Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика» (здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка).

Тип урока: урок-повторение

Цели и задачи:

1. Повторить  и систематизировать изученный материал по теме «Лексика».

2. Обогащать словарный запас языка.

3. Развивать интерес к русскому языку.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, презентация, учебник 

Ход урока

Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мы  отправимся в гости в царство «Лексика».

Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова.

Сегодня на уроке вы сможете:

  1.  проверить свои знания по теме «Лексика»,
  2.  проявить сообразительность и эрудицию,
  3.  получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

В начале урока я вас поприветствовала. Что я вам сказала?

-  ЗДРАВСТВУЙТЕ!

А кто знает, что значит это слово?

Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. И об этом мы сегодня тоже поговорим.

Итак, мы отправляемся в путешествие в царство лексики...

Сначала  мы проверим, как вы усвоили  терминологию по разделу «Лексика».  Терминологический диктант.  Задание 1

1. Весь словарный запас языка.

2. Раздел науки о языке, изучающий лексику.

3. То, что слово обозначает.

4. Слова с одним лексическим значением.

5. Слова с несколькими лексическими значениями.

6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

7. Слова одной части речи, близкие по значению.

8. Слова с противоположным лексическим значением.

Взаимопроверка

 (за каждый правильный ответ ставим +, неправильный -). Указываем общее кол-во правильных  ответов.

1. Лексика.

2. Лексикология.

3. Лексическое значение слова.

4. Однозначные слова.

5. Многозначные слова.

6. Омонимы.

7. Синонимы.

8. Антонимы.                

Однозначные и многозначные слова. Чем они отличаются?

Задание 2 в маршрутном листе

Слово “здоровье” является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы” и другие. И кстати, 7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Так что же такое “здоровье”? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. Это слово однозначное или многозначное? Заглянем в толковый словарь.

Значение слова Здоровье по словарю Ушакова:
ЗДОРОВЬЕ - это
1.Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. (Несокрушимое здоровье. || Слабое здоровье. )

2. перен. Внутренняя целостность, неповрежденность, отсутствие внутренней порчи. Здоровье общественной жизни.

Ваше здоровье - 1) обращение к лицам более высокого социального положения со стороны крестьян (обл., дореволюц.); На здоровье (разг. фам.) - пожалуйста (как выражение доброго пожелания). Кушайте на здоровье!

Cоставить 2 предложения со словом здоровье.

Мы отметили, что слово здоровье употребляется в прямом и переносном значении. А как отличить прямое и переносное значение слова? (Выполняем задание 3 в маршрутном листе).

Задание 3. Из данных словосочетаний  выпишите только те, которые употреблены в переносном значении. Объясните значение выражений.

Какие слова называются  омонимами?

На какие подгруппы могут делиться  омонимы?

Задание 4. Составьте предложения с данными словами. Определите вид омонимии.

1.Лес- лез_____________________________________________________________

2. Заставить-заставить__________________________________________________

3. Спешу-спишу_______________________________________________________

4. Слезать-слизать______________________________________________________

5. Коса-коса________________________________________________________                       6. Мука-мука_______________________________________________________

ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, уже устали? Сейчас мы немножко отдохнём. Скажите мне, кто-нибудь из вас делает по утрам зарядку? Кто может ответить, для чего нужно делать зарядку?

Предлагаю вам найти ответ в  мультфильме. («Смешарики». Азбука здоровья)

 Зарядку можно делать не только по утрам. Вот  сейчас мы немного  разомнемся.

Давно доказано на деле:

Здоровый дух в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя.

Зарядка всем нужна, друзья!

Ну-ка, проведем разминку.

Смотрим вверх, прогнули спинку,

Покачали головой,

Руки в крест перед собой.

Покажите радость встречи,

Руки положив на плечи.

Покачались, как качели

Встали, сели, встали, сели.

Пальцы сжали и разжали.

Ну чего, вы не устали?

Продолжаем наш урок. Какие слова мы называем синонимами? А что такое антонимы?

 Задание 5 в маршрутном листе. К данным прилагательным подберите слова-антонимы. Задание 6. Заполни таблицу примерами:

слова

синонимы

антонимы

мрак

тьма

свет

торопиться

спешить

медлить

боязливый

пугливый

смелый

смеяться

хохотать

плакать

Итоги урока.

Рефлексия.

Мы сегодня хорошо потрудились и теперь давайте подведём итог  урока. Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке?

В маршрутном  листе в последней части продолжите фразу:

1. Сегодня на уроке мне понравилось......

2. Я узнал, что.....

3. Мне ещё раз необходимо повторить......

Домашнее задание (на выбор):

- нарисовать на отдельном альбомном листе царство «Лексика»

- сочинить 4-8 строчек с антонимами на тему «Здоровье»

- найти и выписать 5 пословиц на тему «Здоровье»

Спасибо за работу! Вы молодцы! Будьте здоровы!

Список использованной литературы:

  1. «Русский язык в 5 классе». Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.
  2. Евлампиева Е.А. «Занимательные задания на уроке русского языка». Чебоксары, «Клио», 1997.
  3. Львова С.И. Альбом раздаточного изобразительного материала «Русский язык в 5-7 классах». М., Центр Планетариум, 2006 .
  4. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 2004 г.
  5. Книгина М.П. «Русский язык. 5 класс». Тесты, в 2 ч. Саратов, Лицей, 2006.
  6. Русский язык. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. М., Просвещение, 2006.
  7. Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.

Приложение

Дополнительные задания

1. Найдите слова-омонимы. Объясните разницу в значении:

Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.

Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!

Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

2.  Дополни пословицу:

Чистота – залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле – здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(ПРИЯТЕН)

Чистота – лучшая ……..(красота)

3. Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением:

взгляд -

сердце-

ветер-

солнце-

4. «Переведите с русского на русский»:

Врач назначил пациенту инъекции. (Доктор прописал больному уколы.)

Над блестящей поверхностью пруда возвышалось красивое здание.

(Над зеркальной гладью водоёма стоял прекрасный дом.)

Маршрутный лист   ученика(цы)  ___  класса ______________________________________.

Задание 1.Терминологический диктант.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Общее кол-во  правильных  ответов(    ).

Задание 2. Указать лексическое значение данного слова:

1. Здоровье — ________________________________________________________________

2. Составить 2 предложения со словом здоровье:

____________________________________________________________________

Задание 3. Из данных словосочетаний  выпишите только те, которые употреблены в переносном значении. Объясните значение выражений.

1.

2.

3.

Задание 4. Составьте предложения с данными словами. Определите вид омонимии.

1.Лес- лез_______________________________________________________________

2. Заставить-заставить___________________________________________________

3. Спешу-спишу_________________________________________________________

4. Слезать-слизать_______________________________________________________

5. Коса-коса________________________________________________________        

6. Мука-мука___________________________________________________________

Задание 5. К данным прилагательным подберите слова-антонимы:

Свежий хлеб-

Свежий журнал -

Свежий ветер -

Лёгкий труд -

Лёгкий путь -

Лёгкий ветер -

Задание 6. Заполни таблицу примерами:

слова

синонимы

антонимы

мрак

торопиться

боязливый

смеяться

 Как ты оцениваешь свою работу на сегодняшнем уроке? Продолжи фразу:

1. Сегодня на уроке мне понравилось......

2. Я узнал, что.....

3. Мне ещё раз необходимо повторить......

Домашнее задание (на выбор):

- нарисовать на отдельном альбомном листе царство «Лексика»

- сочинить 4-8 строчек с антонимами на тему «Здоровье»

- найти  и выписать 5 пословиц на тему «Здоровье»

Дополнительные задания:

1. Найдите слова-омонимы. Объясните разницу в значении:

Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.

Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!

Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

2.  Дополни пословицу:

Чистота – залог ……

Здоровье в порядке – спасибо - ……

Если хочешь быть здоров - ……..

В здоровом теле – здоровый …

Кто аккуратен, тот людям ………

Чистота – лучшая ……..

                                                           

                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...