Урок русского языка "Морфология"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Тетюхина Татьяна Николаевна

Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Проводится в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_kl.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морфология. Орфография.

Тетюхина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Класс: 6

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Форма: соревнование-игра

Цель: закрепление и обобщение знаний по теме «Морфология»

Задачи:

  1. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Морфология», активизировать и закрепить знания программного материала;
  2. Способствовать развитию логического мышления, творческих и коммуникативных способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку, воспитывать интерес к урокам русского языка, культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей.

Знать: названия частей речи, морфологические признаки частей речи

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; определять части речи, учитывая их морфологические признаки; видеть нарушения морфологических норм образования форм различных частей речи

Познавательные: отвечать на вопросы; обобщать и делать выводы;

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; формулировать и отстаивать свою точку зрения; проявлять уважительное отношение к другому человеку и его мнению

- осознавать эстетическую ценность русского языка;

- проявлять уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- проявлять способность к самооценке

Используемые технологии (элементы): технология развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Педагогические методы: метод постановки учебных задач (создание ситуации самостоятельного поиска решения – формулировка гипотезы); репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приёмы: работа в группах, адресный опрос, проблемные ситуации.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование и раздаточный материал:

  • проектор, компьютер;
  • маршрутные карты;
  • наборы дидактического материала;
  • презентация

Межпредметные связи: математика

Предварительная работа:

  • деление класса на 2 группы (по желанию);
  • выполнение индивидуальных заданий учащимися (подготовка сообщения о «Морфологии», исследовательская деятельность «Слов какой части речи в русском языке больше?), рисование портретов частей речи.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.)

1. - Здравствуйте, ребята и присутствующие на уроке гости.

Стадия вызова
- Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по одному из разделов грамматики, маршрут которого обозначен на карте перед вами. Путешествуя, вы будете зарабатывать баллы, которые в дальнейшем превратятся в оценки. Напротив каждого задания имеются окошечки: одно с цифрой, обозначающей максимальную стоимостью выполняемого задания, другое – пустое, для вашей самооценки.

Объявление темы урока (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы, формулируют её сами дети)

-  Взгляните, пожалуйста. Куда же мы отправимся? Разгадав ребус, мы узнаем название пункта назначения (дети изучают ребус, находящийся на рабочем листе. озвучивают ответы)

  (учитель выслушивает ответы) Молодцы! Впишите название в верхнюю часть карты. Морфология.

Сообщение целей и задач (преподаватель подводит учащихся к осознанию цели и задач, формулируют их сами дети)

- Вы знакомы с «Морфологией» и её жителями? Зачем тогда нам путешествовать в данном направлении?

- Каким образом можно сформулировать цель нашего урока? 

(Обучающиеся отвечают на вопросы и высказывают свои предложения по формулировке цели)

3. Актуализация знаний

 1) Лексическая работа (3-5 мин)

Чтобы начать путешествие, выясним, что скрывает в себе слово «морфология» для каждого из вас.   

- С каким предметом и звуком ассоциируется у вас это слово? (предлагают ассоциации по очереди).

Предположительные ответы детей: лингвистика, прилагательное, существительное, наука…

- Предлагаю вам поработать в парах. Пройдите по ссылке, изучите понятие «Морфология», данное различными авторами словарей и добавьте в ассоциативный ряд другие слова.  (Учащиеся проходят по ссылке Интернет-ресурса, изучают определения данного понятия различными авторами и дают ответ: растение, человек, организм).

- Взгляните на ассоциативный ряд и назовите лишь те слова, которые относятся к группе «Части речи».

- Дома вы изучили статистические данные, приведённые на основе анализа «Частотного словаря русского языка». К какому выводу вы пришли?

- Как вы думаете, можно ли обойтись без какой-нибудь одной части речи? Кто считает, что можно, поднимите руки. («Приём голосования»)

- Единого мнения нет. Как быть? Давайте отправимся в путешествие и выясним.

4. Обобщение и систематизация знаний

 Работа в группах.  Интеллектуальная игра.

– Жители Морфологии предлагают нам с ними поиграть. Послушайте внимательно правила игры: перед вами табло, состоящие из окошек с определённой цифрой, по 4 на каждую предложенную тему. Цифра – это стоимость задания (100, 200, 300, 400). Каждая команда выбирает капитана. Он будет назначать ответственного за выполнение задания. Игрок (назначенный капитаном) выбирает вопрос из игрового табло и зачитывает его. На размышление даётся несколько секунд. За правильный ответ на вопрос игрок лично и команда получает столько очков, сколько стоит этот вопрос, а также право на выбор следующего вопроса. В случае неправильного или неполного ответа эту сумму снимают со счёта играющих, право переходит к другой команде. Командный счёт ведут капитаны. Личные баллы записываются (в маршрутных листах) и подсчитываются каждым игроком самостоятельно. Члены команды, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются возможностью прибавить к своему личному счёту 100 очков.

(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану)

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Кот в мешке.

- Перед вами конверты с изображением кота.  Предлагаю вам поиграть в игру «Кот в мешке», но прежде подумайте, что обозначает данное выражение?  Ответ сформулируйте 1 словом (приобретение неизвестно чего с неизвестными свойствами – НЕЧТО, НЕИЗВЕСТНЫЙ)

- Верно. Сейчас капитаны команд выберут любой конверт и обменяются. Никто не знает, что передаёт и что получает. Ваша задача – выполнить задание командой.

100. «Лови ошибку»

Прочитайте и сравните предложения.

1. Саша внемательние маши.

2. Саша более внимательный, чем Маша.

(в первом предложении есть орфографические ошибки и нельзя определить, кем является Саша – мальчиком или девочкой, так как прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются по родам)

200. Ответьте на вопрос в виде синквейна: «Можно ли обойтись без существительного?

1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (два прилагательных);

3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

300. Составьте по фотографии связные тексты из 5-6 предложений.

1-ый, употребляя слова любой части речи, кроме прилагательных,

2-ой, употребляя слова всех  частей речи, без исключения.                                          

Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные тексты?

400. Составьте по фотографии связные тексты из 5-6 предложений

1-ый, употребляя слова любой части речи, кроме служебных,                    

2-ой, употребляя слова всех  частей речи, без исключения

Какой вывод можно сделать, опираясь на полученные тексты?

   

6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (4-6 мин)

1) Подведение итогов

 - Мы подошли к завершению нашего путешествия. Давайте подведём итоги: Все ли поставленные вначале урока задачи, нам удалось решить? Нашли ли мы ответ на вопрос: «Можно ли обойтись без какой-нибудь части речи?»

- Капитаны команд, огласите результаты командной работы, взяв за основу выступления клише, перед этим заполнив пропуски числительными. (Наша команда, состоящая из ________ игроков, набрала из возможных __________ баллов(а)  ____________. Наша команда  из _________ игроков набрала _________ баллов(а), что на ______________ меньше максимально возможных)

- Участники команды, набравшей наибольшее количество балов, награждаются правом добавить в личный результат по 100 баллов. Подведите итог личного вклада в работу и оцените свои знания и умения по пятибалльной шкале. Поставьте «?» напротив того этапа урока, где вам было сложно и хотелось бы поработать дополнительно.  

- Как вы думаете, наше путешествие по просторам Морфологии сегодня могло стать последним и почему?  (выслушиваются ответы)

2) Самооценка детьми собственной деятельности

- Урок подошёл к концу. Огромное спасибо всем за работу. А сейчас я предлагаю вам на секунду стать барометрами, необычными, измеряющими настроение.  Улыбнитесь друг другу и сообщите о своём настроении при помощи рук: плохое настроение – пусть ваши ладони коснутся другу друга, а если хорошее – пусть руки раздвинутся в стороны. Огромное спасибо всем за работу и отличное настроение.

3) Домашнее задание (учащиеся выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей)  

- Я желаю вам успехов в учёбе и настроения для плодотворной работы по выполнению домашнего задания, которое находится на ваших рабочих листах.  Я уверена, что у вас не возникнет затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...