Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гольцова Юлия Алексеевна

 

Ход урока

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас отличное настроение. Ведь, несмотря ни на что, наступает весна

Солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живем в ожидании чего-то нового. Весна – время начала жизни в природе. Недаром поэты воспевают ее в своих стихах, художники спешат запечатлеть на полотнах, а музыканты посвящают ей не только песни, но и целые концерты.

Вот, например, сейчас вы слышите отрывок из первого концерта Вивальди «Весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnye_i_kratkie_prilagatelnye.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Полные и краткие прилагательные»

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас отличное настроение. Ведь, несмотря ни на что, наступает весна

Солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живем в ожидании чего-то нового. Весна – время начала жизни в природе. Недаром поэты воспевают ее в своих стихах, художники спешат запечатлеть на полотнах, а музыканты посвящают ей не только песни, но и целые концерты.

Вот, например, сейчас вы слышите отрывок из первого концерта Вивальди «Весна»

II. Актуализация знаний учащихся:

Но  посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, чего не хватает? (красок, цвета)

- Правильно, а давайте представим, что слова – это краски. Какими цветами раскрасим эту картинку?(небо голубое, безоблачное; Деревья коричневые, трава прошлогодняя;  воздух чистый, прозрачный)

- Какая часть речи помогла описать природу? (имя прилагательное)

Верно, прилагательные. С прилагательными мы с вами уже знакомы. Предлагаю вспомнить основные моменты. Читаем вопрос и пытаемся ответить на него полным ответом.

I. Вопросы на экране:

1. Что такое прилагательное ?

2. Как изменяется имя прилагательное?

3. Каким членом предложения может быть прилагательное?

4. Когда в падежных окончаниях прилагательных пишется «о», а когда «е» после шипящих и Ц ?

5. Что значит «прилагательное согласуется с существительным?»

III. Объяснение нового материала.

Мы сегодня продолжаем работать с этой частью речи.

  1. Открываем тетради, записываем число.

Отложили ручки, внимание на доску. Перед вами отрывок из стихотворения Евгения Баратынского…

2. Весна! Весна!

    Как воздух чист!

    Как ясен небосклон!

    Своей лазурию живой

    Слепит мне очи он.

                       Е.Баратынский

Для начала следует пояснить слово ЛАЗУРИЮ. Помните, его значение? Лазурию или лазурью – это тв.падеж слова лазурь, обозначающего один из оттенков голубого цвета.

Но вернемся к именам прилагательным. Они являются неотъемлемой частью художественных текстов как прозаических, так и поэтических.

Найдите прилагательные в этом стихотворении.(ЧИСТ, ясен, живой)

Как мы знаем, любое прилагательное определяет, называет признак существительного, относится к существительному. К каким существительным относятся названные вами прилагательные?

- Выпишем прилагательные с существительными, определим морфологические признаки прилагательного ЖИВОЙ

СЛЕПИТ (чем?) лазурию (какой?) живой

                                                                                                                         

 (ж., р.,  ед. ч., Т.п,)

А в чем особенность  оставшихся прилагательных  чист, ясен

Они краткие верно!

Запись темы «Полные и краткие прилагательные».  

Предлагаю вам сформулировать цели урока (что мы должны узнать нового?)

опираясь на наши знания о полных прилагательных.

- Почему одни прилагательные называются полными, другие – краткими?

- В чем разница между полными и краткими прилагательными?

Эксперимент

Чтобы ответить на первый вопрос проведем эксперимент. Перед вами лежат наполовину заполненные таблички. Слева указаны местоимения, которые помогают нам определить _______(род, число). Дальше в столбик записаны прилагательные в привычной для нас полной форме. ВНИМАНИЕ ВОПРОС! Что нужно сделать со словом ЧИСТЫЙ, чтобы получилось слово ЧИСТ?(убрать окончание, ОТСЕЧЬ, ОТРЕЗАТЬ)

Отрезаем окончание от слова чистЫЙ и получившееся ЧИСТ вклеиваем в первую строчку. ОН ЧИСТ. Можем ли образовать краткое прилагательное женского рода? От какого слова? ЧИСТАЯ… отрезаем лишнее. Здесь мы уже убрали не все окончание а только его часть. (Усекли, укоротили). Дальше попробуйте сами в парах.

Теперь посмотрите на доску и на то, что у вас получилось. Можете ли вы сейчас сравнить полные и краткие  прилагательные?

1. Отвечают на вопросы …какой/каков

2. Изменяются … по родам, числам

Какой? м.р., ед.ч.( чистый  -  чист   м.р., ед.ч.(каков?)

Какая? ж.р.,  ед.ч.(  чистая   -   чистА  ж.р., ед.ч.(какова?)  

Какое? ср.р.,  ед.ч.( чистое   -   чИсто  ср.р., ед.ч.(каково?)

Какие? мн.ч.   чистые   -   чИсты  мн.ч. (каковы?)

Вывод: краткие имена прилагательные изменяются по числам и родам, не  изменяются по падежам. Почему не изменяются по подежам?

Синтаксическая роль:  Как воздух чист!

                                           Как ясен небосклон!

4.СФОРМУЛИРОВАТЬ Вывод: а) Почему одни называются полными прилагательными, другие – краткими?  

                  б) В чем различие между полными и краткими прилагательными?

IV. Закрепление изученного

1.  А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал?

Предлагаю вам поиграть в прятки.   

Задание 1:

- Найдите краткие прилагательные по окончанию и укажите их номера

Задание 2. Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из форму кратких форм, выделив окончание, указав форму (ЗАПИСАТЬ)

Вывод: Не все прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую. Каменный, стеклянный – это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных познакомимся

 в 6 классе.

3. Физкультминутка.   

Мы работали, писали

И, наверное, устали.

А теперь всерьез, не в шутку

Проведем физкультминутку.

- Называю полные прилагательные – руки вверх.

- Краткие прилагательные– сложить перед собой.

- Не прилагательные – помотать головой.

Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, богат, ядовит, синева, полезный, могуч, белизна.

4.Творческое списывание   Желтые листочки

а) Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.

б) Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения

- С какой целью используются прилагательные в предложении?

(помогают точнее описывать предмет, называя его признаки по цвету, форме, свойствам, качествам, помогают выразить отношения, чувства к описываемому предмету.)

5. А теперь каждый проверит, какие знания он получил на уроке.

Контрольный тест. (взаимопроверка)

Рефлексия: - Доволен ли ты своим результатом или нет? Почему?

                    - Что именно помогло справиться с данной итоговой работой?

                - Какие трудности возникли?

V. Подведение итогов

1. - Что нового узнали на уроке?

    - Чему научились?

2    - Оценку каждому.

поработали мы неплохо, каждый внес в общую работу и свою долю.

Поэтому заканчиваем мы урок с каким настроением?

(Отличное, весеннее, доброжелательное)

-Каков был наш урок? (Плодотворен! Успешен, Интересен)

                                                                                                                        «Весна идёт! Весна идёт!

Мы ___молодой____________весны гонцы».

 Зимние дни миновали, ночи _короткими___ стали.

 _____Чиста_____ небесная лазурь.

Солнышко с неба луч ____золотой_________ разливает.

Сугробы не так уж _грозны и горды__________ , как зимой.

Воздух __свеж________ и ____прозрачен_____.

 ___Влажным_______ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё ____прохладно______.        

                                        
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Предложенный учебный материал состоит из плана урока и методических рекомендаций к нему....

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи....

Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи....

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

Урок русского языка "Путешествие в страну "Имя Прилагательное"

Конспект урока поможет учащимся и педагогу обобщить пройденный материал по теме "Имя прилагательное" в виде увлекательного путешествия по различным станциям...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...