Урок русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Алёхина Анна

Методический материал предлагает формы работы для отработки синтаксического разбора с учётом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_sintaksicheskiy_razbor_predlozheniya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Цели:

- образовательные: ознакомить учащихся с порядком синтаксического разбора простого предложения, сформировать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения;

- развивающие: развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, общеучебные навыки (работа с книгой, самоконтроль, умение применять и намечать задачи деятельности, планировать свою деятельность);

- воспитательные: воспитание эстетического восприятия – нравственной активности (любви к родному языку, краю), самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Ход урока

1 этап Сегодня у нас на уроке гости. На доске - слово на латинском языке analisis (разбор). Одной из наших задач урока будет установить, какое отношение это слово имеет к теме урока

2 этап

- Словарный диктант: Запишите сочетания слов, все ли они являются словосочетаниями, в словосочетаниях обозначить главное слово: необъятное море, беспомощный птенчик, здоровье укрепляется, бесплатный проезд, повернуться направо, протянулись по небу, спускаются вниз, посетить выставку, вестники грозы, последние лучи, составлять задачу. – взаимопроверка.

- синтаксический разбор словосочетания (1 вариант глагольное, 2 вариант - именное); рефлексия: над чем предстоит порабатать?

Предложения записать: составить схемы, графически объяснить знаки препинания.

  1. Северная Двина – суровая и сильная река.
  2. Падающий снег закрывал все предметы и белой пеленой одевал землю.
  3. На лапах елей и сосен разное зверье из снега: зайцы, медведи, лисы. (Ф. Абрамов)

Д\з: проверка с помощью схем – прочитайте предложения , соответствующие схемам.

Фронтальная беседа: характеристика предложения - таблички

3 этап

Таволга, или Лаба́зник (лат. Filipéndula) — род многолетних трав семейства Розовые. Насчитывает 10—13 видов[1], произрастающих в умеренной зоне Северного полушария.

Чтение текста. Стиль, доказательства: средства выразительности. Каким внимательным надо быть, чтобы услышать шёпот снега. Донести до нас тихую красоту зимней северной природы.

Тема – снегопад. Основная мысль – шепот снегов. (Иван Полуянов – вологодский писатель, книга «Месяцеслов»)

Схемы 1, 2, 10, 11? Найти предложение по характеристике: повествовательное, невоскл., простое, односост., распростр., - 3, 4, 6, 7

Что сегодня было в центре нашего внимания? – предложение. Кто определит тему нашего урока?  Может быть, связав с латинским словом – подсказкой, синонимом Тема урока? Какие учебные задачи поставим перед собой?

- изучить порядок синтаксического разбора простого предложения

- сформировать умение выполнять синтаксический разбор

Давайте составим план или алгоритм (порядок действий для решения данной задачи) синтаксического разбора предложения:

Что мы будем делать вначале, наши последующие действия. Вспомните синтаксический разбор словосочетания.

  1. Найти грамматическую основу
  2.  Второстепенные члены предложения
  3. Характеристика

На стенде: 1. 2. 3 и далее, располагаю таблички

4 этап

Обратимся к нашему учебнику. Стр. 164 Сопоставьте порядок нашего разбора и предложенный в учебнике. Сначала характеристика, затем сам разбор по членам предложения.

Прочитать образец устного разбора, познакомиться с образцом письменного разбора.

У кого есть вопросы?

Упр. 495   2 предложение.

Вариант  1 ученик на доске –Утром северное солнце разгорается медленно, трудно.

Какие трудности испытываем при работе с предложением

5 этап – задание на 5 . (самопроверка по эталону)

Хмурое небо медленно заволоклось тучами

6 этап

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке, над чем стоит поработать, свою степень самостоятельности и активности. Подведение итогов работы на табличках.

М. б. рука:

Кому на уроке сегодня было трудно?, интересно, кто был активен?, Кто поставил себе отлично за активность.

Сделайте выводы: над чем предстоит работать.

7этап

Какое д\з предлагаем сделать, чтобы тема была понята?


- Словарный диктант: Запишите сочетания слов, все ли они являются словосочетаниями, в словосочетаниях обозначить главное слово: необъятное море, беспомощный птенчик, здоровье укрепляется, расстилается долина, бесплатный проезд, повернуться направо, тревожилась за брата, протянулись по небу, спускаются вниз, посетить выставку, вестники грозы, стремиться вперед, последние лучи, составлять задачу, синие огоньки, кружиться в воздухе.

- синтаксический разбор словосочетания (1 вариант глагольное, 2 вариант - именное)

Предложения прослушать: составить схемы

  1. Книга – зеркало жизни.
  2. Луна сияет с небесной тишины и тихий табор озаряет.
  3. Всё было серо: небо, дым над крышами, самый воздух.

Д\з:

Фронтальная беседа:

3 этап

Таволга, или Лаба́зник (лат. Filipéndula) — род многолетних трав семейства Розовые. Насчитывает 10—13 видов[1], произрастающих в умеренной зоне Северного полушария.

Чтение текста. Стиль, доказательства: средства выразительности.

Тема – снегопад. Основная мысль – шепот снегов. (Иван Полуянов – вологодский писатель)

Схемы 1, 2, 10, 11? Найти предложение по характеристике: повествовательное, невоскл., простое, односост., распростр., - 3, 4, 6, 7

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Знать:

Уметь:

Слов. диктант

Теория

Знаки

Схемы

Тест

Синт. разбор

самостоятельность

активность

Самооценка результативности урока

Текст

(1)Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. (2)Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. (3)Шорох в лесу. (4) Шорох снежинок. (5) Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

(6)Снегопад в лесу. (7)Шёпот в лесу. (8)О чём хотят поведать миру белые снежинки?

(9) Лес слушает чутко. (10) Поля замерли и слушают.

(11) Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.

Текст

(1)Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. (2)Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. (3)Шорох в лесу. (4) Шорох снежинок. (5) Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

(6)Снегопад в лесу. (7)Шёпот в лесу. (8)О чём хотят поведать миру белые снежинки?

(9) Лес слушает чутко. (10) Поля замерли и слушают.

(11) Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.

Текст

(1)Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. (2)Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. (3)Шорох в лесу. (4) Шорох снежинок. (5) Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

(6)Снегопад в лесу. (7)Шёпот в лесу. (8)О чём хотят поведать миру белые снежинки?

(9) Лес слушает чутко. (10) Поля замерли и слушают.

(11) Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.

Текст

(1)Падает снег на бурые заросли таволги и зелёный можжевельник. (2)Шелестит снег, шуршит, шепчет, сталкиваясь в замедленном полёте с ветвями деревьев. (3)Шорох в лесу. (4) Шорох снежинок. (5) Сливается он в несмолкающий шёпот, тихий и немного грустный.

(6)Снегопад в лесу. (7)Шёпот в лесу. (8)О чём хотят поведать миру белые снежинки?

(9) Лес слушает чутко. (10) Поля замерли и слушают.

(11) Бережно и ласково опускаются снежинки на поля и деревья, на былинки и крышу избы.


Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.

Каждое дерево по-своему встречает снег. Ели протягивают снежинкам самые кончики тяжёлых мохнатых лап.

Рассеянно сосны принимают на себя снег, и он скапливается меж дымчатых игл. Березы опустили свои гибкие ветви. Сухой снег летит и скапливается в развилках сучьев. Сыплет и сыплет снег.

Молодая ёлочка подставляет снегу свои лапки. Снег шепчет, и она шепчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....