План-конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

урок русского языка в 8 классе

с использованием информационных технологий

 и компетентностным подходом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tiremezhdu_p._i_s._kompetentnostnyy_podhod.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

ТЕМА: Тире между подлежащим и сказуемым

Цель:

ознакомление с основными правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;

формирование умения видеть соответствующую пунктограмму в тексте

Задача (развивающая):

создать условия для развития аналитических умений учащихся.

Задача(воспитательная):

способствовать воспитанию у учащихся потребности анализировать свою деятельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием ИКТ

Вид: урок взаимообучения

Формы работы: групповая, парная, исследовательская

Оборудование:

Магнитная доска, карточки-схемы, мультиборд, пликерсы

Эпиграф:                        Окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

Г.Х.Андерсен

Ход урока

1.Организационный момент.

-Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

2. Проверка домашнего задания.

 -А сейчас мы с вами проверим,  как вы справились с домашним заданием и усвоили предыдущую тему,  проведем тест-минутку.

Тест-минутка с использованием  карточек Plicers.

1. Составное именное сказуемое выражается

А. Глаголом настоящего времени и глагол будущего времени.

B. Глаголом-связкой и именной частью.

C.Одним глаголом.

D.Глаголом связкой и инфинитивом.

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

А. В низине расстилается туман.

B. Множество звуков вливается в простой птичий хор.

C Я уже начинал беспокоиться.

D.Суп стал совсем холодным.

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым

A.Предположения оказались правильными.

B.Дерево начало ронять листья.

C.Биатлонистки одержали победу.

D.В воздухе стоял густой запах смолы.

4.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

A.Чувство выздоровления- одно из самых сладостных.

B.После ужина Анфиса принялась молча убирать со стола.

C.Вскоре пошел сильнейший дождь.

D.Я хочу быть артистом.

5.Укажите неверное утверждение

A.Любое сказуемое является главным членом предложения.

B.В состав каждого типа сказуемого входит инфинитив.

C.В состав сказуемого может входить глагол-связка.

D.Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

3. Стадия вызова

– Запишите в тетрадки число и «классная работа».

1 чел к доске. Записываем под диктовку:

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

Добрым быть – добрым слыть.

Сердце не камень.

– Объясните, пожалуйста, знаки препинания в предложениях. Почему в одном тире стоит, а в другом нет?

– Подскажите мне тогда какая тема нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем. Для чего нам нужно ее изучить?

4.«Мозговой штурм»

– Поскольку тема вам  знакома с урока бел. языка,  мы  будем заниматься активным поиском, разделимся на 2 группы по рядам  и на доске  обозначим схематично известные вам моменты, при которых ставится и  не ставится тире, основываясь на знаниях, полученных вами на уроке бел. яз.

Рисуют кластеры на доске. (Тире ставится, тире не ставится)

СУЩ.(И.п)СУЩ.(И.п)  

ИНФИН. ИНФИН.  

СУЩ.(И.п)ИНФИН.

ИНФИН. – СУЩ. 

ЧИСЛ. – ЧИСЛ.

ЧИСЛ. – СУЩ. 

СУЩ. – ЧИСЛ.  или словосоч. с числ.

СЛОВОСОЧ. С ЧИСЛ.– СЛОВОСОЧ. С ЧИСЛ.

подлеж.– ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ+сказуемое

подлеж.фраз. обор.

сущ. +НЕ + числ.  сущ, фраз. обор.

сущ.+ ЕСТЬ + числ. , сущ, фраз. оборот

СУЩ. +союз КАК, СЛОВНО, БУДТО+ числ. , сущ, фраз. обор.

 

СУЩ.+вводн. слово, обстоят. или дополн.,  союз или частица+ СКАЗУЕМОЕ

местоимение + числ. , сущ, фраз. оборот

подлежащее + прилагат., местоим., наречие

– А теперь  обратитесь к учебнику на стр.82  и дополните  схему недостающими элементами.

– Подведем итоги нашего  задания (1 чел. из группы зачитывает свою схему.)

5. Физкультминутка на офтотальмажерах (1 причастие -нн-, 2 причастие -н-, 3 прилагательное -н-, 4 прилагательное -нн-)

Море взволнованно ветром             соленый

Серебряный                                 жаренная на масле рыба

Стеклянный                                       каменный

Поля засеяны                                 выученный урок

Ветреный                                        

Деревянный

6. Закрепление изученного.

– А теперь попробуем применить наши знания на практике.

– На мультиборде перед Вами предложения с пропущенными знаками препинания. Ваша задача прочитать предложение, определить, чем выражено сказуемое и определить необходимость постановки тире.

(6 человек по 5 предложений работают по очереди, комментируя)

  1. Грушницкий  _  юнкер  (Лермонтов).
  2. А вы _  не охотник? (Тургенев).
  3. Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).
  4. Рацеи  разводить  _   болтать  пустое  (Островский).
  5. Пруд _ как блестящая сталь (Фет).
  6. Они _  какие-то  помещики (Достоевский).
  7. Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).
  8. Его  цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).
  9. Дальние проводы _   лишние слезы (Островский).
  10. Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).
  11. Невежда без души _   зверь (Фонвизин).
  12. Вы _  студент? (Достоевский).
  13. Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!
  14. Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).
  15. Вспомните, что автор "Симфонии" _   юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).
  16. Отец его _   военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).
  17. И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин).
  18. И это все, что было в моей жизни, а остальное _  ненужный сон (Бунин).
  19. По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _  не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).
  20. Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).
  21. — Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а  пьяные, — продолжала она шептать. (Горький).
  22. — Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).
  23. Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.
  24. Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).
  25. Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).
  26. Талант у него _ дай бог каждому.
  27. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).
  28. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это  не  жизнь,  это эгоизм, лень,  это  своего  рода  монашество,  но  монашество  без  подвига (Чехов).
  29. Цель моя _ победить  эту многоголовую гидру (Чехов).
  30. Театр _ это  сила, соединяющая в себе одной все  искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).

Подберите к фразеологизмам синонимы, составьте предложения с двумя фразеологизмами.

– Молодцы, с заданием справились.

7. Проверка усвоения нового материала.

– А теперь, чтобы проверить, как вы усвоили тему, выполним самостоятельно упражнение 141.

– Обменяемся тетрадками и проверим правильность. (Взаимопроверка)

Правильные ответы 1,2, 3,5,9,10

– Посчитайте свои неверные ответы. Сколько у вас неправильных ответов?

8. Д.з.п.18, упр. 138 (Списать, решая орфографические задачи и расставляя знаки препинания). Подготовится к контрольному диктанту.

9. Выставление оценок.

10. Рефлексия.

– А теперь вспомним про наше волшебное зеркало, снова улыбнемся друг другу и напишем на доске, используя модель предложения из сегодняшней темы.

– Кто я? Или Какой я?

– Всего вам хорошего. До свидания!

 


1. Составное именное сказуемое выражается

А. Глаголом настоящего времени и глагол будущего времени

B. Глаголом-связкой и именной частью

C.Одним глаголом

D.Глаголом связкой и инфинитивом

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

А. В низине расстилается туман

B. Множество звуков вливается в простой птичий хор

C Я уже начинал беспокоиться

D.Суп стал совсем холодным

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым

A.Предположения оказались правильными

B.Дерево начало ронять листья

C.Биатлонистки одержали победу

D.В воздухе стоял густой запах смолы

4.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

A.Чувство выздоровления- одно из самых сладостных

B.После ужина Анфиса принялась молча убирать со стола

C.Вскоре пошел сильнейший дождь

D.Я хочу быть артистом

5.Укажите неверное утверждение

A.Любое сказуемое является главным членом предложения

B.В состав каждого типа сказуемого входит инфинитив

C.В состав сказуемого может входить глагол-связка

D.Сказуемое подчеркивается двумя чертами


1. Составное именное сказуемое выражается

А. Глаголом настоящего времени и глагол будущего времени

B. Глаголом-связкой и именной частью

C.Одним глаголом

D.Глаголом связкой и инфинитивом

2.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

А. В низине расстилается туман

B. Множество звуков вливается в простой птичий хор

C Я уже начинал беспокоиться

D.Суп стал совсем холодным

3.Укажите предложение с составным именным сказуемым

A.Предположения оказались правильными

B.Дерево начало ронять листья

C.Биатлонистки одержали победу

D.В воздухе стоял густой запах смолы

4.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

A.Чувство выздоровления- одно из самых сладостных

B.После ужина Анфиса принялась молча убирать со стола

C.Вскоре пошел сильнейший дождь

D.Я хочу быть артистом

5.Укажите неверное утверждение

A.Любое сказуемое является главным членом предложения

B.В состав каждого типа сказуемого входит инфинитив

C.В состав сказуемого может входить глагол-связка

D.Сказуемое подчеркивается двумя чертами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

План-конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний...