Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

причастия настоящего и прошедшего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. 

        Ход урока.

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие? ( - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?)

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее, возвратность,  переходность)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)

5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак предмета, который действует сам)

6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом)

Работа в тетрадях.

 - Запишите выражения, определите разряд причастий(страдательные или действительные).(1 человек у доски – Егор Перепелицен)

По дремлющей(дремлют - дремать) реке, колющим смехом, дышащего человека, борющийся экипаж, пилящие рабочие, тающего снега.(Многие будут сомневаться какой суффикс писать, если будет писать неправильно, не исправляйте, вернетесь, когда объясните  им)

 - Обратите внимание, что все причастия действительные. В каком времени употреблены данные причастия?(настоящее)

3. Формулировка темы урока

 - Сформулируйте сами тему урока.(Действительные причастия настоящего времени)

 - Какие цели и задачи мы должны решить?(Узнать как образуются действительные причастия, с помощью каких суффиксов, научиться правильно писать причастия).

 - От какой части речи образованы причастия?(от глагола)

 - Какие же суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени?(-ущ -(-ющ-); -ащ-(-ящ-)

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола + суффиксы -ущ -(-ющ-); -ащ-(-ящ-)

Для образования причастий нужно:

1. Отбросить личное окончание глагола настоящего времени, чтобы получить основу;

2. добавить суффикс причастий;

3. присоединить нужное окончание

Пример(на доске)

Любят – люб+ящ+ий

Стелят – стел +ющ+ий

 - Обратите внимание, что в слове стелющий суффикс – ющ-, а так хочется написать – ящ-.

5.Проблемный вопрос

- От чего же зависит правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени?

 - На доске записаны причастия в две колонки

Везущий                                              кружащий

Мечтающий                                         шуршащий

Поднимающий                                    строящий

 - От каких глаголов  образованы данные причастия?

(Пишут в тетради)

Везущий  - везут        кружащий - кружат

Мечтающий – мечтают        шуршащий – шуршат

 Поднимающий - поднимают        строящий – строят

 - К какому спряжению относятся эти глаголы? Сделайте вывод.

Вывод: если причастия образованы от глаголов 1 спряжения, то пишется суффиксы – ущ-(-ющ-), а если от глаголов 2 спряжения  - ащ-(-ящ-)

Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, нужно знать от глагола  какого спряжения,  образовано это причастие.

 - А теперь  возвращаемся к началу урока и проверяем, правильно ли написал суффиксы причастий Егор.

7. Закрепление.

Практика упр. 133,136(по рядам, 1ряд – 1-ое предложение и т.д)

8. Итог урока, д/з

Параграф 136, упр.137, 138(готовятся устно, пишут на следующий урок под диктовку учителя на отдельных листочках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...