Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

"Уточняющие члены предложения" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00148839-b6cce831.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать  уточняющие члены на основе  семантико- интонационного  анализа   высказывания;   сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;                                                                                                                                                                                                

 Метапредметные: создавать собственное аргументированное  высказывание;                                         Личностные:  самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в паре и  согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.

Тип урока: усвоение новых знаний

                                                                                                                                   

Ход урока

I. Проверка домашнего задания по правилу  «Запятая перед как» (текст

на экране)         

Цель этапа: уметь осознанно ставить знаки препинания в предложениях перед союзом как

Назовите номера предложений, где перед как ставится запятая. Обоснуйте свой выбор.

1. В самые сложные кризисные моменты Пушкин всегда обращался к Жуковскому как к мудрому советчику и надежному другу.

     2. Жуковский как глубоко религиозный человек был убежден, что все в мире совершается по раз и навсегда установленному вечному закону.

3. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

4. Вот от лесу как передовой вестник пронесся свежий ветерок.

II. Актуализация опорных знаний об условиях обособления и видах обособленных членов.

Цель этапа: уметь воспринимать на слух обособленные члены разных видов

   1.Графический диктант.

Учитель читает предложения, учащиеся записывают в тетрадях под номерами только схемы.

  1. Хопер – левобережный приток Дона, одна из самых красивых и экологически чистых рек средней полосы России.

            распростр.прилож.

  [ … Х,                    . ]        

  1. В словах В.И.Даля указывается, что слово «хопер» означает «притон диких гусей».

3. Стаи диких уток и гусей, возвращаясь в родные места, подолгу задерживаются на обильных кормами затонах Хопра.

                                        дееприч. оборот

                     [   _______, _ . _ . _ . _ . _,   <  ]

4. Несмотря на засушливое лето, окрестности Хопра благоухают великим множеством степных трав.

                       несмотря на,

                     [    _ . _ . _ . _ . _,    <  ]

5. Река издавна была удобной и надежной дорогой крестьян, бежавших от крепостной неволи.      

                                     причаст. оборот

                [   _______,                   , <  ]        

6. Переселенцев, облюбовавших эти места, встретила первозданная природа.

                                                                                                                           причаст. оборот

                [ _______,                     , <  ]        

7. Ароматный запах клевера, белого и розового, и поныне одурманивает в жаркую пору сенокоса.

                                          одиночн.опред.

                [ _______,                 и             ,   <  ]        

     2.Взаимопроверка

                     

III. Этап усвоения новых знаний

Цель этапа: уметь формулировать проблему, выдвигать аргументы и находить доказательства

1. Формулирование темы и задач учащимися.

Прочитайте и сравните пары предложений: (текст на экране)

1) Он проснулся (когда?) утром.

2) Он проснулся (когда?) утром, (а когда именно?) часов в шесть.

1)(Где?)Вдали стучали топоры.

2) (Где?)Вдали,(а где именно?) у самого леса, стучали топоры.

1) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа.

2) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа, (то есть когда?) то есть к вечеру.

      В чем сходство и различие предложений в парах?

– Какое слово или сочетание слов имеет значение  уточнения?

– Что оно уточняет?

– Каким членом предложения является и как  выделяется уточняющий член?

     – Чем они отличаются?

– Где по отношению к уточняемому он стоит?

     – Какой  вид обособления мы будем рассматривать?

       (Уточняющие члены предложения)

–Какие задачи будем решать?

   (Определить условия обособления уточняющих членов предложения;                                                                                                                                                                                   научиться опознавать  уточняющие члены в предложении)

 2.Работа над усвоением нового.

      Самостоятельно прочитать I - III абзац правила на с.152 и заполнить таблицу.

Уточняющие члены

Способ связи с уточняемым членом

Примеры

1

2

3

4

       

 IV. Этап закрепления  нового материала.

Цель этапа: уметь осознанно применять правило на практике, опознавать  уточняющие члены на основе  семантико- интонационного  анализа   высказывания;   сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;                                                                                                                                                                                                

1) Работа в парах с текстом на экране.                                                               – Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, соотнести с правилом и записать в 3 столбик таблицы.

  •  Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.
  • Утром, до восхода солнца, мальчишки убегали на рыбалку.
  • Мне всегда была интересна ботаника, то есть наука о растениях.
  • Многие газы, например водород, легче воздуха.
  • На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем.

     (Взаимопроверка)

 Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, выделить их схематически и пунктуационно.

  • В степи  на равнине открытой  курган одинокий стоит.
  • Где-то близко  за последним холмом  слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.
  • Впереди  насколько хватило глаз  виднелись льды и впаянные в них айсберги.

      (Взаимопроверка)

2) Конструирование предложений с обособленными уточняющими обстоятельствами.

Текст на экране.

1. В предложения ввести уточняющие члены (из справочного материала), дополненные предложения записать, правильно расставить знаки препинания.

В 1618 году в среднем течении Хопра, …,  появился казачий сторожевой городок.

В начале  18 века городок был перенесен на более высокий берег и стал развиваться  у обрыва, … , как говорили в старину.

В северной части города, … , сохранилась церковь Покровская.

 Словосочетания для справок: на правом берегу, или у руба, то есть в районе озера Подпесочного.

2. Составить и записать предложения по картинам природы родного края, используя уточняющие члены.

Презентация  картин природы.

Чтение предложений представителем пары и обоснование своего выбора.

V. Домашнее задание: 1) стр. 152,упр.343;

2) тв. работа- 5 слайдов о красоте родного края и    сост.5 предложений с уточн.членами (по желанию)

VI. Подведение итогов урока:        закончите предложения.

1.Обстоятельство места уточняется …                                  

2.Обстоятельство времени уточняется … .

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов-… .                     

 4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- … .

                (Варианты ответа.

1.Обстоятельство места уточняется обстоятельством места.

2.Обстоятельство времени уточняется обстоятельством времени.

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов- то есть, или( в значении то есть)

4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- особенно, даже, главным образом, в частности, например и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...