Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.
опыты и эксперименты по русскому языку

Белоусова Елена Ильинична

Выступление на областной конференции учителей гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obl._konferentsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.

             Ещё вчера школа учила отвечать. Сегодня школа учит спрашивать, а потому  учитель сегодня – проводник в  мир информации. Ещё вчера  ребёнок ходил в школу, чтобы взять готовые знания, а сегодня он идёт, чтобы добыть их, а ещё приобрести навыки  и умения, самое основное из которых – умение учиться.  Потому сегодняшний ученик – архитектор и строитель,  т.е. творец своего знания, личность, развитие которой возможно благодаря использованию педагогом  системы учебных задач, направленных на формирование уже всем хорошо  известных универсальных учебных действий.

       Перед современным учителем  в условиях внедрения  ФГОС стоит задача использовать системно – деятельностный подход в обучении школьников. В осуществлении главного принципа этого подхода - научить учиться -  учебный предмет «Русский язык»  играет немаловажную роль, т.к. он обеспечивает формирование и познавательных, и коммуникативных и регулятивных действий. В образовательной области «Филология» приоритетное  развитие - коммуникативное, т.е. формирование способности и готовности свободно общаться на русском языке.  А чтобы эти способность и готовность формировать, необходимо уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся  возможность самостоятельно  решать учебные задачи.

     Учебную задачу мы рассматриваем  как основную единицу  учебной деятельности.  

     Согласно Д.Б.Эльконину,   главное отличие учебной задачи от всяких других задач в том, что  её цель и результат состоят в изменении самого субъекта, т.е. ученика, а не предметов, с которыми  он действует.  Изменённый субъект – это сегодняшний школьник, чья деятельность на уроке значима и осмыслена.   Что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал – вот вопросы, на которые он даёт ответы. Вслед за А.Н.Леонтьевым учебную задачу будем понимать как цель, заданную в определённых условиях.                     

    Что такое система учебных задач?    По  определению    Машбица Е.И. -   это набор задач, который позволяет достигать и отдалённые цели, и усваивать средства, необходимые для решения других задач,  а по  определению Эльконина, Давыдова – это практически вся  учебная деятельность.

      Система учебных задач, согласно современным  научным разработкам и ФГОСу, должна соответствовать следующим требованиям:  

- дифференциация заданий по уровню трудности;

- создание условий для учебного сотрудничества;

- нацеленность на умение работать с информацией, поданной в текстовой и графической формах;

-  сочетание словесной и наглядной информации;

- наличие  обучающих и контрольных работ;

- создание условий для  самостоятельного открытия нового знания  и для рефлексии.

   Исходя из этих принципов,  учебные  задачи должны ставиться на всех этапах современного урока  русского языка, а их,  в условиях  введения ФГОС, как известно,  6:    

   На уроках русского языка  учебные задачи решается путем исследования языкового материала.

     Как предъявить  обучающемуся учебную задачу?  По утверждению Фридмана Л.М.,  С задачу можно рассматривать как модель проблемной ситуации, а, следовательно,  предъявить ученику учебную задачу означает  создать для него проблемную ситуацию. 

        Вы увидели фрагмент 1-ого этапа урока ОНЗ  (открытия нового знания) в 5 классе, этап мобилизации,  на котором была созданА вначале ситуация успеха: пятиклассники работали с хорошо известной им орфограммой  «Проверяемые гласные в корне слова», затем ситуация  неуспеха: школьники осознали  недостаточность имеющихся знаний, а именно невозможность объяснить условия выбора букв е-и в корнях с чередованием.

  Решением учебной  задачи стали сформулированные обучающимися цель  и тема урока.  

        Ещё один пример учебной задачи, решаемой фронтально в 5 классе на уроке по теме: «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую» на этапе  актуализации знаний и выявления места  и причины  затруднения. Обучающиеся выполняют задание: списывают с доски группу слов, вставляя пропущенные орфограммы:

СЛАЙД (слова не читаю)   ГРАЧ.., ИДЁШ…, ВЕЩ…, РЕЧ…, ПАХУЧ…, КАМЫШ…, МЕЧ..,  ХОРОШ…, ЛИНЮЧ…, ВЕТОШ…, РИСУЕШ…, ПЕВУЧ…, МЯЧ…, РУБИШ…

    При  поверке  по просьбе учителя называются слова, в которых написали Ь, даётся объяснение, затем называются слова без Ь после шипящих. Написание кратких прилагательных вызывает затруднение: одни пишут их без Ь; другие, помня,  что  звук Ш твёрдый,  пишут Ь после буквы Ч, объясняя: Ч – мягкий звук. Дети приходят к выводу, что известные им знания о написании Ь после шипящих применить к кратким прилаг. они не могут.  Появляется учебная задача: когда в крат. прилаг. после шипящих пишется Ь.  Наблюдая за шипящими, приходят к  формулированию  учебной задачи.

      Задания подобного рода, позволяющие решить учебную задачу определения  темы,  цели урока  - это задания с так называемыми «ловушками»: «Найди отличия», «Найди лишнее», «Преднамеренная ошибка», «Объясни свой выбор», «Соотнеси» и др.  Выполняя их,  ребёнок проводит собственное маленькое исследование,  в ходе которого  происходит выстраивание простейшей логической цепочки, формулирование  учебной задачи. Работая в группе,  школьники приходят к общему решению в совместной деятельности, а значит, формируются  познавательные,  регулятивные и коммуникативные УУД.    ЭПИЗОД 2

Вы увидели этап урока «Поиск новых знаний в процессе коммуникации»

 Учебная задача постановки проблемы  решалась в ходе групповой работы с использованием раздаточного материала и самопроверкой по  эталону.   Снова была создана  проблемная ситуация неуспеха:  в глаголах несов. вида  -  И, в глаголах сов. вида – Е, а как быть с другими частями речи?  С помощью учителя пятиклассники смогли решить проблему, т.е. выявить условия выбора буквы, сформулировать правило.

      Для решения учебной задачи  на этом этапе урока можно предложить задания: «Поиск информации в предложенных источниках», «Работа со словарями», «Формулирования вопросов для обратной связи», «Работа с разного рода таблицами, схемами», «Работа с текстом учебника, рабочей тетради по русскому языку». Важно на этом этапе решения учебной задачи вызвать эмоциональное переживание и желание решить собственную задачу. А потому     задачу надо формулировать в форме задания  «проанализируйте»,  «найдите закономерность», «объясните,  почему», «в чём,  на ваш взгляд, причина?»  

   Очень важной, на мой взгляд,  является учебная задача фиксации  нового знания,  выработка алгоритма  действий по его применению.  Практикую  на этом этапе урока работу в группах.  Выполняются задания «Выстрой логическую цепочку»,  «Закончи предложение»

    На этапе проверки нового способа решается учебная задача воспроизведения нового знания.  Предлагаю обучающимся     задания типа: комментированное письмо,  выборочный, распределительный  диктанты, подбор лексических единиц, работа с сигнальными картами, редактирование текста. 

    Рефлексия учебной деятельности на уроке  диктует  следующую задачу: самооценку  работы и границ применения  нового способа действия.

  Оценивание,  самоконтроль – самостоятельная важная учебная задача. Взаимопроверка, проверка по эталону обязательны!   На  текущие контроле предлагаю          алгоритм самооценки:  что ты узнал на уроке, чему научился, за что можешь себя похвалить, над чем надо ещё поработать?  (дети отвечают письменно), фронтальный опрос:

- Какое новое знание открыли?  -  Каким способом будем пользоваться  при использовании нового  знания?  Предлагаю оценить  степень усвоения нового знания (методика «Светофор»): дети выбирают  красный цвет – новое знание не  усвоено, жёлтый – не в полной мере, есть сомнения,  зелёный  - новое знание усвоено и может быть объяснено другому.  Делаю это с целью предложить обучающимся дифференцированное домашнее задание.

    А ещё активно использую систему контроля и мониторинга качества знаний, ПРОкласс  Ученики, как вы видели,  отвечают на вопросы теста  простым нажатием кнопки пульта, а результаты отражаются  в режиме реального времени. Прокласс позволяет увидеть уровень восприятия материала и провести анализ сразу же, что для подростков важно.

     И в конце выступления хочется сказать:  «Возьмут в качестве основного   принципа своей  учебной деятельности наши ученики слова Канта: «Если бы мне на выбор  предложили путь к истине или саму истину, я бы выбрал путь», мы можем считать результат  по овладению ими УУД достигнут».

      Девизом же  уроков, на которых  используется система учебных задач, направленных на формирование у школьников учебных универсальных действий,  могут  стать слова другого  философа Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

     Желаю  вам, коллеги - новаторы,  удачи!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.

Презентация к выступлению на областной конференции учителей гуманитарного цикла, видеоматериалы с уроков...