Антонимы
проект по русскому языку (5 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Цель: познакомить учащихся с понятием «антоним»

Задачи:

1) систематизировать знания об антонимах, расширить знания по теме;

2) сформулировать правила нахождения антонимов и уметь употреблять их в речи;

3)  развить логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность, пополнить словарный запас учащихмя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Антонимы»

Цель: познакомить учащихся с понятием «антоним»

Задачи:

1) систематизировать знания об антонимах, расширить знания по теме;

2) сформулировать правила нахождения антонимов и уметь употреблять их в речи;

3)  развить логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность, пополнить словарный запас учащихмя.

Этапы

Ход урока

УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Все ли присутствуют на уроке?

Запишем сегодняшнее число.Двадцатое декабря. Классная работа.

2. Повторение изученного материала

Ребята, предлагаю начать наш урок с небольшой головоломки, которая поможет нам сформулировать тему урока. Перед вами кроссворд. Ваша задача – вспомнить, какие термины мы изучали на прошлых уроках. Вставив термины в кроссворд, по горизонтали, в желтых клеточках, у нас получится слово. Будьте внимательны! Начинаем:

1. Все слова образуют словарный состав или  _ _ _ _ _ _ _

2. Укажите значение «звезда» в словосочетании «на экране сияют звёзды» – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3. Каждое слово описывается в отдельной словарной _ _ _ _ _ _

4. Слова, имеющие много значений, называются _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению – это _ _ _ _ _ _ _ _

6. Лексикография – наука, которая занимается составлением _ _ _ _ _ _ _

7. Слово имеет два значения: лексическое и _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

8. Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (разновидность омонимов) – это _ _ _ _ _ _ _ _

Итак, тема нашего урока «Антонимы». Запишем тему в тетради.

А какие цели мы перед собой поставим?

1) познакомиться с понятием «антонимы»;

2) уметь находить антонимы в тексте и использовать их в речи;

3) развить словарный запас.

Регулятивные (определение цели, темы, последовательность действия)

3. Объяснение нового материала

Прочитайте стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулируйте к нему задание. (нужно выразительно прочитать стихотворение и вставить слова, которые рифмуются.)

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие слова вы вставили? Какое значение они имеют по сравнению со словами, с которыми они рифмуются? (Противоположное).

Переходим к следующему заданию. Сейчас мы с вами создадим кластер. Слышали такое слово? Слово «кластер» пришло к нам из английского языка, в переводе означает кисть винограда. Мы возьмем карандашики и нарисуем по середине «антонимы».

Теперь смотрим на задание. Устно определите слова, которые изображены на картинках. Особое внимание обратите, к какой части речи относятся эти слова.

Так что же такое антонимы? Давайте вместе ответим на этот вопрос.

Немного поиграем в игру «Найдите пару». Смотрите сколько значений имеют слова-антонимы. Вы должны написать пару (комментированное чтение).

Хочу вам открыть еще одну тайну. У разных значений многозначного слова могут быть разные значения. Исследуем.

Подберите антонимы к многозначным словам. Составьте предложение с этими антонимами. К доске выходит один ученик.

Личностные (соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм);

Познавательные (умение анализировать,делать выводы)

4. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Ученики формулируют правило вслух. Затем открывают учебник на странице 262-264.

Если то, о чем мы с вами не говорили? Ученики читают.

А теперь давайте напишем алгоритм, чтобы не путать антонимы с омонимами и синонимами.

Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

5. Закрепление

Я вам расскажу секрет. Антонимы встречаются в пословицах и поговорках. Сейчас вы в этом убедитесь! Ваша задача дописать подходящие по смыслу антонимы. Как вы понимаете эти пословицы? Один человек выходит к доске.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Ученье – свет, а неученье – тьма.  

Теперь откроем страницу 264, № 377. Подумайте для чего авторы используют антонимы (используют для выразительности речи). Чтение по ролям.

Составьте текст из 2-3 предложения, используя антонимы. Тема «Зима» («Зимний лес»)

Темнеет - светает

Холодно-тепло

Белый-черный

Веселый-грустный

День-ночь

Личностные (соотнесение конспекта в правиле с опорным конспектом, алгоритм);

Познавательные (умение анализировать, делать выводы);

Коммуникативные (правильно, точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

6. Рефлексия

Найдите и исправьте ошибки.

1) нижний – верхний

2) огромный – большой

3) утро – вечерком

1) Достигли цели? На что вы должны обратить внимание?

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание: параграф 61, № 375

Дополнительное задание: Сочинить небольшую сказку, используя в ней антонимы.

Познавательные (умение делать выводы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...