Урок русского языка в 5 классе "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Алёхина Анна

Дидактический материал для урока предполагает использование регионального компонента (Русский Север)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya_v_5_kl._bezlichnye_glagoly.doc75.5 КБ
Office presentation icon bezlichnye_glagoly_5_klass.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Алёхина Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Морская кадетская школа им. Адмирала Котова П. Г.» г. Северодвинска Архангельской области.

Линия УМК «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта

5 класс.

Тема: «Безличный глагол»

Цели:

- образовательные: ознакомить учащихся с понятием безличного глагола, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими особенностями безличного глагола, сформировать умение находить безличные глаголы, использовать их в речи;

- развивающие: развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, самооценка учебной деятельности,  умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Ход урока

1 этап (организационный).

 Сегодня на уроке нас ждёт знакомство с непривычными глаголами, хотя в своей речи мы употребляем их довольно часто, обычно для описания состояния природы или человека.  

Уточните, как называются выражения, которые записаны на доске (пословицы):

 Без труда ничего не дается. У умелого всякое дело спорится. Лодырю всегда нездоровится.

- Какая тема объединяет их?  ( Труд). А наш труд – учеба. Попробуйте оценить свой труд в конце урока одной из пословиц.  Также  у вас есть таблица достижений, которую заполняете по ходу урока.

Таблица оценки достижений на уроке  

Критерий

Теория

Окончания глаголов

Синт.

разбор

Работа в группе

Тест

Самосто

ятельность

Активность

Интересно

Трудно

Оценка

2 этап (актуализация опорных знаний).

Индивидуальные задания:

- Тест1   №4,5,6 «Глагол».

- Установить по словарю  значение слова  смеркается, составить предложение с этим глаголом.

- От глагола теплеть образовать формы 3л.ед.ч., ср. р., повелительного,  сослагательного  наклонений.

Словарный диктант с грамматическим заданием (взаимопроверка).

         Записать  словосочетания, выделить окончания: слышится далеко, стелется ковром, утром  подмораживает, ему нездоровится, теплеет на улице, растаяло бы на солнце, увидит в чаще, быстро спрячься.

Исследование языкового материала (фронтальная беседа).

Назовите глаголы:

- возвратные;

- совершенного вида;

- 2 спряжения;

- в повелительном наклонении;

- в сослагательном наклонении;

- какой морфологический признак характеризует изъявительное наклонение? (время)

- в каком времени стоят личные формы глагола?

Проверка домашнего задания (упр. 648 – в каких наклонениях встретились в тексте глаголы? В написании каких слов возникли затруднения?  Найдите предложения, соответствующие схеме). Оцените свою работу.

Грамматическое задание.  Синтаксический разбор предложения.

Предл.       Прил.           Сущ.             Глаг.                   Нар.

На морском берегу дышится легко.  (Прост, повеств., невоскл., распр.)

 

Наблюдение над языковым материалом.

- Вспомним наше Белое море.  Перестройте предложение в двусоставное (я, ты, он дышу), что изменилось?  Исчез обобщённый смысл – всем, стал конкретным -  я дышу, он дышит;  появилось лицо, которое выполняет действие. Какое предложение  уместнее для характеристики состояния человека?

Рефлексия: над чем предстоит поработать? Оцените свою работу на данном этапе.

3 этап (мотивация к применению знаний в определённой ситуации)

Сопоставительный анализ текстов.

  • Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно свежеет.
  • Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится! Какой чудесный вечер!

  • Вечереет. Я не могу сидеть дома и  отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно появляется  свежесть.
  • Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как я хочу выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко я дышу! Какой чудесный вечер!

-Сравните тексты. Что их объединяет? В чем различие? – разные формы глагола.

-В каком из текстов нельзя установить действующее лицо? Названо ли лицо, которое выполняет его?  (отсутствует). Важно ли отсутствие лица в 1 тексте?        

 - Какие глаголы передают состояние человека, а не активное действие?

Как вы бы назвали такие глаголы? (обозначают действия, совершающиеся без действующего лица)

         - Определите название таких глаголов по их назначению в речи – безличные.

Историческая справка: в древности люди верили в существование сверхъестественных сил. И когда они говорили: лихорадит, знобит, светает, морозит, то имели в виду, что   эти действия производит какое-то сверхъестественное существо, которое люди боялись называть. Поэтому при подобных глаголах подлежащее не употреблялось

 Целеполагание.

- Как мы определим тему сегодняшнего урока?

-  Какие учебные задачи поставим перед собой?

  1. Познакомиться с безличными глаголами.
  2. Узнать особенности безличных глаголов (морфологические, синтаксические).
  3. Находить безличные глаголы.
  4. Уместно использовать в речи.

Коллективная работа.

- Давайте составим план  или  алгоритм (порядок действий для решения данной задачи) наших действий

Что мы будем делать вначале, наши последующие действия. Карточки с цифрами (1,2,3,4,5), которые убираются с доски по мере реализации учебных задач:

1.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С  …

2.УМЕТЬ НАХОДИТЬ…

3.ОПРЕДЕЛЯТЬ ФОРМУ…

4. ВИДЕТЬ ОСНОВУ … ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В…

4 этап  (первичное закрепление знаний) Групповая работа.

Выступления

  1. Установите, какие значения имеют б\л глаголы? (состояние какого рода).
  2. Установите, в какой форме могут стоять эти глаголы (карточка).
  3. Какая морфема образует однокоренные  б\л глаголы (карточка).
  4. Синтаксические особенности  б\л глаголов  (упр.191) найдите предложение, которое соответствует схемам .  
  5. Толкование слова смеркаться (ответ ученика).

Ромашка ответов (на стенде тема – жёлтая сердцевина, с обратной стороны лепестков вопросы по теории).

Обратимся к нашему учебнику. Стр. 217.   Сопоставьте наши варианты с материалом учебника (чтение про себя).

Устно №646 (учебник).

У кого есть вопросы?

Промежуточная рефлексия

5 этап  (применение знаний).

«Третий  лишний»

  1. Вечереет, расцветает, темнеет
  2. Подмораживать, подписать, прочувствовать

Стихи наших северных поэтов, послушайте отрывки и найдите безличные глаголы:

Анализ художественного текста.

- Послушайте, как наши северные поэты передают словом красоту природы, повторите  безличные глаголы.

Светлана Шестопёрова  «Маемся маем…»

Зелени резко недостаёт.

Истосковалась по ней душа.

Просит она и упорно ждёт

Зелени вешнего волшебства.

Светлана Трапезникова  «Нижнее озеро»

Вечереет…Вот уж озеро зевает,

Застоявшейся дымкой зноя

Постепенно поглощая утомлённые берега,

И тихонько закрывает

Столь наивные сердечки

Нежных лилий белоснежных, безупречных в совершенстве до утра.

         - Предлагаю прослушать отрывок из книги Евгения  Степановича  Коковина «Детство в Соломбале». Тема текста, тип речи, основная мысль,  стиль, почему? Средства выразительности. Назвать безличные глаголы.

Под крышей старого погреба висит огромная искристая сосулька. Тяжелая слеза горит на ее острие.

Еще вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. Вечером ветер переменился. Стало тихо и совсем тепло. В снег ударили капли нежданного весеннего дождя.

А на рассвете подморозило.

Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.

Исследование языкового материала.

Вы, наверное, поняли, что собственно б\л глаголов в русском языке мало, поэтому в роли безличных выступают личные глаголы (в какой форме они стоят – 3 группа?)

Сравните предложения:

Ель темнеет вдали. – В лесу темнеет.

Свежая листва приятно пахнет. – Пахнет весной.

Обратите внимание на строение грамматической основы. (Отсутствует подлежащее. Кстати, такие предложения называются безличными).

Установите, в качестве какого глагола использованы выделенные курсивом глаголы?  В какой форме они стоят в парных предложениях, докажите.

Слегка прогремело. Где-то далеко прогремело эхо. Лес задумчиво шумит. Шумит в ушах.  В поле пахнет травами. Ландыш удивительно пахнет.

(Если позволяет время). Заменить словосочетания одним безличным глаголом. Начинается рассвет (светает), наступают холода (холодает), плохо себя чувствую (нездоровится), спускаются сумерки (смеркается), становится тепло (теплеет). Упр. 193  ( рабочие тетради , стр. 103)

6 этап (Рефлексивно-оценочный).

Оцените свою работу, также  степень самостоятельности и активности на сегодняшнем уроке  сначала пословицей.

Самооценка  работы на уроке с опорой  на таблицу достижений.

Может быть,  поднятая  рука:

- Кому на уроке сегодня было трудно, интересно, кто был активен?

-  Кто поставил себе отлично за активность?

Сделайте выводы: над чем предстоит работать.

7этап (Домашнее задание).

Какое д\з предлагаем сделать, чтобы тема была понята?

Варианты:  Тетрадь – справочник (записи).  Написать мини-сочинение с использованием безличных глаголов.  Рабочие  тетради. Упр. 191 стр. 102


Приложение.

Карточки  для работы в группах:

  1. Однокоренные безличные глаголы образуются с помощью ______________

Например,  светает – рассветает, темнеть – потемнеет, вьюжит – ________

Из личных в безличные изменяются с помощью _________

Хочет – хочется, не сидит – не сидится

  1. Безличные глаголы имеют только форму ____лица__ в   _________времени,  ________рода   в ___________ времени.

Могут употребляться в _______________ наклонении.

  1. В предложении безличные глаголы являются ______________.

По строению грамматической основы такие предложения называются _____________

  1. Установите, на какие смысловые  группы можно распределить безличные глаголы:

Светает, лихорадит, знобит, тошнит, смеркается, вечереет, нездоровится, морозит, вьюжит, хочется, думается.

Список использованных источников.

  1. Кудинова А. В. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др.  – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  2. Никулина М. Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др.  – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/predmetnyi.htm#i3353 Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. - Московский государственный университет печати .
  4. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах.
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F&uinfo=sw-1583-sh-799-fw-1358-fh-593-pd-1 Фотографии видов природы.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Алёхина А. В. МБОУ «Морская кадетская школа им. адмирала Котова П. Г.» г. Северодвинск Архангельской области

Слайд 3

Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно свежеет. Вот и море. Вода кажется прохладной. Но как хочется выкупаться. Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится ! Какой чудесный вечер! Сравните тексты Вечер . Я не могу сидеть дома и отправляюсь к Белому морю. Заходящее солнце окрасило горизонт в золотисто-огненный цвет. Постепенно чувствуется свежесть. Вот и море. Вода кажется прохладной. Но я хочу выкупаться . Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко я дышу ! Какой чудесный вечер !

Слайд 4

Безличные глаголы

Слайд 5

Познакомиться с безличными глаголами Узнать особенности безличных глаголов (морфологические, синтаксические) Находить безличные глаголы Уместно использовать в речи

Слайд 6

1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С … 2.УМЕТЬ НАХОДИТЬ… 3.ОПРЕДЕЛЯТЬ ФОРМУ … 4. ВИДЕТЬ ОСНОВУ … ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В …

Слайд 7

СВЕТАЕТ СМЕРКАЕТСЯ ВЕЧЕРЕЕТ МОРОЗИТ НЕЗДОРОВИТСЯ ХОЧЕТСЯ НЕ СИДИТСЯ ЗНОБИТ ВЬЮЖИТ НЕ СПИТСЯ

Слайд 8

Сегодня морозит. В лесу легко дышится. На улице светает. Мне нездоровится.

Слайд 9

Морозит Дышится Светает Лихорадит Смеркается Знобит Вечереет Хочется Вьюжит Нездоровится Думается

Слайд 10

не хочется – не хотелось холодает – похолодало морозит – подморозило Настоящее время, Прошедшее время, 3 лицо, ед. число средн. род, ед. число

Слайд 11

Вечереет, расцветает, темнеет Подмораживать, подписать, прочувствовать

Слайд 12

«Детство в Соломбале» Под крышей старого погреба висит огромная искри­стая сосулька. Тяжелая слеза горит на ее острие. Еще вчера на дворе кружила сумасшедшая мартов­ская метель. Вечером ветер переменился. Стало тихо и совсем тепло. В снег ударили капли нежданного весен­него дождя. А на рассвете подморозило. Только наша северная весна так легко играет ветра­ми и туманами, дождями и заморозками . 1913-1977

Слайд 13

Ель темнеет в лесу. В лесу темнеет. Свежая листва приятно пахнет. Пахнет весной.

Слайд 14

Замените словосочетания одним безличным глаголом

Слайд 15

Оформить записи в тетрадь - справочник Написать сочинение-миниатюру «Весна», используя безличные глаголы разного значения Рабочая тетрадь №191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по английскому языку на времена глаголов

Тест по английскому языку на времена глаголов " Present Simple,  Present Continious, Present Perfect, Past Simple, Past Continiou...

Русский язык 5 класс "Глагол"

Презентация рекомендована для индивидуального обучения....

Учебное пособие по грамматике английского языка «Времена английского глагола» по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Учебное пособие для студентов специальностей 09.02.05.  «Прикладная информатика",44.02.06.  «Профессиональное обучение»...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...