Урок русского языка "Виды предложений".
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Перепёлкина Светлана Владимировна

Цель данного урока - повторить, обобщить и расширить знания учащихся, используя опережающее обучение; в игровой форме прививать навыки работы с предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка.21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предложение. Виды предложений».

Цель урока: повторить, обобщить и расширить знания учащихся по теме, используя опережающее обучение в зависимости от подготовки учащихся; в игровой форме прививать навыки работы с предложением; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: схема-изображение станций; РМ для станции «Дешифровщики-лингвисты»; таблица «Виды предложений».

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения урока: урок – игра.

Ход урока.

  1. Опрос по домашнему заданию.
  2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое словосочетание?
  2. Что можно составить из словосочетаний?
  3. Чем предложение отличается от словосочетания?
  4. Что является основой предложения?
  5. Что это, словосочетание или предложение: «Началась учёба»? Докажите.
  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. У каждого серьёзного путешественника есть маршрут движения. Как истинные путешественники по стране русского языка, мы тоже нарисуем свой сегодняшний маршрут движения.

Станция                       Станция                  Станция                       Станция

«Дешифровщики-      теоретическая        «Twix»                          «Ниточка»

лингвисты»                 «Виды

                                      предложений»

Теперь нам только остаётся отмечать пройденные этапы-станции.

  1. Постановка целей и задач урока.
  2. Работа над темой урока.
  1. Станция «Дешифровщики-лингвисты».

Учитель. Вы помните, что в старославянских текстах было тяжело выделить слова, словосочетания и даже предложения. Представьте себя дешифровщиками-лингвистами.

  • Найдите начало и конец каждого предложения.
  • Отделите предложения друг от друга в тексте нужными знаками и начала предложений большой буквой.
  • Спишите текст. (Раздаточный материал).

Текст.

Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.

(По М. Пришвину)

Бедный, бедный мой Грашка. Грашка – это грач с отломанным крылом. Он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов. Почему же престал подходить ко мне? Его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.

  1. Станция теоретическая.
  • Какие предложения бывают?

Раздаточный материал.

Выделить грамматические основы во всех предложениях.

Опережающее обучение.

Предложения

Примеры

Простые

Дружба людей гору богатств создаёт.

Сложные

Собака лает – ветер носит.

Повествовательные

На воре шапка горит.

Побудительные

Береги честь смолоду.

Вопросительные

Какие пословицы вы знаете?

Восклицательные

Хлеб – всему голова!

Невосклицательные

Чужим умом век не прживёшь.

Односоставные

Смотри в оба.

Двусоставные

На ловца и зверь бежит.

Полные

Нашла коса на камень.

Неполные

Тебе понравились пословицы. Да, понравились. (Пропущено подлежащее и дополнение).

Распространённые

Иголка всем шьёт, а сама голая.

Нераспространённые

Здравствуйте, проходите да хвастайте.

 

  • Какие пословицы и поговорки вам понравились?
  • Почему они так долго живут?

  1. Станция «Twix» (работа в парах).
  • Запишите предложения по вариантам на слух. Найдите грамматическую основу.
  • По ранее приведённой таблице дайте характеристику предложению. (Через пять минут нужно поменяться работами и сделать взаимопроверку).

1 вариант. Беда на голову с языка валится.

2 вариант. Ты всё пела?

  1. Станция «Ниточка».

Учитель. Вы знаете, что разматывая клубок с нитками, бывает очень трудно не порвать эту нитку. Сегодня мы сплетём ниточку как можно длиннее. Задача каждого играющего – повторив слово, сказанное предыдущим игроком, добавить своё слово, которое продолжит предложение. У какой команды будет длиннее предложение, та команда и выиграла. Например, я называю слово лес, следующий игрок повторяет моё слово и добавляет своё – «грустно», следующий – «шумит», потом – «листвой»…

  1. Рефлексия.

Беседа.

  • Какие станции мы сегодня посетили?
  • На какой станции вам понравилось больше всего и почему?
  • На какую станцию, вам кажется, нужно ещё вернуться? Почему?
  1. Домашнее задание.

Повторить виды предложений.

Выполнить упражнение по учебнику.

Приложение 1

«Дешифровщики-лингвисты»

  • Найдите начало и конец каждого предложения.
  • Отделите предложения друг от друга в тексте нужными знаками и начала предложений большой буквой.
  • Спишите текст.

Текст.

Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.

(По М. Пришвину)

«Дешифровщики-лингвисты»

  • Найдите начало и конец каждого предложения.
  • Отделите предложения друг от друга в тексте нужными знаками и начала предложений большой буквой.
  • Спишите текст.

Текст.

Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.

(По М. Пришвину)

«Дешифровщики-лингвисты»

  • Найдите начало и конец каждого предложения.
  • Отделите предложения друг от друга в тексте нужными знаками и начала предложений большой буквой.
  • Спишите текст.

Текст.

Бедный, бедный мой Грашка Грашка – это грач с отломанным крылом он уже стал привыкать к жизни на земле и откликался на мой зов почему же престал подходить ко мне его отогнала наседка Пиковая Дама, которая защищала своего единственного ребёнка.

(По М. Пришвину)

Приложение 2

Предложения

Примеры

Простые

Дружба людей гору богатств создаёт.

Сложные

Собака лает – ветер носит.

Повествовательные

На воре шапка горит.

Побудительные

Береги честь смолоду.

Вопросительные

Какие пословицы вы знаете?

Восклицательные

Хлеб – всему голова!

Невосклицательные

Чужим умом век не прживёшь.

Односоставные

Смотри в оба.

Двусоставные

На ловца и зверь бежит.

Полные

Нашла коса на камень.

Неполные

Тебе понравились пословицы. Да, понравились.

Распространённые

Иголка всем шьёт, а сама голая.

Нераспространённые

Здравствуйте, проходите да хвастайте.

Предложения

Примеры

Простые

Дружба людей гору богатств создаёт.

Сложные

Собака лает – ветер носит.

Повествовательные

На воре шапка горит.

Побудительные

Береги честь смолоду.

Вопросительные

Какие пословицы вы знаете?

Восклицательные

Хлеб – всему голова!

Невосклицательные

Чужим умом век не прживёшь.

Односоставные

Смотри в оба.

Двусоставные

На ловца и зверь бежит.

Полные

Нашла коса на камень.

Неполные

Тебе понравились пословицы. Да, понравились.

Распространённые

Иголка всем шьёт, а сама голая.

Нераспространённые

Здравствуйте, проходите да хвастайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Урок русского языка "Предложения с обращением"

Конспект  урока по русскому языку  в 5 классе по теме "Предложения с  обращением",  составленный в ФГОС...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с  определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....