Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

основа слова и окончание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Русский язык                                                  

Тема:   Окончание и основа слова .

Цель урока: углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

Ход урока

1.а) Разминка

Кто быстрее найдет лишнее слово в ряду

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.

- Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

- Как образуются формы одного и того же слова?

Б)  Работа в парах

Найти в тексте однокоренные слова и объяснить их значение

Грибов в нашем лукошке все прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь грибников.

  • Выделить корни. Установить его значение
  • Определить, к каким частям речи принадлежат однокоренные слова

2.Формулирование темы урока.

- Каковы будут цели нашей работы?

3.Определение целей урока.

4.Работа по теме урока.

Записать текст, Вставить пропущенные орфограммы

Ч..ремуха- очень веселое деревцо. Она всегда улыбается, а весной даже смеется. Мы любуемся цв..тущей ч…ремухой.

Если на ч…ремухе раскрылись зеленые почки, - значит, окончательно проснулась и пот..плела земля.

  • Определяем значение слова «черемуха»  ( слайд)
  • Выписать грамматические формы слова «черемуха» из текста. Выделить окончания.
  • При помощи чего образуются формы слова?
  • Какова роль окончаний? ( служат для связи слов  в предложении и СС)
  • Что заключено в основе слова?
  • Найдем в тексте прилагательные и глаголы. Выделим окончания. Определим грамматическое значение окончаний

- Физ.пауза

Работа по тексту. ( текст выведен на доску)

Смартфон  - это зрячий телефон. Он и телефон, он и телевизор. Ты наберешь номер – и не только услышишь своего приятеля, но и увидишь его. И он тебя увидит и услышит.

  • Вводится понятие нулевое окончание.
  • Комментированное письмо. Записываем слова. Определяем нулевое окончание, какие грамматические формы оно образует

Водопад, вертолет, космодром, берез, рябин, сестер, грузин, сапог, человек, яблок, ночь, новость, прилежен, трудолюбив.

  • Логическая задача.  « Вася и Петя записали слова «Депо, пальто, сегодня, наверху»  и задумались,   Чем похожи  эти слова. Помогите мальчикам.

 ( это неизменяемые слова, они не имеют окончаний)

4. Рефлексия

  • Работа в группах  ( 3 группы)

1 группа – определяет грамматическое значение окончаний существительных

2. группа -  определяет грамматическое значение окончаний прилагательных

3 группа- определяет грамматическое значение окончаний глаголов

Через п...ляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тр…пинка.

  • Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ. Готовы?

1) Окончание – это словообразующая морфема. (0)

2) Основа – это часть слова без окончания. (1)

3) Основа – это формообразующая морфема. (0)

4) Окончание, пропадающее при изменении слова в какой-то его форме, называется нулевым.  (1)

5. Д/З: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...