания рода имен существительных, научить применять их на практике;

 развивающие: развивать и обогащать речь учащихся; развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки, орфографическую зоркость;

 воспитательные: пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи; воспитание умения работать коллективно и самостоятельно.

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос.

Формы работ:  индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, иллюстрация, раздаточный материал, текст  сказки «Старик годовик».

 План  урока:

1.        Организационный момент.

2.        Постановка проблемы.

3.        Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.

4.       Проверка домашнего задания. Устный опрос.

5.        Объяснение нового материала.

6.        Закрепление. Работа над текстом.

7.           Обобщение учителя.

6.         Рефлексия.

7.        Домашнее задание.

8.      Оценки и комментарии.        

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд1)

С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

    - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам  предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными. (Проверка готовности к уроку русского языка.)

2. Постановка цели урока.  

- Ребята, мы с вами сегодня изучаем  тему «Род  имен существительных». Вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения  по данной теме; познакомимся  с приемами распознавания рода имен существительных, научимся  применять их на практике.

3. Работа с эпиграфом. 

Зима пришла.

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

    Дежурный говорит о погоде на улице.

-Сегодня холодно на улице, дует резкий ветер. Температура  -17 -  -20 градусов.

4.Проверка домашнего задания. Устный опрос.  

1.Что такое имя существительное?

Ученик. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и означает предмет.

2.Какими членами предложения являются имена существительные?

Ученик. Имена существительные в предложении являются подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами.

3.На какие две группы делятся имена существительные?

Ученик. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

4.Что называют собственные имена существительные?

Ученик. Собственные существительные называют имена, фамилии, отчества людей: Александр Сергеевич Пушкин.

Клички животных: Жучка, Белка.

Географические названия: Салават, Зиган, Янурус.

Названия праздников и событий: Великая Отечественная война.

Названия книг, картин, газет, журналов, кинофильмов: «Тимур и его команда», «Восход», «Бельские просторы».

5.Объяснение нового материала. Подумай!   (Слайд 3).  

На доске написаны имена существительные в три столбика.

 (Слайд 4 - 5).

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Стол

Родина

Солнце

Ученик

Мама

Мыло

Герой

Армия

Звено

Парника

Земля

Ружье

1.Учитель. Ребята, внимательно прочитайте слова!

2.Хором читаем имена существительные.

3.Найдите окончания имен существительных.

4.Выделяем имена существительные.

5.Посмотрите внимательно! Как можно определить род имен существительных?   Запомни! (Слайд 6).

Ученик. 1.Слова с нулевым окончанием и основой на твердый согласный, -й- мужского рода.

               2. Слова с окончанием  –а -(я)-  женского  рода.

               2.Слова с окончанием  –о -(е)- среднего рода.

               3.Слова на –а(я), обозначающие лиц мужского пола, -мужского рода.

Этих слов немного: Дедушка, парнишка, дядя и все мужские имена: Петя, Ваня, Миша.

6. Физкультминутка. (Слайд 7).

- Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх.

Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза.

 7. Закрепление материала.

Выполняем упражнение 275. Задание. Прочитайте, распределите слова  в три столбика по родам. Как вы узнали род имен существительных?

  1. Читает учитель.
  2. Читают учащиеся по цепочке.
  3. Работаем на местах, распределяя  существительные по родам.
  4. Получились ряды. 
  5. Еще раз читаем эти слова.

7. Учитель подчеркнул слова. К выделенным словам подбираем зависимые слова. (Слайд 8)

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Край

Страна

Государство

Океан

Река

Море

Труд

Зима

Озеро

Ручей

Осень

Болото

Канал

Весна

Лето

Луг

Звезда

Солнце

Месяц

Луна

Созвездие

Гром

Туча

Небо

Дождь

Молния

Облако

Снег

Пурга

Растение

Дуб

Вьюга

Дерево

Парусник

Тетя

Судно

Дядя

Маша

Миша

8.Получилось словосочетания.( Слайд  9- 10).

М.р.

Ж.р.

Ср.р

Пушистый снег

Глубокая река

Черное море

Могучий дуб

Снежная зима

Зимнее солнце

Вежливый Миша

Полная луна

Южное растение

8. С полученными словосочетаниями составляем предложения.

 (Слайд 11)

Пушистый снег ложится на поля.

Недалеко растет могучий дуб.

Вежливый Миша не пришел на урок.

Недалеко от деревни протекает глубокая река.

Наступила снежная зима.

На небе появилась полная луна.

Зимнее солнце не греет.

Мы отдохнули на берегу Черного моря.

Мы посадили южные растения.

5. Работа над текстом.( Слайд 12-  16 ).

Упражнение 281. Прочитайте текст. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы, содержащиеся  в тексте. Расскажите сказку.

(Старик-Годовик, стр.178 ).

1.Чтение текста учащимися.

2.Ответьте на вопросы по содержанию.

Учитель. Что за птицы вылетели из рукав Старика-Годовика.

Ученик. Из рукава старика вылетели три месяца.

Учитель. Полетели первые три птицы, что за птицы?

Ученик. Полетели зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Стало холодно. Пошел снег. Подул холодный ветер.

Учитель. Полетела вторая тройка. Какие изменения произошли в природе?

Ученик. Наступила весна (март, апрель, май). Растаял снег. Появились цветы. Набухали почки. Прилетели птицы.

Учитель. Полетела еще тройка. Что же случилось дальше?

Ученик. Настало лето. Стало душно, знойно. Колхозники приступили к уборке ржи, пшеницы. Поспела земляника, смородина.  Дети купаются, загорают.

Учитель. Полетели еще три птицы. Какие картины можно увидеть в природе?

Ученик. Подул резкий  холодный ветер. Посыпался частый дождь. Залегли туманы. Дни стали короче, а ночи – длиннее.

Учитель. Какие это четыре крыла у каждого птицы?

Ученик. В каждом месяце есть четыре недели.

Учитель. Какие семь перьев в каждом крыле?

Ученик. В каждой неделе по семь дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Учитель. Что это значит, что у каждого пера одна половина пера белая, другая черная?

Ученик. Это сутки. В них есть и день, и ночь.

Учитель. Еще раз читаем текст и готовимся к пересказу.

Учащиеся пересказывают  содержание сказки  «Старик-Годовик».

6. Рефлексия. (Слайд  17).

 Что нового узнали на уроке?

 Чему научились?

 Какой этап урока показался самым интересным?

 Что было трудно?

7.Домашнее задание. (Слайд 18).

 Упражнение 282 (письменно), упражнение 283 (устно).

8.Оценки и комментарии. (Слайд 19 ).

        Поработали на славу!

        И отличные отметки

        Занесите себе в клетки

        (Заработали по праву).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

Открытый урок "НЕ с именем существительным"

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....

Открытый урок "НЕ с именем существительным"

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....

Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"

Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме  «НЕ с именами существительными».Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан...

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....