Технологическая карта урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Харитонова Наталья Николаевна

Технологическая карта урока литературы в 9 классе на тему: "Странный человек Печорин. Анализ главы "Бэла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_haritonovoy_nn.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Андрея Андреевича Мыльникова»

Энгельсского муницапального района Саратовской области

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по УМК

по литературе для 9 классов под редакцией В. Я. Коровиной

                                                                                                 Подготовила

                                                                                                  учитель русского языка

                                                                                                                              МОУ «СОШ №18 им.А.А.Мыльникова»

                                                                                                                   Харитонова Наталья Николаевна

г. Энгельс

2021

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература»

в 9 классе на тему «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Авторы УМК

«Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2017г.).

Цель урока

Проанализировать главу «Бэла»; дать представление о «странном человеке» Печорине

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

- выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

 - формировать границы собственного знания и «незнания»;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: -

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение.

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

  - понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста;

  - иметь представление о «странном человеке» Печорине;

 - выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения;

 - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций;

 - строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Оборудование

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1)

Образовательные ресурсы

Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 /

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала

Приветствует обучающихся.

Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность.

Оценивает готовность учащихся к занятию

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Формулирование темы урока.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока

Читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь.

Предлагает поработать с цитатой: Найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина.

Задает вопрос:

- Каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина?

Предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Строят предположения о герое и особенностях его характера.

 Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают предположение о теме урока. Записывают тему в тетрадь.

личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»;

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока.

Предлагает учащимся, опираясь на тему, сформулировать цель урока и поставить учебные задачи.

Высказывают предположение о цели урока и задачах, которые в ходе урока следует решить (доказать, что Печорин – «странный человек»; выяснить, в чем проявляется странность героя)

регулятивные: планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 предметные: строить устные   высказывания в связи с изучаемой темой.

Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: актуализация знаний обучающихся, подготовка к работе на уроке

Используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся.

Просит детей ответить письменно на вопрос:

 - Почему Печорина называют «странным» человеком?

Отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты.

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

 коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой.

Открытие нового знания

Цель: применение обучающимися новых способов действия.

Предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла».

Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту:

- О чем мы только что прочитали?

 - Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы?

-Какие картины природы выбирает М.Ю.Лермонтов для своего описания?

-Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

- Где происходят события?

 - Вас это не удивляет?

 - Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина?

Обучающиеся читают вслух фрагмент текста.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста.

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.

 коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

предметные: осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой

Предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп.

Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований.

Обучающиеся работают в группах: распределяют роли;

ищут и выделяют необходимую информацию.

 Делают выводы и записывают их в тетрадь.

 Каждая из групп готовит свое задание:

1 группа- выявляет непредсказуемость Печорина, определяет противоречия в его  характере;

2 группа- рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы; 3 группа - выявляет причины, почему Печорин разлюбил Бэлу;

4 группа -повествует о гибели Бэлы, рассказывает о том, как Печорин воспринял её гибель.

регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации;

 коммуникативные: уметь отстаивать  собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

Предлагает группам представить результаты работы

Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; умение свободно владеть монологической и диалогической речью;

коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения;  интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Подведение итогов урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

 -Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком?

- В чем проявляется его странность?

Осуществляют самооценку работы групп.

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.

 

Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос:

- Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком?

 - Оправдались ли ваши «ожидания»?

- Какую ставили учебную задачу?

-  Удалось ли ее решить?

Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.

Домашнее задание

Цель: включение новых знаний в систему изученного материала

Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник:

 - прочитать главу «Максим Максимыч»;

- найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча.

коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного.

  Приложение №1

Группа № 1. Противоречия в характере Печорина.

-На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимович?

 - Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина, его непредсказуемость.

-Сделайте выводы.

- Свои выводы запишите в таблицу.

 Группа № 2. Печорин и Бэла: любовь.

 - Расскажите о знакомстве Бэлы и Печорина?

- Что привлекло Печорина в Бэле?

 - Как Печорин добивался любви девушки? Почему так много усилий он приложил?

- Как вы думаете, Печорин ее любил?

- Приведите цитату и  запишите в таблицу.

Группа № 3. Печорин и Бэла: расставание.

 - Долго ли длилось счастье наших героев?

-Почему Печорин разлюбил Бэлу?

- Почему они и дальше не могли быть счастливы?

 - Сделайте вывод, запишите в таблицу.

 Группа № 4. Гибель Бэлы

- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.

 -Как Печорин воспринял гибель Бэлы?

- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы?

 - Сделайте вывод, запишите в таблицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...