Корень слова. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Закирова Раушания Талгатовна

Разработка урока по русскому языку по теме "Русский яык" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_koren_slova.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Корень слова»

Цели:

образовательные:

- расширить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым;

- повторить способы выражения и виды сказуемого;

 развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие внимания, памяти, критического мышления;

- развитие речи учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать  в группе.

Ход урока

I ВЫЗОВ

- Здравствуйте, ученики. Начинаем урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения.  Перед вами лежат рабочие листки. Запишите фамилию и имя в правом верхнем углу.  Запишите число и «классная работа».  Третью строчку оставьте для записи темы.

1. Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, выполним первое задание, которое называется «Верите ли вы…». На экране будут появляться утверждения, вам нужно ответить «да», «нет».  

      1. Морфемика – это раздел науки, которая изучает

 части речи.                                                                         НЕТ

2. Морфемы – наименьшая значимая часть слова.          ДА

3. Комната и комнаты – это формы одного и того же

       слова.                                                                             ДА

4. Основа слова – это часть слова без окончания.           ДА

5. В слове грузовой основой является часть ГРУЗ-         НЕТ

6. В слове хлебный окончание –ЫЙ.                                ДА

7. Окончание – главный носитель значения слова.         НЕТ                              

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.  На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 1, 5,7  утверждения неправильные (учащиеся объясняют).  А что является главным носителем значения слова (корень слова).  Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое корень слова, и научимся подбирать однокоренные слова.

– Запишем тему урока «Корень слова».

II.ОСМЫСЛЕНИЕ

- Кроссенс

Посмотрите на слайд. Перед вами мыслительная загадка. На экране вы видите картинки. Можно ли их как-то связать между собой? Давайте попробуем найти пересечение смыслов данных картинок. Вам нужно догадаться, какой смысл заложен в этих рисунках и попытаться дать определение корню слова. Король-это главный значимый человек в королевстве. А как мы можем связать короля и кусочек торта. команда (это общее дело) и толковый словарь (общее лексическое значение) всех родственных и однокоренных слов. Итак, объединим все наши догадки и скажем, что такое корень слова. (Дети говорят)

- Сейчас откройте учебники и прочитайте правило на стр.13. (Один ученик громко читает правило) Правило из учебника и наши выводы совпадают? ( Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить  знания, выполните  упражнение 392 из учебника. Спишите, обозначая в словах корень. Проверим,  как вы выполнили упр. Поставьте на полях баллы. За каждое правильно выделенный корень по 1 б.

Физкультминутка. Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то топаем ножками.

ПОЛЕ – полевой, полюшко, полочка, половик, поля; ПЕЧЬ – печка, печать, испечь; ГУСЬ – Гусенок, гусеница, гусыня, ПАР – парилка, парик, парный, паровоз.

Мы с вами собирали только однокоренные слова, но у других слов корень одинаковый по  звучанию и написанию, но они различны по значению. Как вы думаете, как называются такие корни? (омонимичные)

Поиграем в такую игру, которая называется «Наполни мешок». Даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Вам необходимо наполнить мешок только однокоренными словами. 1-ая группа работает с корнем –нос-, 2-ая - -вод-, 3-ья - -сер-.

За каждое правильно выбранное однокоренное слово ставим 1 балл.

Давно это произошло. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня-сад-.

 - Какие слова могут вырасти из корня -сад-?Напишите однокоренные слова. назовите слова. которые у вас получились.

-Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-).

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне)

Теперь посчитайте общие баллы. Если вы набрали от 10 до 12 баллов- 5, от 7 до 9 – 4, 4-6 – 3, если меньше, то 2.  

Подведем итог урока.

1.Корень - …часть слова.

2.Корень выражает …

3.Корень слова выделяется с помощью подбора …

4.Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются…

5.Омонимичные корни не являются …

6.Коренем слова называется…

IV Домашнее задание.

Выучить правило

Выполнить упр.395 стр.13

По желанию: написать лингвистическую сказку

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Корень слова. Однокоренные слова

Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...