Методичекая разработка. План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

                               

Методическая разработка.

    План-конспект

                                                                                             урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                     План-конспект

урока русского языка в 6 классе по теме «Возвратное местоимение»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, таблица на доске, пословицы.

компьютер, презентация к уроку.

Цели урока: 

- познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся

- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;

- закрепить умение отличать местоимение от других частей речи;

- закрепить умение правильно писать и употреблять

- развитие положительной мотивации к учебной деятельности;

- развивать речь учащихся, мышление, память

- воспитание способности к сотрудничеству;

- формирование самостоятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу

-формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные: познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся.

Метапредметные: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

- Высказывать предположения на основе наблюдений.

- Формулировать вопрос (проблему) урока.

- Искать пути решения проблемы.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

-Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

-Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД

-Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

- Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

- Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Этап мотивации.

1.Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского

…Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы» - сто тысяч «я»…

2.Вопросы классу

 -Кто представляет дружную семью нашей Родины?

-Какую часть речи представляют эти слова?

-Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения.

-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

- Как пишутся местоимения с предлогами?

3. Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.

На доске:

- Скажи мне, кто твой друг,
- С кем поведешься, 
- На друга надейся – 
- Не хвали себя сам,

- от того и наберешься.
- пусть тебя другие похвалят.
- и я скажу, кто ты.
- сам не плошай.

Дети выполняют задание.

4. Вопросы классу

– Какой темой объединены пословицы?

Дети. Темой дружбы.

Слово учителя. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их.

Дети выполняют задание.

– Объясните смысл пословиц.

Дети отвечают.

 Слово учителя. Отгадайте загадки. О каких местоимениях идет речь?

-В каком местоимении два звука, но буква одна?

 -Сколько личных местоимений в слове семья?

 -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Постановка целей урока.

III. Этап актуализации знаний

Слово учителя 

СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ.

Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одинешенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников. Оно единственный представитель старинного аристократического рода возвратных местоимений.

1.  Слово учителя. Читаем вместе правило в учебнике стр.9-10 и обсуждаем прочитанное.

2. Запись на доске

Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ

Улыбаюсь             Стираюсь

 Вопросы классу

-Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся  невозможно. В третьем столбике возвратное местоимение.

Слово учителя В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

3.Склонение местоимения СЕБЯ

Работает один обучающийся у доски.

4. Слово учителя. Читаем правило. Запомните

Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - - 

Мужской род

Женский род

Множественное число

Р.п. (кого?) себя

самого себя 

самой себя 

самих себя

Д.п. (кому?) себе

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя

самого себя 

саму себя 

самих себя

Т.п. (кем?) собой            (-ою)

самим собой 

самой собой 

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

о самом себе 

о самой себе 

о самих себе

IV. Этап закрепления с проговариванием

Закрепление изученного материала. Читаем вместе правило в учебнике и обсуждаем прочитанное.

4. Выполнение упр.442. 

Морфологический разбор 1 местоимения. Коллективная проверка выполнения.

5. Физкультминутка для СЕБЯ

V. Этап включения изученного в систему знаний.

Выполнение упр.441. Проверка.

 Слово учителя. 

Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

  Дети. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.

 Задача: 

Придумать и записать предложения с фразеологизмами

 - Какой из фразеологизмов отрицательно характеризует человека?

(Дети придумывают, вспоминают, помогают друг другу вспомнить или узнать)

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 Слово учителя. Сегодня на  уроке мы познакомились с местоимением СЕБЯ.

Попробуйте составить синквейн на тему «Местоимение»

Ученики работают над составлением синквейнов. Предлагают свои варианты

Подведение итогов. Слово учителя:

Молодцы! Давайте подведём итоги.

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие умения отрабатывали?

- Что понравилось на уроке?

-Что вы сегодня на уроке узнали нового?

-Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

- Оцените свою работу на уроке.

Какую отметку вы бы поставили себе за работу на уроке?

Оцените свою работу:

VII. Домашнее задание:

 Параграф. 45, упр. 443


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме "Вопросительные и относительные местоимения", построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции эл...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...