Сочинение-описание
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby.pptx136.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

При сжатии любого текста опускаются диалоги пространные описания природы описания чувств настроений. сохраняются ключевые слова и обороты речи наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается описание исходного текста.

Слайд 2

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Слайд 3

Исключение - исключение подробностей,деталей , конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п . Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Исключение одного или нескольких синонимов.

Слайд 4

Обобщение Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 5

Упрощение Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением. переформулирование мысли своими словами.

Слайд 6

Приемы компрессии текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Слайд 7

Содержательные приемы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Слайд 8

Упражнение №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Слайд 9

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Слайд 10

Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Слайд 11

Языковые приемы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …; Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - … А) трансформация словосочетаний Упражнение 3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Слайд 12

Языковые приемы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь ( достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели) Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды) Б) трансформация предложений Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией .

Слайд 13

Языковые приемы сокращения текста Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз) Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы) Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

Слайд 14

Основные языковые приемы компрессии: Замена: Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена сложноподчиненного предложения простым.

Слайд 15

Исключение: Исключение повторов; Исключение фрагмента предложения; Исключение одного или нескольких из синонимов.

Слайд 16

3. Слияние: Слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 17

Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного текста; Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; Определение типа текста; Анализ содержания текста (выявление микротем , составление плана, уточнение центральной части); Выполнение чернового варианта; Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Слайд 18

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Попробуйте сжать текст, используя разные способы сжатия текста.

Слайд 19

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Слайд 20

Домашнее задание Упражнение 261. Запишите текст, используя способы и приемы компрессии текста. Сократите текст до 60-70 слов.

Слайд 21

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...