Московское и петербургское произношение
презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Филимонова Виктория Викторовна

Презентация для 9-11 классов в разделе "Орфоэпия". Разные произношения (московское и петербургское)- сравнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskoe_i_peterburgskoe_proiznosheniya.pptx47.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Московское и петербургское произношение

Слайд 2

Возникновение русского литературного произношения С XIV в. Москва стала центром Русского государства, поэтому произносительные нормы складывались на основе московского говора, севернорусского по своему характеру, но под влиянием южного диалекта получившего аканье. Влияние этого говора особенно возросло в XIX в., после того как устарел высокий ораторский стиль славянской речи. Московская орфоэпическая норма окончательно сложилась к концу XIX в. Это было произношение прежде всего старой московской интеллигенции. Однако уже во второй половине XIX в. у московской нормы появился конкурент – петербургское произношение, которое постепенно усиливало свои притязания на роль общелитературного образца. Вообще в истории произносительной нормы существенную роль сыграл император Петр I, который построил новую столицу на северо-западе России, т. е. в ином диалектном окружении, и призвал в эту столицу огромное количество иностранцев.

Слайд 3

Московское и петербургское (ленинградское) произношение. Старомосковская произносительная норма основные черты классического старомосковского произношения: две степени редукции безударных гласных, кроме заимствованных слов типа «поэт, боа, какао, демарш, экспансия»; иканье, т. е. произношение в безударной позиции звуков иэ и ь; произношение [ы] или [ ыэ ] на месте а и о после ж и ш в предударных слогах ( шыколад , жыэра ); взрывной г, а не фрикативный г. Фрикативный только в словах церковнославянского происхождения «благо», «бога», «господи»; ассимилятивная мягкость для всех согласных, кроме ш, ж и л. Например: об'ем , к'югу , Т'в'ерь , д'в'ерь , с'м'есь , з'м'ей , з'в'ерь , с'в'ет , мед'л'енно , пет'л'и , об'м'ен , люб'л'ю , спор'щ'ик ; в сценическом произношении – р' ( Пер'мь , чер'вь , скор'бь , пер'венец , чер'ти , бор'щ ; произношение сочетания ств как с'т'в '( ес'тес'т'в'енный , торжес'т'в'енный ). Кроме того, также мягко произносилось и сочетание ц'т'в ' ( с'лец'т'в'ие , бец'т'в'ие ); произнесение ш' на месте сч , жч , шч ( ш'от , перебе ш'ик ); долгий мягкий [ ж'ж '] на месте сочетаний жж и зж ( брюж'ж'ать , еж'ж'у , вож'ж'и ); произнесение шн на месте чн ( скушно , подсвешник , конешно , Саввишна , молошник ); произнесение мягких губных на конце слов с ь (сем', вкрив '); сценическое произношение отчеств Алексеич , Андревна , Николавна , Григорьна и под.;

Слайд 4

О сновные черты классического старомосковского произношения: следующее произношение грамматических форм: глаголы 3 лица множественного числа – окончание [ ут ] ( ход'ут , прос'ут , кат'ут , душут и под.); окончание прилагательных на -кий, - гий , - хий произносят с [ъ] как «- къй , - гъй , - хъй » ( долгъй , тихъй , великъй ); - сь и - ся в постфиксах глаголов произносят с твёрдым с на конце ( боюс , осталсъ ); редуцированный [ъ] после твёрдых согласных в глагольных суффиксах многократности ( сматъвать , стягъвать ); окончания и суффиксы в заударных слогах в падежных формах после мягких согласных произносят с [ъ] ( пол'ъ , платјъм ). Таково классическое русское произношение, сложившееся на основе старомосковского.

Слайд 5

Отличительными чертами петербургского (ленинградского) произношения являются следующие: Сближение произношения с написанием, «буквенное» произношение, а именно: произношение [и] после мягких заднеязычных согласных в окончаниях прилагательных ( мягк'ий , легк'ий , строг'ий ); произношение согласно написанию заударных флексий глаголов 3 лица множественного числа ( ход'ят , клејят , бор'ются ); произношение [э] в словах щелка, желчь; эканье , т. е. произношение [э] в безударных позициях ( п'этак , в'эду и пр.); произношение [ ш'ч '] на месте щ, сч , зч , ( иш'ч'и , извош'ч'ик , ш'ч'астье ); отсутствие ассимилятивного смягчения ( каНТик , воЗНя , пеНСия , коЗЛик , няНЧить и под.).

Слайд 6

Выводы Старомосковское произношение до сих пор имеет статус образца, каковым оно и было в языке XIX в. Главным пропагандистом этой орфоэпической нормы был и остается Московский академический малый театр, где в основном ставят пьесы русского классического репертуара. Следует подчеркнуть, что в настоящее время говорить о конкуренции двух норм, московской и петербургской, видимо, нельзя. С одной стороны, в московском варианте появляются особенности, которые традиционно считались петербургскими (-кий, - гий , - хий в прилагательных, мягкий с' в глаголе, произношение дождь как дошт '). С другой стороны, петербургское произношение сближается с московским: исчезают случаи произношения кроф (кровь), ищчи (ищи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия «Произношение»1 класс Тема: Правильное произношение и дифференциация звуков [Д-Т] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед учит различать звуки [Д-Т] в слогах, словах и предложениях, подбирать картинки на данные звуки, проводить звуковой анализ и синтез....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Шаблон для презентаций о Матроне Московской и Ксении Петербургской

Во II этапе сетевого проекта "Святые Покровители Земли Русской", в котором мы решили принять участие, нам нужно было изучить житие, канонизацию и чудеса Матроны Московской и Ксении Петербургской. Для ...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Тургенев-студент Берлинского, Петербургского, Московского университетов.

Проект "И.С. Тургенев - студент Берлинского, Московского, Петербургского университетов" - дополнительный материал для обучающихся, в котором содержится рассказ о том, как формировался образо...