Портфолио как современная технология формирования личностных универсальных учебных действий
статья по русскому языку

Спас Ирина Павловна

Данная технология служит эффективным средством формирования рефлексии и самооценки достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskoe_portfolio_statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

как современная технология формирования личностных универсальных учебных действий

Этап внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования требует от  современного учителя поиска новых и более эффективных технологий формирования личностных качеств обучающихся. Современные технологии образования также должны обеспечивать достижение всех видов запланированных результатов освоения программы: предметных, метапредметных и личностных.

В новых образовательных стандартах  предложено решение поставленных задач посредством универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия  (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Одним из видов УУД являются личностные действия – личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация и нравственно-эстетическое оценивание, смыслообразование (соотношение цели действия и его результата), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Одним из средств формирования личностных УУД в ходе учебного процесса является портфолио. Это современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащегося, ориентирующий на обновление и совершенствование качества образования. Этот вид работы предполагает активное вовлечение учащегося в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

В зависимости от целей создания выделяют несколько видов портфолио.

«Портфолио документов» - своеобразный портфель сертифицированных образовательных достижений (похвальные грамоты, благодарственные письма, дипломы и т. д.).

«Портфолио отзывов» - характеристики отношения учащихся к различным видам деятельности, представленных экспертами (учителями), одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ ученика своей конкретной деятельности и ее результатов.

«Проблемно-исследовательское портфолио» связан с написанием какой – либо работы и  представляет из себя набор материалов по определенным рубрикам, например: микротемы, проблемные вопросы области, план исследования;  дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика и т. д.

«Тематическое портфолио» создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Этот вид работы рассмотрим подробнее.

 На базе МБОУ СОШ № 28 в рамках курса обучения русскому языку в 5 классах учащимся был предложен новый вид работы – «Лингвистическое портфолио». Главное в этом портфолио – самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Существуют критерии оценивания тематических портфолио, нами они были взяты за основу. Их составили: культура оформления, аккуратность выполненных работ, содержимое портфолио. Пятиклассник, зная эти критерии, руководствуется ими, что помогает ему организовать свою работу на всех этапах деятельности: ориентировки и планирования (ознакомления с критериями), реализации (соблюдение критериев при составлении портфолио) и контроля (самооценивания).

        В процессе руководства практической работой учащихся над портфолио  сложился алгоритм данного вида деятельности.

        На первом этапе работы над портфолио необходимо помочь детям выбрать тему, которая станет центральной при наполнении портфолио материалами. Для поиска и выбора темы, близкой конкретному учащемуся, можно проводить беседы, построенные на основе технологии решения изобретательских задач, например «Мозговой штурм» или «Ярмарка идей».

Затем необходимо помочь учащимся оформить первую работу для портфолио, это может быть мини-сочинение, эссе, отзыв или письмо, адресованное референтному лицу, например учителю, товарищу по классу, родителям. Главное при оформлении первой работы  сформировать мотивацию у учащихся к дальнейшему самостоятельному пополнению портфолио. Очень интересной для детей является такая форма работы над портфолио как личный дневник.

Дальнейшая работа над портфолио может строиться по-разному, в зависимости от особенностей ребят, выбранного формата ведения портфолио. При этом важно соблюдать принцип постоянства и систематического обращения учителя к материалам портфолио, анализировать, обсуждать и оценивать качество работ детей.

В методике обучения русскому языку опыт использования технологии «Лингвистическое портфолио» немногочислен. Данная технология служит эффективным средством формирования рефлексии и самооценки достижений: лингвистической (языковедческой), языковой и коммуникативной компетенции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка

В методической разработке представлен опыт практической деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий при формировании личностных УУД....

Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»

Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего п...

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...