КИМ ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Галеева Гульназ Данисовна

КИМ ОГЭ русский язык 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_oge_po_russkomu_yazyku.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ ОГЭ по русскому языку

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Мурзинская СОШ» Апаствоского муниципального района РТ Галеева Г.Д

Часть 1.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

1) Держась за стволы и ветки, обходя подтаявшие с боков сугробы и лужи с черной неподвижной водой, Игнатов медленно продвигается в глубь леса. 2) Ноги сами ведут его куда-то, и он покоряется, шагает.3) Кое-как перебирается через вскрывшийся недавно и теперь оглушительно звенящий по камням ручей. 4)Поднимается по серой, в буграх прошлогодних шишек земле, меж горящих рыжим огнем сосновых стволов. 5)Тайга манит: скоро, скоро будет добыча.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Игнатов продвигается (предложение 1)       

2) он покоряется (предложение 2)          

3)  перебирается через ручей (предложение 3)

4)  Поднимается (предложение 4)

5)  Добыча манит (предложение 5)

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зулейха любила наблюдать за тем (1) как (2) стоя за высоким прилавком (3) сын быстро (4) словно играючи(5) звенел желтыми и серыми монетами (6) рассчитываясь с покупателями.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «страница книги», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СОЛОВЬИНЫЕ (трели) - в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н

2) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием совершенного вида пишется раздельно.

3) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.

4) В ТЕЧЕНИЕ года –имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е.

5)  БЕЗБРЕЖНЫЙ - на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

1)Утопая в сугробах, она пробирается по колким хрустким кустам можжевельника; переползает через упавшие стволы берез, покрытые скользким инеем; бредет, не разбирая дороги, через колючую еловую чащобу. 2)Вдруг нога цепляет корягу, и Зулейха летит кувырком с какой-то крутой горки, взметая снег, ломая лыжи. 3)Твердый колючий холод бьет в лицо, забивается в глаза, уши, рот. 4)Она месит руками снег, кое-как выбирается из сугроба.5)И видит перед собой кусок сломанной лыжи. Не ее лыжи – сына.

6) – Юзу-у-у-уф!

7)Уже не кричит – воет. А впереди кто-то воет в ответ. 8) По пояс в снегу, путаясь в низком кустарнике щепастными обломками лыж, она выбирается на маленькую, зажатую со всех сторон деревьями поляну.

9)Там, неровным тесным кольцом обступив высокую старую ель с косо наклоненной верхушкой, сидит серая остроносая стая, неотрывно смотрит вверх. 10)Волки – по-зимнему поджарые, ребра в обтяжку, хребты щетками, – замечают Зулейху, крутят мордами, огрызаются, но с места не сходят. 11) Один вдруг подпрыгивает высоко, как подбросили, и клацает зубами на острую еловую вершину, где темнеет маленькое неподвижное пятно.

12)Зулейха идет на волков ровным, будто механическим шагом, на ходу заряжая винтовку. 13)Несколько зверей встают и медленно трусят ей навстречу: дрожат губами, кажут клыки, дергают хвостами, окружают.14) Один – с прозрачно-желтыми глазами и рваным ухом – срывается и прыгает первым.

15)Она стреляет. Затем еще и еще. 16)Заряжает быстро, как дышит: еще и еще. 17)Вставляет вторую обойму: еще и еще.

18) Тявканье, истошный визг, поскуливание, хрипы. 19) Кто-то из волков пытается убежать, скрыться в лесу – она не дает. 20) Кто-то валяется с перебитым хребтом, дергает лапами – она палит в упор, добивает.  21) Все патроны расстреляла, до последнего. 22)Вокруг ели на черно-блестящем от крови снегу лежит полдюжины волчьих трупов; пахнет порохом, горелым мясом, паленой шерстью; дымятся развороченные кишки. 23)Тихо. 24) Зулейха, перешагивая через неподвижные тела, идет к кривой ели.

25)– Юзуф! Улым! – сипит.

26) С верхушки падает маленькое тельце – с неподвижным кукольным личиком, заиндевевшими бровями и ресницами, крепко зажмуренными глазами, – прямо ей в подставленные руки…

27) Четыре дня Юзуф горел в бреду. 28) Все это время Зулейха стояла на коленях перед его кроватью и держала за пылающую руку. 29) Спала тут же, приложив голову к его плечу.

30) Лейбе пытался перетащить ее на соседнюю койку – не далась. 31) Он махнул рукой, лишь задернул занавеску, отделявшую место Юзуфа от общей палаты (решил положить их не дома, а тут, в лазарете, чтобы всегда были на глазах).

32) Ачкенази сам приносил еду; смотрел, как Зулейха неподвижно стоит у сыновьей постели; осторожно ставил миску на подоконник, забирал предыдущую, с нетронутой едой.

33) Иконников был всего однажды. 34) Притулился рядом с ней на коленях, потянулся дрожащей, перепачканной красками ладонью к плечу Юзуфа. 35) Зулейха оттолкнула руку, бросилась на сына, накрыла телом. 36) «Не отдам! – рычит. – Никому не отдам!» 37) Лейбе увел Иконникова, больше в лазарет не пускал.

*Яхина Гузель Шами́левна (1977) - российская писательница, автор романов «Зулейха открывает глаза» , «Дети мои», рассказов «Мотылёк», «Винтовка» и другие.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Волки окружили ель, так как на её верхушке учуяли добычу.

2) Зулейха расстреляла все патроны, чтобы спасти от волков сына Юзуфа.

3) Юзуфа отвезли в городскую больницу.

4) Ачкенази сам приносил  Юзуфу еду.

5) Мать не отходила от постели больного сына.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет

1) Твердый колючий холод бьет в лицо, забивается в глаза, уши, рот.

2) Кто-то из волков пытается убежать, скрыться в лесу – она не дает.

3) С верхушки падает маленькое тельце – с неподвижным кукольным личиком, заиндевевшими бровями и ресницами, крепко зажмуренными глазами, – прямо ей в подставленные руки

4) Вдруг нога цепляет корягу, и Зулейха летит кувырком с какой-то крутой горки, взметая снег, ломая лыжи

5) Несколько зверей встают и медленно трусят ей навстречу: дрожат губами, кажут клыки, дергают хвостами, окружают.

8. Лексический анализ.

Замените разговорное слово КЛАЦАЕТ  (предложение 11) стилистически нейтральным синонимом. 
Напишите этот синоним. 

Часть 3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.С. Пушкина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Не отдам! – рычит. – Никому не отдам!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование .

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

 Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

№ заданий

Ответы

2

14

      3

123456

4

книжная страница

5

15

6

125

7

13

8

стучит

ИЗЛОЖЕНИЕ.

Война…

Война пришла в Семрук отзвуком далекого эха. Говорили, что она есть, но ее как будто и не было. Газеты, которые стали неожиданно доставлять регулярно (раз в месяц, одной большой толстой пачкой), разрывались от заголовков: «Сомкнем…», «Разгромим…», «Победим…». Сами газеты постепенно худели, но становились злее, яростнее, отчаяннее. Их теперь вешали на агитационную доску, и семрукцы часто стояли там вечерами, сомкнув головы, – читали. Затем оборачивались к Ангаре, смотрели на кружившихся в ясном небе чаек, тихо переговаривались. Было странно осознавать, что где-то далеко небосвод рассекают не птицы, а вражеские самолеты.

Начальство из центра – недавно повышенный в должности лейтенант государственной безопасности Зиновий Кузнец во время своих редких визитов устраивал собрания: рассказывал о том, на каких фронтах доблестно сражается Красная армия и каких достигла успехов. Народ молчал, слушал. В сказанное было сложно поверить, но и не верить было невозможно.

Ни один поселенец не покинул Семрук за первые месяцы войны. Комендатуры в трудовых поселках вели списочный учет тылополченцев, достигших призывного возраста, но списками все и ограничивалось. Поселенцы не допускались к оружию, а значит – к службе в армии, где опасность их объединения в группировки многократно возрастала. Вопрос о призыве в сорок первом году даже не стоял – было очевидно, что, достигнув фронта, враги народа тотчас переметнутся на сторону фашистов и начнут сражаться против своей Родины.

Так война шла, но шла далеко, мимо.

                                                                                                                                           (Г.Ш.Яхина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...