Вариант 1-10 ОГЭ русский язык
консультация по русскому языку (9 класс)

Федорова Надежда Анатольевна

Вариант 1-10 ОГЭ русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant1-10.docx82.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант1

Задание 2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) мы станем беспомощным (предложение 5)
2) хочу сказать (предложение 1)
3) неделимые вещи (предложение 2)
4) вы изымаете (предложение 3)
5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)

Задание 3. Пунктуационный анализ. 
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 

Задание 4. Синтаксический анализ.
Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «мозговая активность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно 
2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) - правописание гласной в корне зависит от ударения.
3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово 
4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными. 
5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.  

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

Приносят ли аисты счастье? 
(1)Мы остановились на хуторе, где жили аисты. (2)Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. (3)В траве виднелись нагретые солнцем красноватые лобастые валуны. (4)Из таких же камней была сложена хата. (5)Крепкие стены. (6)На них кое-где виднелись царапины от осколков. (7)На этом куске земли война растеряла много свинца и железа. (8)В березе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. (9)Береза давно засохла, потеряла верхушку и стояла у дома, как отбеленная ветром кость. (10)Хозяин не срубил остаток мертвого дерева. (11)Прибил на верхушке деревянные перекладины с надеждой, что поселятся аисты. 
(12)Аисты поселились. (13)Двенадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камышовую крышу среди разливов воды и раненую сухую березу. (14)Каждый год два-три голенастых птенца в середине августа становятся на гнезде во весь рост, машут крыльями - пробуют крылья. (15)Потом они в первый раз слетают на камышовую крышу, первый раз меряют по лугу воду. (16)А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. (17)Аисты начинают кружиться над хутором, забираются выше, выше и улетают совсем. (18)Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: еще на один год постарел... 
(19)Мы попросили напиться. (20)Хозяин вынес горшок молока и деревянную посуду с теплой копченой рыбой. (21)Сели на большой камень. 
(22) - Аисты приносят счастье?
 (23) Старик не спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
 (24)- Что счастье... (25)Сын с войны не пришел. (26)Бабка пятый год лежит с ревматизмом. (27)Этим летом телушку громом убило... (28)Я стар верить сказкам. (29)Аисты делят со мною заботы. (30)Сяду вот так на камень и гляжу, как летают, хлопочут. (31)Гляжу, гляжу - от сердца и отлегнет. (32)Двенадцать лет рядом живем. 
(33)Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. (34)Ударил мороз: мелкая вода и мокрые лужи оделись коркою гололеда. (35)Прилетевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. (36)День, другой - уже не стало силы взлетать. (37)Сидят с обвисшими крыльями и даже клювами перестали трещать. (38)Пошел старик Август в соседний колхоз просить лодку. 
(39)- Куда в такую погоду? (40)Рыбаки и те неделю уже сидят. 
(41)Старик все-таки вышел в море и вернулся с корзиною мелкой рыбешки. (42)Приладил к березе лестницу, накидал в гнездо рыбы. (43)Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась. (44)Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. (45)Аисты положили в гнездо два яйца... 
(46)- Аугуст, Аугуст! - позвали из дома.
 (47)Старик ушел. (48)Прогремел в сенях жестяною кружкой.
 (49)- Второй год не подымается. (50)Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. (51)Лужок из окна виден, а если кверху глядеть - аистов видно. (52)Души в них не чает. 
(53)По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. (54)Теленок все порывался оборвать привязь и дотянуться к белым ромашкам возле канавы. (55)Наседка шустро копала навоз. (56)Самый проворный из ее сыновей первым хватал из-под матери червяка и кидался бежать. (57)Все желтое семейство кидалось вслед отнимать. 
(58)- Трех цыплят утянул коршун, - сказал Август. 
(59)Старику одному приходится управляться с хозяйством. (60)Совсем немного времени остается, чтобы набить трубку и посидеть на камне, поглядеть, как кружатся аисты, как три молодых птенца пробуют крылья. 
(61)- Аугуст, Аугуст... - позвали из дома.
 (62)Мы попрощались.
 (63)...Приносят ли аисты счастье? (64)Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. (65)Но особое слово на этот счет скажет вам человек, неподвижно лежащий возле окошка. (66)Для него эти птицы все, что осталось от жизни. (67)Для него эти птицы - и есть само счастье. (68)Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати. 

(по В. Пескову) 

* Василий Песков - писатель, журналист, путешественник и фотокорреспондент.


Задание 6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Аисты безошибочно находили гнездо, которое построили двадцать лет назад
2) Аисты делали счастливой жену Аугуста, поскольку для нее они стали единственной радостью.
3) Счастливые люди говорят, что аисты приносят счастье.
4) Старику помогали управляться с хозяйством.
5) Старик Аугуст потерял на войне сына.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) А потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака.
2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая.
3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. 
4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок.
5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.

Задание 8. Лексический анализ.
Подберите синоним к словосочетанию «ДУШИ НЕ ЧАЕТ» (из предложения 52).
Напишите этот синоним.

ОТВЕТЫ

Задание 2. Синтаксический анализ.
24
Задание 3. Пунктуационный анализ. 

12345789

Задание 4. Синтаксический анализ.

активность мозга

Задание 5. Орфографический анализ

145

Задание 6. Анализ содержания текста.

235 
Задание 7. Анализ средств выразительности.
135

Задание 8. Лексический анализ.

любить, обожать

Вариант 2

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (2) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (3) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (4) Да и из хозяйственного обихода выпала кузница: ни отковать чего, ни подладить. (5) Сильно жалели серпилковцы, что в свое время не приставили к Захару какого-нибудь смышленого мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Призвали Ванюшку (предложение 1)
  2. Осиротела кузница, стоит (предложение 2)
  3. Стало (предложение 3)
  4. Выпала кузница (предложение 4)
  5. Усвоил и перенял (предложение 5)
  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выйдя за сады (1) и чувствуя (2) что теряет последнюю связь с Серпилками (3) уютно пахнущими в темноте теплыми хлевами (4) дедок остановился, пяля глаза в черную пустоту (5) в то место (6) где должна была стоять кузница.

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Захарово искусство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ИЗ-ЗА ТУЧ – у имен существительных женского рода после шипящих пишется ь.
  2. РАВНИНА – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
  3. В ПРОДОЛЖЕНИЕ (вечера) – на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
  4. КАЗАЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц пишется суффикс К.
  5. СКОСИЛ (глаза) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки. (2) С дороги за хлебами видны были только верхушки серпилковских садов, сами же хаты прятались за сплошной стеной вишняков и яблонь. (3) По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой. (4) Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы. (5) Осенью же, когда после первых несмелых утренников недели на две устанавливалось задумчиво-кроткое бабье лето с глубоким небом и русоволосыми скирдами молодой соломы, из серпилковских садов далеко в поле проникал горьковато-винный запах яблочной прели, и на все лады неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.

(6) Из всех строений со стороны посёлка видна была одна только семилетняя школа. (7) Несколько лет назад ее построили взамен старой, изначальной и сильно обветшавшей углами. (8) Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.

(9) Кузница же была выстроена у проселка еще в стародавние времена каким-то разбитным серпилковским мужиком, надумавшим, как паучок, поохотиться за всяким проезжим людом. (10) Сказывают, будто, сколотив деньгу на придорожном ковальном дельце, мужик тот впоследствии поставил рядом с кузницей ещё и заезжий двор с самоварным и винным обогревом (11) И еще сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом.

(12) В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто. (13) Распалясь, подожгли заодно и кузницу. (14) Однако, вскорости смекнули, что кузницу палить нельзя. (15) Тем же временем расчистили пожарище, прикатили новый ракитовый пень под наковальню, сшили мехи, покрыли кирпичную коробку тесом, и с той поры кузница бессменно и справно служила сначала серпилковской коммуне, а потом уже и колхозу.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  2. Кузница стояла в центре посёлка.
  3. Со стороны посёлка видна была школа.
  4. Осенью неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.
  5. Строительством в посёлке занимался барин.
  6. После революции кузница не работала.
  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет
  1. По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой.
  2. Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы.
  3. Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки.
  4. Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.
  5. В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто.
  1. Найдите в тексте антоним к слову прятались (предложение 2). Выпишите его.

 

Вариант 3

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) До универмага они добрались лишь после обеда. (2) Правда, сами они еще ничего не ели: и некогда было, и не хотелось. (3) У входа в магазин люд вертелся, как вода в мельничном омуте. (4) Здесь засасывало, кружило и выбрасывало сразу десятки людей. (5) Из дверей универмага доносился глухой непрерывный гул, будто там тяжело вращались жернова.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Они добрались (предложение 1)
  2. Ничего не ели (предложение 2)
  3. Люд вертелся (предложение 3)
  4. Засасывало (предложение 4)
  5. Тяжело вращались (предложение 5)
  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ее руках был совсем такой же пакет (1) как и Дуняшкин (2) почти такого же размера (3) в той же белой бумаге (4) с красными треугольниками (5) так же перехваченный крест-накрест бечевкой

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Дуняшкин пакет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ОБЪЕДИНИТЬ – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
  2. РАССТИЛАТЬ – написание гласной в корне зависит от ударения.
  3. ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
  4. ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН.
  5. ТИХО-ТИХО – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор. (2) На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето. (3) То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы. (4) А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух. (5) Ветер шуршал лохмотьями его листьев, а он все кивал и кланялся путникам непокрытой растрепанной головой.

(6) Страда отшумела, и теперь по обе стороны большака чернела по-осеннему засмиревшая земля, комковато и неловко улегшаяся на покой.

(7) Дуняшка и Пелагея, поспешая, шли обочь дороги. (8) Опустевшие поля не вызывали у них никаких размышлений: они здесь жили, и все было привычным и незаметным, как этот осенний полевой воздух, которым дышали. (9) Они шагали бок о бок и оживленно болтали о всяких своих житейских делах.

(10) Пелагея, еще шустрая, сухощавая баба, шла налегке в сером клетчатом платке и в Степкином ватном пиджачке с жестяными перекрещенными молотками в петлицах, – Степка учился в школе механизации, на воскресенье приехал домой, и Пелагея выпросила у него пиджак съездить в город. (11) Из-под пиджака высовывался белый, оборчатый, надетый по торжественному случаю передник, который встречный ветер то поддувал пузырями, то запихивал между худых Пелагеиных колен. (12) Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.

(13) Дуняшка старалась не отставать. (14) Она хоть и была повыше матери, по подростковое пальтишко с короткими рукавами узило ее в плечах и как-то казало и ниже ростом и моложавее, скрадывая года два – именно те, в течение которых Дуняшка успела повзрослеть, похорошеть и уже кое-кому приглянуться.

(15) Увлеченные разговорами, они все прибавляли и прибавляли ходу, пока, запыхавшись, Пелагея уже не могла ничего связно сказать, кроме отдельных, перебитых частым дыханием слов, после чего она останавливалась и удивленно оглядывалась на деревню, говоря:

(16) – Чтой-то мы… так… бегём? Гляди, уже где… дворы. Небось… не на пожар.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. У обочины торчал сухой подсолнух.
  2. События происходили летом.
  3. Дуняшка и Пелагея оживленно болтали о всяких своих житейских делах.
  4. Степка ещё учился в школе.
  5. Дуняшка отставала.
  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.
  1. Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор.
  2. На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето.
  3. То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы.
  4. А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух.
  5. Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.
  1. Найдите в тексте синоним к слову шагали (предложение 9). Выпишите его.

 

Вариант 4

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Между тем взошла поздняя, натужно-красная луна. (2) Пробившись сквозь сдвинутые к горизонту плоские и вытянутые облака, она очистилась от багровости, пролилась рассеянным, не оставляющим теней голубоватым светом. (3) В загустевшей было темноте наступил перелом. (4) Варька знала, что теперь уже до самого утра в лугах будет брезжить эта призрачная голубизна. (5) За озером на просяном поле глухо заворочался трактор – начали перепахивать под зиму.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Взошла луна (предложение 1)
  2. Она очистилась (предложение 2)
  3. Было наступил перелом (предложение 3)
  4. Будет голубизна (предложение 4)
  5. Начали перепахивать (предложение 5)
  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огонек то исчезал (1) то опять вспыхивал (2) и Варька сначала подумала (3) что кто-то идет лугом и курит (4) и лишь (5) когда он вскинулся ясным высоким пламенем (6) она поняла (7) что разжигали костер.

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «Сашкин взгляд», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. КУДА-ТО – суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
  2. НЕВОЗМОЖНО – НЕ с наречиями всегда пишется слитно.
  3. КОСТЁР – написание гласной в корне зависит от ударения.
  4. ПРИТЯГИВАЛИ – написание гласной в приставке зависит от ее значения.
  5. КАЛАЧИК – суффикс ИК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Весь сегодняшний вечер она полнилась какой-то радостно-беспокойной смутой, странным и непонятным ожиданием, отчего было просто невозможно свернуться калачиком в тракторной будке и проспать эту ночь, и ноги сами бежали и несли ее в туманные, затаившиеся дали лугов. (2) Она не знала, кого встретит у этого одиноко мерцавшего костерика, не думала ни о ком и ни о чем и шла сюда в неосознанном стремлении идти куда-то. (3) И вдруг этот Сашка. (4) Его будто нарочно кто подослал во второй раз за сегодняшний день (5) Она замерла, охваченная мгновенно налетевшим чувством сладкого и знобкого смятения. (6) Тотчас припомнился внимательно-тягучий Сашкин взгляд, каким он посмотрел на нее давеча возле тракторной будки и который Варькина память помимо ее желания, оказывается, ревниво припрятала в своих самых тайных глубинах – припрятала даже от нее самой, еще не умевшей ничего беречь долго и серьезно.

(7) Сашка сбросил с себя телогрейку и, оставшись в красной майке, сливаясь чернотой обнаженных рук и плеч с чернотой ночи, загущенной светом огня, подсел к костру. (8) Он молча закопал в угли чайник, подложил сушняку, потом, припав на четвереньки, стал раздувать пламя. (9) Он дул в малиновый переливчатый жар, медно блестел лицом от пламени и, отстраняясь, чтобы глотнуть свежего воздуха, обнажал сахарно-белые, клыкастые зубы. (10) Варька глядела на Сашку, так и не поняв, обрадовалась она ему или испугалась.

(11) На нее же он не обращал ни малейшего внимания, будто ее вовсе тут и не было, и это его непонятное молчание еще больше смущало Варьку.

(12) Она хотела было уйти, исчезнуть так же тихо в ночи, как и появилась, но за спиной был длинный, запутанный и нехоженый путь к озеру, через отяжелевшие от студеной сырости луга, а здесь горел огонь, и он притягивал иззябшую Варьку веселым, обжитым теплом. (13) Но еще больше притягивали вдруг открывшееся тайное Сашкино одиночество и сам Сашка, такой непонятный и ни на кого не похожий. (14) Все еще не поборов робости, она тихо присела по другую сторону костра, отгородившись от Сашки ярко заплясавшим пламенем.

(15) – А ты чего тут?

(16) Сашка оторвался от огня и долгим прищуром посмотрел на нее, будто увидел только теперь.

(17) Внутренне холодея, ожидая какого-то страшного гипноза от Сашкиных сливово-черных глаз, чувствуя, что деревенеет лицом, Варька, однако, выдержала взгляд. (18) Сашка отвернулся первым, и она сказала как можно небрежнее:

(19) – Костра, что ли, жалко?

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Весь сегодняшний вечер Варьке хотелось спать.
  2. У костра был незнакомый парень.
  3. Варька так и не поняла, обрадовалась она ему или испугалась.
  4. Непонятное молчание Сашки еще больше смущало Варьку.
  5. Варька не выдержала Сашкин взгляд.
  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.
  1. Его будто нарочно кто подослал во второй раз за сегодняшний день.
  2. Она замерла, охваченная мгновенно налетевшим чувством сладкого и знобкого смятения.
  3. Он молча закопал в угли чайник, подложил сушняку, потом, припав на четвереньки, стал раздувать пламя.
  4. Но еще больше притягивали вдруг открывшееся тайное Сашкино одиночество и сам Сашка, такой непонятный и ни на кого не похожий.
  5. Сашка отвернулся первым, и она сказала как можно небрежнее.
  1. Найдите в тексте синоним к слову исчезнуть (предложение 12). Выпишите его.

 

Вариант 5

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Я пытался представить себе родину Копешкина. (2) Оказалось, никто из нас ничего не знал об этой самой пензенской земле, ни какие там реки, ни какие вообще места: лесистые ли, открытые... (3) И даже где они находятся, как туда добираться. (4) Знал я только, что Пенза где-то не то возле мордвы, не то по соседству с чувашами. (5) Где-то там, в неведомом краю, стоит и копешкинская деревенька с загадочным названием – Сухой Житень, вполне реальная, зримая, и для самого Копешкина она – центр мироздания.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. Я пытался представить (предложение 1)
  2. Никто не знал (предложение 2)
  3. Как добираться (предложение 3)
  4. Пенза возле мордвы (предложение 4)
  5. Стоит копешкинская деревенька (предложение 5)
  1. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От этой песни всегда что-то закипало в груди (1) а сейчас (2) когда нервы у всех были на пределе (3) она хватала за горло (4) и я видел (5) как стоявший перед окном (6) Михай судорожно двигал челюстями и вытирал рукавом глаза.

  1. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «фашистской столицы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. НАСТОРОЖЕННО – в суффиксах наречий всегда пишется две буквы Н.
  2. НЕ ВЕРИЛОСЬ – НЕ с глаголами пишется раздельно.
  3. РАЗБРОСАВ – правописание приставки зависит от того, с глухого или звонкого согласного начинается корень слова.
  4. КОРИДОР – безударная гласная, проверяемая ударением.
  5. ВЫТИРАЛ – написание чередующейся гласной в корне зависит от последующего суффикса А.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! (2) Но этому как-то даже не верилось.

(3) Мы жадно разглядывали газетные фотографии, на которых были отсняты бои на улицах фашистской столицы. (4) Мрачные руины, разверстые утробы подвалов, толпы оборванных, чумазых, перепуганных гитлеровцев с задранными руками, белые флаги и простыни на балконах и в окнах домов... (5) Но все-таки не верилось, что это и есть конец.

(6) И действительно, война все еще продолжалась. (7) Она продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого... (8) Сколько же еще?! (9) Это ежеминутное ожидание конца взвинчивало всех до крайности. (10) Даже раны в последние дни почему-то особенно донимали, будто на изломе погоды.

(11) От нечего делать я учился малевать левой рукой, рисовал всяких зверюшек, но все во мне было настороженно – и слух, и нервы. (12) Саенко и Бугаев отсиживались в палате, деловито и скучно шуршали газетами. (13) Бородухов, наладив иглу, принялся чинить распоровшийся бумажник, Саша Самоходка тоже молчал, курил пайковый «Дюбек», пускал дым себе под простыню, чтобы не заметила дежурная сестра. (14) Валялся на койке Михай, разбросав по подушке культи, разглядывал потолок. (15) На каждый скрип двери все настороженно поворачивали головы. (16) Мы ждали.

(17) Так прошел восьмой день мая и томительно тихий вечер.

(18) А ночью, отчего-то вдруг пробудившись, я увидел, как в лунных столбах света, цепляясь за спинки кроватей, промелькнул в исподнем белье Саенко, подсел к Бородухову.

(19) – Спишь?

(20) – Да нет...

(21) – Кажется, Дед приехал.

(22) – Похоже – он.

(23) – Чего бы ему ночью...

(24) По госпитальному коридору хрустко хрумкали сапоги. (25) В гулкой коридорной пустоте все отчетливей слышался сдержанный голос начальника госпиталя полковника Туранцева, или Деда, как называли его за узкую ассирийскую лопаточку бороды. (26) Туранцева все побаивались, но и уважали: он был строг и даже суров, но считался хорошим хирургом и в тяжелых случаях нередко сам брался за скальпель.

  1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Война закончилась третьего мая.
  2. Я учился рисовать левой рукой.
  3. Саша Самоходка тоже молчал.
  4. Дед приехал ночью.
  5. Деда никто не боялся.
  1. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет.
  1. Мы жадно разглядывали газетные фотографии, на которых были отсняты бои на улицах фашистской столицы.
  2. Мрачные руины, разверстые утробы подвалов, толпы оборванных, чумазых, перепуганных гитлеровцев с задранными руками, белые флаги и простыни на балконах и в окнах домов.
  3. Она продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого.
  4. Так прошел восьмой день мая и томительно тихий вечер.
  5. По госпитальному коридору хрустко хрумкали сапоги.
  1. Найдите в тексте антоним к слову рухнул (предложение 1). Выпишите его.

Ответы

  1. 2. 12
  2. 3. 12345
  3. 4. столицы фашистов
  4. 5. 235
  5. 6. 234
  6. 7. 124

Вариант 6

ЧАСТЬ 2.

Задание 2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст
(1) Любовь - это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. (3)Любовь - это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. оно прекратит работу (предложение 4)
  2. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)
  3. любовь (предложение 3)
  4. любовь главное (предложение 1)
  5. сердце работает (предложение 5)

Задание 3. Пунктуационный анализ. 
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).

Задание 4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание
 «учиться рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

Задание 5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения 
2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы. 
3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом. 
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы. 
5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О 

Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. (2)Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано искусству. (3)Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. (4)Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле... 
(5)Но вот однажды пришла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей пролепетал свое люблю. 
(6)Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила: 
- (7)А что это значит "люблю"? 
- (8)Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел... 
(9)И он еще много сказал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого. 
- (10)Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повторила она, - да ведь это же у всех, так все делают... 
- (11)А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. (12)Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.
(По М. Пришвину)

Задание 6. Проанализируйте содержание текста. 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) Художник умер, уверенный, что любви нет. 
 2) Признание художника в любви было особенным, необычным. 
 3) До встречи с Фацелией вся жизнь художника была посвящена искусству. 
 4) Фацелия ждала необычного признания в любви. 
 5) Художник думал, что только особенные люди могут испытать великое счастье. 

Задание 7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. 
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы. 
2) Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника. 
3) Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила: 
4) Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле... 
5) Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.

Задание 8. Выполните лексический анализ слова. 
Подберите синонимы к слову пролепетал (предложение 5). 
Напишите один из этих синонимов.

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку 2020.

Задание 9.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
 
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди». 
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерко

ОТВЕТЫ

Вариант 2 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020.

ЧАСТЬ 2.

Задание 2. Синтаксический анализ.
15

Задание 3. Пунктуационный анализ. 
134789

Задание 4. Синтаксический анализ.

учиться рисованию

Задание 5. Орфографический анализ.
13

Задание 6. 

34

Задание 7. 

135

Задание 8. 

пробормотал, вымолвил, проговорил, промямлил

Любовь – это высшая ценность в жизни человека. Именно данное качество делает жизненный путь людей светлее и радостнее. Я считаю, что любовь важна на пути каждого человека.     

Зачастую люди забывают о том, что такое любовь и даже не пытаются ее найти. Так, например, в тексте М. Пришвина мы видим мужчину, который посвятил все свои чувства и эмоции искусству (предложение 2). Однако однажды он встретил женщину, ради которой был готов на все. 

Иногда для того, чтобы постичь любовь, необходимо преодолеть тяжелые испытания. Так, в пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта» мы видим девушек и юношу, которые стремятся быть вместе, но, к сожалению, им удается это сделать лишь после смерти.

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь – это то чувство, ради которого стоит жить и за которое надо бороться.

Вариант 7

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 
Прочитайте текст. 
(1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик. 
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с причастным оборотом. Запишите номера ответов. 
1) Предложение 1 
2) Предложение 2 
3) Предложение 3 
4) Предложение 4 
5) Предложение 5 

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно. 

 ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание «страница книги», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ - на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 
2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения 
3) ПЛОВЕЦ - написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова. 
4) (сделал) ПО-НОВОМУ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ. 
5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) - в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН. 

Прочтите текст и выполните задания 6-9. 
(1)Дружба начиналась очень давно. (2)Пещера. (3)Костер. (4)Человек в шкурах. (5)Подошел к огню крадучись зверь, поднял ухо и застыл от любопытства и голода. (6)Вынул человек из костра кусок опаленного мяса и швырнул зверю. (7)Пес обглодал кости и остался лежать у края пещеры. 
(8)Так начиналась дружба, которой теперь уже многие тысячи лет… 
(9)А вот что я записал со слов летчика. (10)Дальний родственник пещерного пса пристроился жить около самолетов. (11)Пес был ничей. (12)Такие псы живут обычно на станциях, в портах, у базаров. 
(13)В непогожие дни на Диксоне, когда самолеты не улетали, пес начинал выть. (14)Собачий голос сливался с метелью, и мало кто слышал жалобы Кубаря. (15)Но однажды скрипнула дверь, и пес очутился в маленькой комнате. (16)Горела лампа. (17)Человек поставил у порога тарелку теплого супа, погладил собаку и зашуршал газетой. (18)Это был немолодой летчик. (19)В Москве у него случилось горе. (20)Он бросил все и приехал на Диксон. (21)В комнате стоял чемодан и патефон с дюжиной довоенных пластинок. (22)Чем-то был дорог летчику старый обшарпанный патефон. (23)Человек оценил деликатность пса, смирно севшего у порога рядом с унтами. 
(24)– А что, брат, не послушать ли музыку? (25)– Летчик поднялся и покрутил ручку у синего ящика… 
(26)Утром метель утихла. (27)Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 
(28)Этим утром первый раз за долгое время увидели улыбку московского летчика. (29)После завтрака он позвал технарей к себе в комнату, покрутил ручку у патефона, улыбаясь, глазами показал на собаку… 
(30)Было на что поглядеть. (31)Как только закрутилась пластинка, Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. (32)Другую поставили – та же картина, а когда поставили старую пластинку с песнею «Валенки», Кубарь встрепенулся и радостно забрехал… 
(33)И пошла слава о Кубаре. (34)Гость появился на Диксоне – сейчас же ведут к патефону. (35)И всякий раз, как только игла зашуршит на пластинке, Кубарь забывает про все на свете. (36)А как только «Валенки» – обязательно радостный лай. 
(37)Старый летчик, однако, больше всего ценил в Кубаре не это редкое качество, а обычную собачью преданность. 
(38)– Ну не скучай, Кубарь, я скоро… (39)– Один раз Кубарь проводил хозяина до самой кабины и, не удержавшись, вскочил по лесенке. (40)Самолет увозил геолога на дальний пустынный остров. (41)Пропеллеры засверкали, дверь открыта, а собака не убегает. 
(42)– Возьмем? – обернулся летчик к геологу. 
(43)– Возьмем. 
(44)Когда от земли оторвались, собаке стало нехорошо. (45)Все, кто летал на маленьком самолете, знают, как швыряет его по ухабам теплого и холодного воздуха. (46)Запах бензина, тряска и рев мотора положили Кубаря на живот. (47)Глаза помутнели, шерсть стала мокрой и поднялась дыбом… (48)Когда, спотыкаясь на каменистой равнине, самолет наконец замер, когда дверца открылась, Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. (49)Следили, пока рыжая точка не скрылась за горизонтом. (50)Геолог махнул рукой: 
(51)– Все. (52)К этой птице уже не вернется. (53)Будет жить с песцами. 
(54)Летчик огорченно молчал. 
(55)Работали четверо суток. (56)Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. (57)Кубаря не было. 
(58)Погрузили ящики с образцами. (59)В последний раз долго глядели между валунами. 
(60)– Нет, не вернется, – сказал геолог. 
(61)Заревел мотор. (62)На что-то надеясь, летчик помедлил со взлетом. (63)И вдруг положил на плечо геологу руку: 
– Гляди… 
(64)По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. (65)С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. (66)Шерсть висит клочьями. (67)На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. 
(68)Люди переглянулись: 
(69)– Без человека не может… 
(В. Песков) 
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Летчик взял собаку, потому что раньше у него уже была собака. 
2) Кубарю очень понравилось летать на самолете. 
3) Собаке нравилось слушать музыку, доносящуюся из патефона. 
4) Летчик ценил собачью преданность. 
5) Летчик взял собаку в экспедицию, потому что боялся, что она устроит беспорядок в доме.

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма из труб. 
2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно. 
3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался. 
4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. 
5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Подберите синонимы к слову ШВЫРНУЛ (предложение 6). 
Выпишите один из этих синонимов. 

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ 2020


Сочинение 9. 1 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. 


Сочинение 9.2 
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар. С разбегу, без лестницы прыгнул в открытую дверцу, тяжело дышит. Шерсть висит клочьями. На боках и спине краснеют следы песцовых укусов. Люди переглянулись: – Без человека не может…». 
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

ОТВЕТЫ

Вариант 3 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 
13

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 
1235789

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
книжная страница

 ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 
124

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
34 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 

14

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
бросил|кинул


Вариант 8

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 
Прочитайте текст. 
(1)Известно, что наш небольшой космический дом - Земля - мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли. 
Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения 
с придаточным определительным. Запишите номера ответов. 
1) Предложение 1 
2) Предложение 2 
3) Предложение 3 
4) Предложение 4 
5) Предложение 5 

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила... 

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените словосочетание «
офицерский китель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными. 
2) ЗАГОРАТЬ - написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А. 
3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил. 
4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН 
5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным. 

Прочтите текст и выполните задания 6-9. 
(1)Теперь на каждом уроке — русском, математике, истории — были разные учителя. (2)Это оказалось интересно, потому что все они были очень разные люди. 
(3) Бритоголовый математик Иван Алексеевич, которого за круглую голову с круглыми, торчавшими в сторону ушами сразу прозвали Шариком, Михаське понравился, не то что Русалка — Нина Петровна. 
(4)Когда кто-нибудь из ребят выходил к деревянной доске и долго смотрел на нерешенную задачу, он не сердился, а удивлялся: в чем дело — ведь задача вон какая легкая, — а потом, когда наконец задача получалась, все решали еще одну, похожую, и тот, кому не повезло, уже быстро с ней разделывался и, хотя получал жалкую тройку с минусом, уходил на свою парту смущенный и красный от удовольствия. (5)Иван Алексеевич вообще очень любил плюсы и минусы. (6) Он ставил двойки, тройки, четверки с минусами и плюсами, а самыми крайними оценками у него были единица с минусом и пятерка с плюсом. (7) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. (8) Однажды Свирид такой номер выкинул. 
(9) После контрольной, когда раздавали тетради с отметками, Шарик вдруг вызвал Сашку и сказал ему: 
(10) — А ты знаешь, Свиридов, у тебя ответ не сошелся. 
(11) Сашка опустил голову. 
(12)— Но ты все-таки молодец! — сказал Шарик. (13)— Ты решил задачку по-своему. (14)Я тебе пятерку поставил.(15) Даже с плюсом. (16) Садись. 
(17)Сашка покраснел до макушки, а Иван Алексеевич встал и заходил по классу. 
(18)— Да! — говорил математик. (19)— Трижды да! (20)Пусть всегда вас гложет червь сомнения! 
(21)Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком. 
(22)Кроме математики, Иван Алексеевич преподавал у них физкультуру. (23)Это, конечно, забавно: и на серьезной математике, и на несерьезной физкультуре — один учитель! (24)Михаська заметил, что Иван Алексеевич и сам как будто этому удивляется. (25)Но учителей не хватало. (26)А на физкультуре он даже иногда играл с ребятами в футбол, если в одной команде не хватало игроков. 
(27)Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. (28)Это означало, что у него два тяжелых ранения и одно среднее. (29)И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 
(30) Ну а Русалка, Нина Петровна, была совсем другой. (31) Русалкой ребята прозвали ее не за длинные волосы, а за то, что она преподавала русский язык. (32)Нина Петровна всегда будто куда-то торопилась; и если кто плохо отвечал или забыл немного, она тут же сажала на место и ставила двойку. (33) Нужно было потом за ней ходить и клянчить, чтобы вызвала снова. 
(34) Ребята ее боялись и не любили, и Михаська тоже не любил. 
По А. Лиханову 
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний 
не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Иван Алексеевич преподавал одновременно и математику, и физкультуру. 
2) Учитель математики поставил Свириду пятерку с плюсом за то, что тот решил задачку по-своему. 
3) Михаська не любил учителей, потому что они его часто ругали. 
4) Шарик очень любил ставить ребятам плюсы и минусы. 
5) Ребята прозвали учительницу русского языка Русалкой за ее длинные волосы. 

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является 
фразеологизм. 
1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения. 
2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 
3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. 
4) Однажды Свирид такой номер выкинул. 
5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените просторечное слово «
обдурит» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ
ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ 
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. 
Сочинение 9. 1 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И.Б. Голуб: 
«Различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений, действий». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. 
Сочинение 9.2 
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: 
«Михаська усмехнулся тогда, так как не понял, за что это его должны грызть какие-то черви, но заметил, что ребята реже стали звать учителя Шариком»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Сочинение 9.3 
Как Вы понимаете значение слова 
УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Кого можно назвать настоящим учителем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью 
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

Вариант 4 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020

ЗАДАНИЕ 2.
24

ЗАДАНИЕ 3.
234

ЗАДАНИЕ 4.
китель офицера

ЗАДАНИЕ 5.
13

ЗАДАНИЕ 6.
35

ЗАДАНИЕ 7.
14

ЗАДАНИЕ 8.
обманет

Вариант 9

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 
Прочитайте текст. 
(1) Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2) То же с ученым. (3)Если ученый - только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам. 
Укажите варианты ответов, в которых верно определено сказуемое в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
1) существует (предложение 1) 
2) с ученым (предложение 2) 
3) не может (предложение 3) 
4) вырождается (предложение 4) 
5) остается у ученого (предложение 5) 

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии. 

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 
1)    ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением. 
2)    ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я. 
3)    ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л. 
4)    ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества. 
5)    ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов. 

Прочтите текст и выполните задания 6-9. 
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?» 
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое… 
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно. 
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством. 
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников: 
– (17)Как пишется «в течение»? 
(18)Ему отвечали. 
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно? 
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил: 
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал! 
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире… 
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил: 
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться? 
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила. 
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани. 
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: 
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс. 
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване: 
– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным? 
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)* 
*Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности. 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний 
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) Голубкин теснил Ваню, если он ему специально неправильно подсказывал на уроке. 
2) Ваня украл диктанты, чтобы не остаться на второй год. 
3) Сеня Голубкин перестал завидовать, после того как Ваня Белов ему помог. 
4) Голубкин считал, что все удачи приходят к людям «за его счет» 
5) Ваня не перестал верить людям, после того как Голубкин его разочаровал. 

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является 
метафора
1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 
2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным? 
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. 
4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. 
5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Замените разговорное слово «
чудились» (из предложения 3) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

 ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ 2020

ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ 
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. 
Сочинение 9. 1 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.А. Федина: «
Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Сочинение 9.2 
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «
Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 
Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение слова «
ЗАВИСТЬ»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

Вариант 5 ОГЭ по русскому языку 2020. По демоверсии ФИПИ 2020

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 
14

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 
2456789

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
куртка из кожи

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

234

юности. 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
45

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
15

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
видеться|мерещиться|казаться

 

Вариант 10

ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Прочитайте текст.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Замените словосочетание «кожаная куртка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

 

ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3) ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
4) ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
5) ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.


Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– (18)Положи книгу на место! (19)Не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать...

 (По В. Дроганову*)

* В. Дроганов – современный российский писатель.

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой-рассказчик не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из домашней библиотеки своим одноклассникам.
2) Несмотря на то что Бабушкин был носатым, долговязым и нескладным, его в классе уважали и любили.
3) Когда герой-рассказчик учился на втором курсе университета, Колька Бабушкин погиб под Кандагаром, сгорев в танке.
4) Герой-рассказчик всю жизнь жалел о своём поступке.
5) Колька Бабушкин очень просил подарить ему понравившуюся книгу на день рождения.

 

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
2) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.
3) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
4) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
5) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ
Сочинение 9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

Сочинение 9.3
Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какими должны быть жизненные ценности?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Ответы

2. 345

3. 245679

4. куртка из кожи

5. 13

6. 134

7. 24

8. высокий, длинный, нескладный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения по тексту В.А. Солоухина. Вариант № 5. (ЕГЭ – 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько)

Образец сочинения по тексту В.А. Солоухина. Вариант № 5. (ЕГЭ – 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько)...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ...