Программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Программа по русскому языку 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_russkiy_yazyk.odt103.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №6 им.И.Н.Ульянова»

 (здание по ул.Жиркевича, д.2)

«Рассмотрено»

на заседании творческой лаборатории

 «20» августа 2020

протокол №1

руководитель ТЛ

_________________      Савельева Л.А.

     подпись                                      

«Согласовано»

Заместитель

 директора по УВР

_____________________

   подпись                        расшифровка

«_____»_________________2020                

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя школа №6 им.И.Н.Ульянова» (здание по ул.Жиркевича, д. 2)

__________Е.В.Малюгина

приказ №___

«_____»_________________2020                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: русский язык

5 класс

 основного общего образования

базовый уровень

на 2020/2021 учебный год

Составители: Селиверстова Людмила Валерьевна

учитель русского языка и литературы

Леонтьева Алёна Михайловна

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету английский язык составлена в соответствии с:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями и дополнениями).

4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101».

4. «Примерной программой основного общего образования по русскому языку. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2019».

Учебно-методическое обеспечение:

Русский язык: учебник для общеобразовательных организаций. - М., «Просвещение» ,2019 г. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,      Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.

Количество часов: 170 часа в год (6 часов в неделю)

Год обучения: 1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Язык  и общение (2ч + 1ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (21 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (27 ч +7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (16  ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных оиа в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (16 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (6 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (20 ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (6+ 2 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

I триместр

Язык и общение

3

1

Язык и человек.

Общение устное и письменное

1

2

Чтение как вид речевой деятельности.

Слушание как вид речевой деятельности

1

3

Р/Р.Стили речи

1

Повторение пройденного в 1 - 4 классах

24

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5

Орфограмма

1

6

Правописание безударных гласных в корне слова

1

7

Правописание согласных в корне слова

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

9

Буквы и, у, а после шипящих

1

10

Разделительные ъ и ь

1

11

Отличие предлога от приставки.

1

12

13

Входной контрольный диктант и его анализ.

2

14

Р/Р.Текст

1

15

16

Р/Р. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2

17

Части речи

1

18

Глагол

1

19

Тся и -ться в глаголах

1

20

Р/Р.Тема текста

1

21

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

1

22

Имя существительное

1

23

Имя прилагательное

1

24

Местоимение

1

25

Р/Р.Основная мысль текста.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

34

26

Синтаксис как раздел грамматики

1

27

Пунктуация-раздел науки о языке

1

28

Словосочетание. Строение словосочетаний

1

29

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания

1

30

Предложение

1

31

Виды предложений по цели высказывания

1

32

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

34

Сказуемое

1

35

Тире между подлежащим и сказуемым

1

36

Распространенные и нераспространенные предложения

1

37

Второстепенные члены предложения.

1

38

Дополнение

1

39

Определение. Обстоятельство.

1

40

41

42

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах.

3

43

Предложения с обращением.

1

44

Р/Р.Письмо

1

45

46

Синтаксический разбор предложения

2

II триместр

47

48

Пунктуационный разбор простого предложения.

2

49

50

Р/р.Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"

2

51

Простые и сложные предложения

1

52

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения

1

53

Прямая речь

1

54

Прямая и косвенная речь

1

55

Диалог

1

56

Синтаксис и пунктуация. Повторение

1

57

58

Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация".

2

59

60

Р/Р Сжатое изложение.

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

18

61

Фонетика-наука о звуках

1

62

Гласные звуки

1

63

Согласные звуки

1

64

Изменение звуков в потоке речи

1

65

Согласные твердые и мягкие

1

66

Р/Р.Функционально-смысловые типы речи. Повествование

1

67

Согласные звонкие и глухие

1

68

Графика. Алфавит

1

69

Р/Р. Сочинение. Описание предмета.

2

70

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

71

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я

1

72

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные

1

73

74

75

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи

3

76

Повторение и систематизация изученного по теме"Фонетика. Орфоэпия. Графика."

1

77

78

Контрольная работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" и ее анализ.

2

Лексика. Культура речи.

10

79

Слово и его лексическое значение

1

80

Однозначные и многозначные слова

1

81

Прямое и переносное значение слов

1

82

Омонимы

1

83

Синонимы

1

84

Антонимы

1

85

86

Контрольная работа по разделу "Лексика.Культура речи" и ее анализ.

2

Морфемика. Орфография. Культура речи

20

87

Морфемика как раздел лингвистики.

Изменение и образование слов.

1

88

Окончание и основа слова

1

89

Корень слова

1

90

Р/Р. Сочинение-рассуждение. Рассуждение в повествовании

1

91

Суффикс

1

92

Приставка

1

93

Морфемные словари русского языка

1

94

95

Р/Р.Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика

2

96

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

1

97

Беглые гласные

1

98

Варианты морфем

1

99

Морфемный разбор

1

100

Правописание гласных и согласных в приставках

Буквы з-с на конце приставок

1

101

102

Буквы а-о в корнях лаг-лож

Буквы о-а в корнях раст-ращ-рос

2

103

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

III триместр

104

Буквы ы-и после ц

1

105

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

1

106

107

Контрольная работа по теме"Морфемика" и ее анализ

2

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

20

108

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи

1

109

Имя существительное как часть речи.

Словарный диктант

1

110

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные собственные и нарицательные

1

111112

113

Морфологический разбор имен существительных

3

114

Род имен существительных

1

115

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

116

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

117

Три склонения имен существительных

1

118

Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе

1

119

Существительные на -ия, -ие, -ий

1

120

121

Р/Р.Подробное изложение с элементами описания.

2

122

Множественное число имен существительных

1

123

Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

124

Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя существительное"

1

125

126

Контрольная работа по теме "Имя существительное" и ее анализ

2

Имя прилагательное

10

127

Имя прилагательное как часть речи

1

128

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

129

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

130

Прилагательные полные и краткие

1

131

132

Морфологический разбор имени прилагательного

2

133

134

Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

2

135

136

Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" и ее анализ

2

Глагол

26

137

Глагол как часть речи

1

138

НЕ с глаголами

1

139

Р/Р. Рассказ

1

140

Неопределенная форма глагола

1

141

тся и -ться в глаголах

1

142

Виды глагола

1

143

Видовые пары

1

144

145

146

Буквы е-и в корнях с чередованием

3

147

Р/Р.Невыдуманный рассказ (о себе)

1

148

Время глагола

1

149

Прошедшее время глагола

1

150

Настоящее время глагола. Словарный диктант

1

151

Будущее время глагола

1

152

Спряжение глаголов

1

153

154

155

Морфологический разбор глагола

3

156

157

Правописание Ь в глаголах во 2 лице единственного числа

2

158

Употребление времен

1

159

160161

Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"

3

162

163

Контрольная работа по теме "Глагол

и ее анализ

2

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

7

164165

Разделы науки о языке

2

166

167

168

Орфограммы в приставке и корне слова

3

169170

Итоговая контрольная работа. Ее анализ.

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку для 5 Г класса

п/п

Раздел.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование,

электронные образовательные ресурсы

Виды контроля результатов обучения

по

плану

по факту

Язык и общение

3

1

Язык и человек.

Общение устное и письменное

1

03.09

03.09

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь.

Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль навыков письма.

2

Чтение как вид речевой деятельности.

Слушание как вид речевой деятельности

1

04.09

04.09

3

Р/Р. Стили речи

1

07.09

07.09

Повторение пройденного в 1 - 4 классах

22

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

08.09

08.09

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Входная диагностика.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

5

Орфограмма

1

09.09

09.09

6

Правописание безударных гласных в корне слова

1

10.09

14.09

7

Правописание согласных в корне слова

1

14.09

15.09

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

15.09

18.09

9

Буквы и, у, а после шипящих

1

18.09

18.09

10

Разделительные ъ и ь

1

19.09

19.09

11

Отличие предлога от приставки.

1

21.09

21.09

12

13

Входной контрольный диктант и его анализ.

2

22.09

23.09

22.09

23.09

14

Р/Р. Текст

1

24.09

24.09

15

16

Р/Р. Обучающее изложение «Хитрый заяц».

2

25.09

28.09

24.09

28.09

17

Части речи

1

29.09

29.09

18

Глагол

1

30.09

30.09

19

Тся и -ться в глаголах

1

01.10

01.10

20

Р/Р. Тема текста

1

01.10

01.10

21

Личные окончания глаголов. Не с глаголами

1

05.10

19.10

22

Имя существительное

1

12.10

21.10

23

Имя прилагательное

1

14.10

21.10

24

Местоимение

1

14.10

22.10

25

Р/Р. Основная мысль текста. Словарный диктант

1

15.10

22.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

35

26

Синтаксис как раздел грамматики

1

15.10

26.10

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

27

Пунктуация-раздел науки о языке

1

19.10

28

Словосочетание. Строение словосочетаний

1

21.10

28.10

29

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания

1

21.10

30

Предложение

1

22.10

28.10

31

Виды предложений по цели высказывания

1

22.10

29.10

32

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

26.10

33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

28.10

29.10

34

Сказуемое

1

28.10

35

Тире между подлежащим и сказуемым

1

29.10

02.11

36

Распространенные и нераспространенные предложения

1

29.10

05.11

37

Второстепенные члены предложения.

1

02.11

05.11

38

Дополнение

1

05.11

09.11

39

Определение. Обстоятельство

1

05.11

40

41

42

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах.

3

09.11

11.11

11.11

11.11

11.11

43

Предложения с обращением.

1

12.11

12.11

44

Р/Р. Письмо

1

12.11

12.11

45

46

Синтаксический разбор предложения

2

23.11

25.11

23.11

47

48

Пунктуационный разбор простого предложения.

2

25.11

26.11

25.11

25.11

49

50

Р/р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

2

26.11

30.11

26.11

26.11

51

Простые и сложные предложения

1

02.12

30.11

52

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения

1

02.12

02.12

53

Прямая речь

1

03.12

02.12

54

Прямая и косвенная речь

1

03.12

03.12

55

Диалог

1

07.12

03.12

56

Синтаксис и пунктуация

1

09.12

07.12

57

58

Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация".

2

09.12

10.12

09.12

09.12

59

60

Р/Р Сжатое изложение.

2

10.12

14.12

10.12

10.12

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

19

61

Фонетика-наука о звуках

1

16.12

14.12

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, схемы, кластеры.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Фонетика. Орфоэпия".

62

Гласные звуки

1

16.12

16.12

63

Согласные звуки

1

17.12

16.12

64

Изменение звуков в потоке речи

1

17.12

17.12

65

Согласные твердые и мягкие

1

21.12

17.12

66

Р/Р. Функционально-смысловые типы речи. Повествование

1

23.12

21.12

67

Согласные звонкие и глухие

1

23.12

23.12

68

Графика. Алфавит

1

24.12

23.12

69

Р/Р. Сочинение. Описание предмета.

2

24.12

28.12

24.12

24.12

70

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

11.01

11.01

71

Двойная роль букв Е, Ё,Ю,Я

1

11.01

11.01

72

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные

1

13.01

13.01

73

74

75

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи

3

14.01

15.01

18.01

14.01

15.01

18.01

76

Повторение и систематизация изученного по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика."

1

18.01

18.01

77

78

Контрольная работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" и ее анализ.

2

20.01

21.01

20.01

21.01

Лексика. Культура речи.

8

79

Слово и его лексическое значение

1

22.01

22.01

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, глоссарий, словари.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Лексика. Культура речи".

80

Однозначные и многозначные слова

1

25.01

25.01

81

Прямое и переносное значение слов

1

25.01

25.01

82

Омонимы

1

27.01

27.01

83

Синонимы

1

28.01

28.01

84

Антонимы

1

29.01

29.01

85

86

Контрольная работа по разделу "Лексика. Культура речи" и ее анализ.

2

01.02

01.02

01.02

01.02

Морфемика. Орфография. Культура речи.

21

87

Морфемика как раздел лингвистики.

Изменение и образование слов.

1

03.02

03.02

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы, кластеры, глоссарий.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Морфемика".

88

Окончание и основа слова

1

04.02

04.02

89

Корень слова

1

05.02

05.02

90

Р/Р. Сочинение-рассуждение. Рассуждение в повествовании

1

08.02

08.02

91

Суффикс

1

08.02

08.02

92

Приставка

1

10.02

10.02

93

Морфемные словари русского языка

1

11.02

11.02

94

95

Р/Р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика

2

12.02

15.02

12.02

15.02

96

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

1

15.02

15.02

97

Беглые гласные

1

17.02

24.02

98

Варианты морфем

1

24.02

25.02

99

Морфемный разбор

1

25.02

26.02

100

Правописание гласных и согласных в приставках

Буквы з-с на конце приставок

1

26.02

01.03

101

102

Буквы а-о в корнях лаг-лож

Буквы о-а в корнях раст-ращ-рос

2

01.03

01.03

01.03

03.03

103

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

03.03

04.03

104

Буквы ы-и после ц

1

04.03

05.03

105

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

1

05.03

10.03

106

107

Контрольная работа по теме "Морфемика" и ее анализ

2

10.03

11.03

11.03

12.03

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

19

108

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи

1

12.03

12.03

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы, кластеры, глоссарий.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Имя существительное".

109

Имя существительное как часть речи.

Словарный диктант

1

15.03

15.03

110

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные собственные и нарицательные

1

15.03

15.03

111112

113

Морфологический разбор имен существительных

3

17.03

18.03

19.03

17.03

18.03

19.03

114

Род имен существительных

1

22.03

22.03

115

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

22.03

22.03

116

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

24.03

24.03

117

Три склонения имен существительных

1

25.03

25.03

118

Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.числе

1

26.03

26.03

119

Существительные на -ия, -ие, -ий

1

29.03

29.03

120

121

Р/Р. Подробное изложение с элементами описания

2

29.03

31.03

29.03

31.03

122

Множественное число имен существительных

1

01.04

01.04

123

Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

02.04

02.04

124

Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя существительное"

1

125

126

Контрольная работа по теме "Имя существительное" и ее анализ

2

Имя прилагательное.

10

127

Имя прилагательное как часть речи

1

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы, кластеры, глоссарий.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Имя прилагательное".

128

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

129

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

130

Прилагательные полные и краткие

1

131

132

Морфологический разбор имени прилагательного

2

133

134

Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"

2

135

136

Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" и ее анализ

2

Глагол.

27

137

Глагол как часть речи

1

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы, кластеры, глоссарий.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль умения раскрывать тему.

Контроль умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Контроль знаний по теме "Глагол".

138

НЕ с глаголами

1

139

Р/Р. Рассказ

1

140

Неопределенная форма глагола

1

141

тся и -ться в глаголах

1

142

Виды глагола

1

143

Видовые пары

1

144

145

146

Буквы е-и в корнях с чередованием

3

147

Р/Р. Невыдуманный рассказ (о себе)

1

148

Время глагола

1

149

Прошедшее время глагола

1

150

Настоящее время глагола. Словарный диктант

1

151

Будущее время глагола

1

152

Спряжение глаголов

1

153

154

155

Морфологический разбор глагола

3

156

Правописание Ь в глаголах во 2 лице единственного числа

1

157

Правописание Ь в глаголах во 2 лице единственного числа

1

158

Употребление времен

1

159

160161

Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол"

3

162

163

Контрольная работа по теме "Глагол'' и ее анализ

2

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

7

164165

Разделы науки о языке

2

Компьютер, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь, таблицы, схемы, кластеры.

Контроль навыков письма.

Контроль навыков чтения.

Контроль навыков устной речи.

Контроль соблюдения языковых норм и правил правописания.

Итоговая диагностика.

166

167

168

Орфограммы в приставке и корне слова

3

169170

Итоговая контрольная работа. Ее анализ.

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по

содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7– 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1. В переносе слов;

2. На правила, которые не включены в школьную программу;

3. На еще не изученные правила;

4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),«мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики

грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1. В исключениях из правил;

2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5. В написании ы и и после приставок;

6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7. В собственных именах нерусского происхождения;

8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода– воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более

ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.

Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических

ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 отметки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со

стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкоц по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,пунктуационных и грамматических.

Отметка «5».

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4».

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3».

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2».

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5Г

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки, реквизиты документа

Способ корректировки

по плану

по факту

26

27

Синтаксис как раздел грамматики

Пунктуация-раздел науки о языке

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое

15.10

19.10

26.10

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

28

29

Словосочетание. Строение словосочетаний

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания

21.10

21.10

28.10

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

31

32

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по эмоциональной окраске

22.10

26.10

29.10

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

33

34

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое

28.10

28.10

29.10

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

38

39

Дополнение

Определение. Обстоятельство

05.11

05.11

09.11

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

40

41

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах.

09.11

11.11

11.11

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

45

46

Синтаксический разбор предложения

23.11

25.11

23.11

Приказы №121-о от 02.10.2020, №203/3-о от 21.12.2020.

Объединение тем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Формы организации учебной деятельности

Количество часов

I

II

III

Итого

Изучение нового материала

40

44

52

136

Контрольные работы

4

6

10

20

Лабораторные работы

-

-

-

-

Практические работы

-

-

-

-

Сочинения

2

3

1

6

Изложения

2

2

4

10

Резервное время

-

-

-

-

Итого

48

55

67

170


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...