Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Барыбина Наталья Николаевна

Урок русского языка в 5 классе «Слог.Ударение.Орфоэпия»

Учитель: Барыбина Н.Н.

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке - орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_udarslog_orfoepiya.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5Г классе «Орфоэпия»

Учитель: Барыбина Н.Н.

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке - орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: определять предмет изучения орфоэпии, соблюдать языковые нормы, объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

1.Проверка домашнего задания

Проверка упр.314 (у доски чтение диалога двумя обучающимися)

- 1 чел. в это время производит фонетический разбор слова якорь

Вопросы классу:

-расскажите о двойной роли букв е,ё,ю,я

-приведите примеры

Умение определять двойную роль букв е,ё,ю,я (изученное на предыдущем уроке)

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель: -Запишите число, классная работа

-Предлагаю поиграть в игру «Как правильно?»

тОрты или тортЫ, бАнты или бантЫ, каталОг или катАлог, позвОнишь или позвонИшь, обеспЕчение или обеспечЕние.

-Придумайте и запишите предложение с любым из вышеназванных слов.

-что нужно было знать, чтобы стать победителем игры? (как правильно поставить ударение)

-Важно ли это для нас? Почему?

-Тогда предлагаю обратиться к новому разделу науки о языке- орфоэпии.

-Запишите тему урока

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель: Анализ языковых явлений

Попробуйте предположить, что изучает орфоэпия. Для этого можно использовать ваши знания, проанализировав следующие слова –орфограмма, орфография, орфоэпия.

Что в них общего? (орфо- правильно)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

Откройте параграф 59, стр.160-162 учебника,

 1. Самостоятельное чтение параграфа (с пометками)

-запись: «орфоэпия » ( произошло от греч.orthos -правильный, epos- речь), т.е. правильная речь.

 2.Сообщение о трех стилях литературного произношения ударения (высокий, нейтральный, разговорный)

 3.Знакомство с орфоэпическими словарями (в том числе и на стр. 195 учебника), со словарем ударений

- что такое ударение? (это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова)

-только ли правильное ударение изучается в орфоэпии? (нет, важно произношение)

-найдите примеры правильного произношения согласных в словаре учебника «Произноси правильно»

4.Формулирование правил орфоэпии

-упр.326

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1.Коллективное выполнение

упр.327 с комментариями

2. Самостоятельная работа

-запишите слова в три группы: 1. С ударением на первом слоге 2. На втором слоге 3. На третьем слоге:

Вечером, чудесный, пятак, пирожок, липа, вечерний, город, городской, светило, украшение.

- Сделайте вывод об ударении в русском языке (разноместное). Что можно проверить с помощью ударения? (безударные гласные)

3. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде). Самооценка

4. Зрительный диктант

Весело сияет

Месяц над селом,

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

-запомните текст

-запишите по памяти

-объясните орфограммы,

-расставьте и объясните знаки препинания

-выделите грамматические основы, начертите схему

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали об орфоэпии? Что входит в произносительные нормы? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.

8.Домашнее задание

Параграф59, упр.334, записать и заучить слова из рамочки на стр.163


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...