Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Митрофанова Елена Павловна

Урок русского языка для 5 класса. Тема урока: "Рассуждение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.karta_rassuzhd.doc51 КБ
Файл dokazatelstva_v_rassuzhdenii.pptx432.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Выполнила: Митрофанова Е.П.

учитель русского языка и литературы

МБОУ БСОШ №3

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Рассуждение»

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

  •   личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
  • коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать  умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
  • регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
  • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
  • предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить  полученные знания

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Приветствие

Установка на оценивание своей деятельности в баллах.

Урок развития речи: говорим и пишем правильно. Введение фраз для устного высказывания( Я думаю…потому что…..)

( Презентация. Слайд №1)

Записать дату в тетрадях для развития речи.

Задание №1.

Запишите названия типов речи по заданию на слайде( Презентация. Слайд №2)

Терминологический диктант:

 общие признаки, кульминация,  завязка, развитие действия, частные признаки, экспозиция, развязка.

Записать, разбив на 2 колонки: описание, повествование. ( Презентация. Слайд №3)

Задание №2.

Определить тип речи к заданным темам.

      ( Презентация. Слайд №4)

На какую тему затруднились ответить с определением типа речи?

Создает проблемную ситуацию

Работа с текстом.

  Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами. ( Презентация. Слайд №6)

Какова основная мысль текста?

Как она доказывается?

На какой вопрос отвечает текст?

Зачем последнее предложение?

Работа с терминами:

Тезис (основная мысль)

Доказательства (аргументы)

Задание.

Самостоятельно в тетрадях для ОК составить структуру текста, используя термины

( Презентация. Слайд №7)

Работа со словами – помощниками.

Задание.

Вставить в текст слова – помощники, подходящие по смыслу.

Обращение к проблемному вопросу в начале урока.

Тема сочинения «Зачем мне нужна собака?»

Предложена модель ответа

( Презентация. Слайд №8)

Анализ предложенного образца сочинения на эту тему.

Подведение итогов работы

Подсчет количества заработанных баллов – выставление оценки.

(Слайд №8)

Вопросы – рефлексии.

(Слайд №9)

Написать сочинение-рассуждение по упр.402

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Принимают установку

Работают в тетрадях. Проверяют по образцу. (Слайд №3)

Выставляют на полях количество баллов.

Учащиеся проверяют по образцу.

Строят полное высказывание по вопросу.

Составляют план достижения цели и определяют задачи и тему урока.

Запись темы в тетрадь.

Формулируют тему урока

Фиксация задач:

Составить план текста, разобрать структуру текста. (Слайд №5)

Работают с текстом, отвечают на поставленные вопросы.

Термины записывают в тексте.

Записывают в тетрадь структуру текста

Проверка по эталону.(Слайд №7)

Работа в парах.

Проверка.

Учащиеся самостоятельно заполняют бланк ответа.

Устное проговаривание сочинений.

Проверка по эталону.

.

Выставление отметки в тетради на полях.

Ответы на вопросы.

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные: целеполагание; общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа;

выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

    Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самоопределение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тетрадь УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 5 класс

Слайд 3

Задание 1 ( 2 б) Терминологический диктант. Запишите названия типов речи . Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений. 2. Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

Слайд 4

Типы речи Описание Общие признаки Частные признаки(1 б) Повествование Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка(1 б)

Слайд 5

Задание 2 Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Моя собака. Как мы однажды с собакой… Зачем мне нужна собака? Ответы: Описание (1 б) Повествование (1 б)

Слайд 6

Тема урока: Рассуждение (составить текст)

Слайд 7

Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

Слайд 8

Строение текста (1 б) Вступление Тезис(основная мысль) Аргументы (доказательства) Вывод

Слайд 9

Схема написания сочинения рассуждения Определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис); Подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения; Сформулировать вывод. Слова-помощники

Слайд 10

Средства связи частей рассуждения I .ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II .ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III . ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, …

Слайд 11

Модель ответа : Зачем мне нужна собака ? Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________. Вот почему ____________________________. Для справки : самый верный и преданный друг, ухаживать за каким-нибудь животным, заняться дрессировкой

Слайд 12

Модель ответа : Зачем мне нужна собака? Мне очень нужна собака! Зачем? Собака — самый верный и преданный друг. Во-первых, она не предаст, не соврёт, не обидит. Недаром есть такая поговорка: «Собака — друг человека ». Во-вторых , я всегда очень хотел ухаживать за каким-нибудь животным. А так как я больше всего знаю о содержании собаки и читал специальную литературу об этом, то поэтому мне нужна именно собака. В-третьих, я всегда мечтал заняться дрессировкой. Это так интересно — научить собаку выполнять твои команды! Вот почему мне так нужна собака, и я уже не раз просил своих родителей, чтобы мне её купили. Но пока это остаётся лишь моей мечтой.

Слайд 13

Сформулировал тезис 2 б Привел три аргумента 3 б Два аргумента 2 б Один аргумент 1 б Сделал вывод 1 б 6 б Оценки: 10 б и более.- «5» 7 - 9 б. – «4» 4 - 6 б. – «3»

Слайд 14

Рефлексия С егодня я узнал… Б ыло интересно… Б ыло трудно …

Слайд 15

Оценивание Я думаю, что …. потому что ….

Слайд 16

Домашнее задание Н аписать сочинение-рассуждение на тему .

Слайд 17

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...