Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка для 5 класса. Тема урока: "Рассуждение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_rassuzhd.doc | 51 КБ |
dokazatelstva_v_rassuzhdenii.pptx | 432.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Выполнила: Митрофанова Е.П.
учитель русского языка и литературы
МБОУ БСОШ №3
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Рассуждение»
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
- личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
- коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
- регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
- познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
- предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный 1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). 4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации 5.Этап построения проекта выхода из затруднения. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: закрепить полученные знания 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Приветствие Установка на оценивание своей деятельности в баллах. Урок развития речи: говорим и пишем правильно. Введение фраз для устного высказывания( Я думаю…потому что…..) ( Презентация. Слайд №1) Записать дату в тетрадях для развития речи. Задание №1. Запишите названия типов речи по заданию на слайде( Презентация. Слайд №2) Терминологический диктант: общие признаки, кульминация, завязка, развитие действия, частные признаки, экспозиция, развязка. Записать, разбив на 2 колонки: описание, повествование. ( Презентация. Слайд №3) Задание №2. Определить тип речи к заданным темам. ( Презентация. Слайд №4) На какую тему затруднились ответить с определением типа речи? Создает проблемную ситуацию Работа с текстом. Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами. ( Презентация. Слайд №6) Какова основная мысль текста? Как она доказывается? На какой вопрос отвечает текст? Зачем последнее предложение? Работа с терминами: Тезис (основная мысль) Доказательства (аргументы) Задание. Самостоятельно в тетрадях для ОК составить структуру текста, используя термины ( Презентация. Слайд №7) Работа со словами – помощниками. Задание. Вставить в текст слова – помощники, подходящие по смыслу. Обращение к проблемному вопросу в начале урока. Тема сочинения «Зачем мне нужна собака?» Предложена модель ответа ( Презентация. Слайд №8) Анализ предложенного образца сочинения на эту тему. Подведение итогов работы Подсчет количества заработанных баллов – выставление оценки. (Слайд №8) Вопросы – рефлексии. (Слайд №9) Написать сочинение-рассуждение по упр.402 | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Принимают установку Работают в тетрадях. Проверяют по образцу. (Слайд №3) Выставляют на полях количество баллов. Учащиеся проверяют по образцу. Строят полное высказывание по вопросу. Составляют план достижения цели и определяют задачи и тему урока. Запись темы в тетрадь. Формулируют тему урока Фиксация задач: Составить план текста, разобрать структуру текста. (Слайд №5) Работают с текстом, отвечают на поставленные вопросы. Термины записывают в тексте. Записывают в тетрадь структуру текста Проверка по эталону.(Слайд №7) Работа в парах. Проверка. Учащиеся самостоятельно заполняют бланк ответа. Устное проговаривание сочинений. Проверка по эталону. . Выставление отметки в тетради на полях. Ответы на вопросы. | Личностные - настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные: целеполагание; общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа; выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Самоопределение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 1 ( 2 б) Терминологический диктант. Запишите названия типов речи . Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений. 2. Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.
Типы речи Описание Общие признаки Частные признаки(1 б) Повествование Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка(1 б)
Задание 2 Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Моя собака. Как мы однажды с собакой… Зачем мне нужна собака? Ответы: Описание (1 б) Повествование (1 б)
Тема урока: Рассуждение (составить текст)
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
Строение текста (1 б) Вступление Тезис(основная мысль) Аргументы (доказательства) Вывод
Схема написания сочинения рассуждения Определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис); Подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения; Сформулировать вывод. Слова-помощники
Средства связи частей рассуждения I .ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II .ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III . ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, …
Модель ответа : Зачем мне нужна собака ? Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________. Вот почему ____________________________. Для справки : самый верный и преданный друг, ухаживать за каким-нибудь животным, заняться дрессировкой
Модель ответа : Зачем мне нужна собака? Мне очень нужна собака! Зачем? Собака — самый верный и преданный друг. Во-первых, она не предаст, не соврёт, не обидит. Недаром есть такая поговорка: «Собака — друг человека ». Во-вторых , я всегда очень хотел ухаживать за каким-нибудь животным. А так как я больше всего знаю о содержании собаки и читал специальную литературу об этом, то поэтому мне нужна именно собака. В-третьих, я всегда мечтал заняться дрессировкой. Это так интересно — научить собаку выполнять твои команды! Вот почему мне так нужна собака, и я уже не раз просил своих родителей, чтобы мне её купили. Но пока это остаётся лишь моей мечтой.
Сформулировал тезис 2 б Привел три аргумента 3 б Два аргумента 2 б Один аргумент 1 б Сделал вывод 1 б 6 б Оценки: 10 б и более.- «5» 7 - 9 б. – «4» 4 - 6 б. – «3»
Рефлексия С егодня я узнал… Б ыло интересно… Б ыло трудно …
Оценивание Я думаю, что …. потому что ….
Домашнее задание Н аписать сочинение-рассуждение на тему .
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....