Технологическая карта урока по теме "Приставка" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Магдеева Диана Вячеславовна

Технологическая карта урока по теме "Приставка". Дополнение к презентации по теме "Приставка" (на сайте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_pristavka_5_klass.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка»

Цель деятельности учителя

Обучающие: актуализировать и восстановить знания о роли приставок, вспомнить алгоритм нахождения приставок; формировать умение применять на практике полученные знания, учить детей выделять приставку из состава слова;

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию и анализировать её;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Приставка, значимая часть слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Записываем число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие, как думаете по какому разделу науке о языке?

(Морфемика)

 - Правильно!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Просмотр мультимедийной презентации

- Что в нем изучается?

( Корень, Суффикс, Приставка, Окончание.) 

- Мы с вами уже начали изучать Морфемику и исследовали несколько частей.

Теперь давайте вспомним их: (устный опрос - загадки)

Слайд №1

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое.

(Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (Основа)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.   (Корень)

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называю домиком. (Суффикс )

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока

Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра

- Ребята, какая часть Морфемики осталась нами не исследованной? О чем мы будем говорить сегодня?

(Приставка)

- Итак, темой нашего урока будет часть слова, которую мы ещё не повторяли. Записываем тему урока. Слайд №2

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4. Целе-полагание и постро-ение про-екта вы-хода

из затруд-нения

Раскрытие сущности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной дея-тельности учащихся.

Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, илюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление

связных расска-

зов. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение

новых способов

учебной и ум-

ственной дея-

тельности уча-

щихся.

(Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.)

Слайд №3 (все вместе, с места)

- Проверим, что вы знаете о приставке. Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют приставку:

1.        служит для связи слов

2.        стоит перед корнем

3.        неизменяемая часть речи

4.        значимая часть слова

5.        служит для образования форм слова

6.        служит для образования слов

7.        включает в себя общую часть всех однокоренных слов

- А теперь давайте дадим с вами точное определение – что же такое приставка? (сами формулируют правило)

Слайд №4 Приставка -….

- Ребята, вы сказали, что приставка служит для образования новых слов. А как это происходит? Приведите примеры.

Формулируют цель учебной дея-тельности в диалоге с учителем; высказывают соб-ственные мысли; обосновывают свою точку зре-ния. В сотрудни-честве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индиви-дуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объ-яснения учителя, высказы-ваний одноклассников, систематизируют собствен-ные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия,

операции, действуют

по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточ-нения инфор-мации. Устные ответы

5. Творче-

ская прак-

тическая

деятель-

ность

по реали-

зации по-

строен-

ного про-

екта

Подбор своих

примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа.

Ребята, мы с вами вспомнили признаки приставки и сейчас я хочу предложить вам выполнить упр. 450 вашего учебника, но боюсь вы с ним не справитесь, может оно будет сложным для вас, посмотрите, что в нем нужно сделать?
(Справитесь с ним?)

1 ряд – 2 слова

2 ряд – след. 2 слова

3 ряд – след. 2 слова

1 человек – у доски 3 слова любых

- Способна ли приставка изменить лексическое значение слова? (Облачный – безоблачный)

- Мы видим, что приставка служит для образования новых слов и меняет лексическое значение.

Слайд №5

- Ребята, давайте посмотрим на слайд. Назовите приставки в этих словах:

Призадуматься

Безразмерный

Расположиться

- В чем особенность этих слов?

Давайте сделаем вывод!

(2 приставки)

Отвечают на вопросы, под руководством педагога

выполняют задания, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку

зрения

Фрон-

тальная,

групповая

Личностные: приобретают

новые знания, умения, со-

вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию, а также

самостоятельно находят её

в материалах учебников,

рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные

ответы.

Письмен-

ные ра-

боты

 Физминутка

Слайд №6

Учитель называет слова с приставками пре- или при-

А теперь всем нужно встать, присм..треться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, расп..ямить их, руки вниз приопустить и так стоять.
Посмотреть в окно на пришкольный участок. А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтерес..ный урок у нас получает..ся!»

Отодвинут..ся назад, а теперь приблизит..ся вперед. А с...йчас, мы снова присядем на стул и прислушаемся к новому заданию.

Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

Орфографическая минутка

-Ребята, посмотрите на нашу физминутку, давайте расставим с вами пропущенные буквы, объясним, что это за орфограммы.

-Молодцы!

Отвечают на вопросы, под руководством педагога

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают

новые знания, умения, со-

вершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают

и слушают, извлекая нуж-

ную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

Этимологическая минутка

- А теперь, обратите внимание на слово сейчас, как оно пишется? Что это за слово? (словарное слово)

- Хотите я вам расскажу историю этого слова? Раньше это было 2 слова, как думаете на какие слова делится это слово?

- Правильно! Раньше, в Древней Руси, существовало 2 слова сей и час. Сей – означает этот, а час – час. Получается: этот час. Со временем эти два слова соединились в одно, и так дошло до нас слово сейчас.

- Вот такая интересная история происхождения слова.

Слушают учителя

Личностные: приобретают

новые знания

Познавательные:

слушают, извлекая нуж-

ную информацию.

6. Первич-ное закре-пление

с коммен-тирова-нием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

- Итак, ребята назовите слова из нашей физминутки с приставкой при

Интерактивная доска

присмотреться, приосаниться, пригнуть, приопустить, пришкольный, присесть, привстать, принагнуться, приблизиться

Давайте выделим приставки – 1 чел. к доске


- Ребята, видите, приставки у слов одинаковые, но значения у слов разные.

Приставка при имеет несколько значений:

Слайд №7

- неполнота действия (присесть, привстать)

- приближение/присоединение (приблизиться, прибежать, привязать)

- близость к чему-либо (пришкольный, прибрежный)


-Встречались ли вы с таким явлением? Есть такие
слова, которые пишутся одинаково, но различаются лексическим значением?
(Омонимы)

- Ребята¸ такие приставки называются омонимичными. Делаем вывод: одинаково ли значение у омонимичных приставок?

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: фор-мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Звуки леса, птички…

- Ребята, а теперь давайте представим, что мы идем по лесу, оглядываемся по сторонам, слышим птичек. Опишите, что вы видите и чувствуете, используя приставки при с разным значением (на слайде), запишите это в тетрадь и выделите приставки в своих словах. (3 минуты и зачитываем вслух)

-Молодцы, ребята! Давайте проверим, называйте свои слова с приставками и их значение.

- А теперь ответьте на вопросы:

- что нового узнали на уроке сегодня?

(Раздаю листы обратной связи)

 Я вам читаю вопросы, если вы согласны, то ставьте знак “+”, если нет, то “-”.

Вопросы:

1. Верно ли, что бывают слова без приставок?

2. Верно ли, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?

3. Верно ли, что с помощью приставки образуются новые слова?

4. Верно ли, что приставка может стоять перед любой морфемой?

5. Верно ли, что приставка может изменить лексическое значение слова?

6. Верно ли, что в слове может быть две приставки?

Слайд №8

Проверка по ключу:

1. +

2.+

3.+

4. –

5. +

6. +

- Посчитайте совпадения. У кого все сошлось со слайдом?

-Молодцы! Сегодня вы очень хорошо постарались!

- Теперь я озвучу оценки за урок (с комментарием).

- Есть ли у вас вопросы?

Оценивают свою деятельность. Строят небольшие монологические высказывания

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя.

Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Листы обратной связи

8. Домашнее задание

Слайд №9

- Ребята, я хочу вам предложить такое домашнее задание: упр. 451- для всех, а вот задание 453 немного посложнее, его можете выбрать по желанию. Но я буду очень рада, если вы постараетесь выполнить это задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....