открытый урок в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Резевич Ольга Юрьевна

подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Дата проведения: 11.03.2022

Цели урока: 

  1. образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2022, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
  2. воспитательные: формирование интереса к предмету; воспитание дисциплинированности, требовательности, чувства товарищества.
  3. развивающие: развитие логического и творческого мышления, связной речи; развитие навыков работы в группе; формирование познавательной деятельности; развитие мотивации учебной деятельности.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного

Форма урока: путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, рабочие тетради, карточки с  дом. заданием.

Рабочие тетради: карта маршрута, карточки заданий, синквейн, шкала самоанализа на страницах.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Резевич Ольга Юрьевна и я проведу у вас сегодня урок русского языка.

Слайд №1

Слово учителя:

 После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… II. Целеполагание.

Cлайд № 2 Фотография ученика и учителя.

– Никого не напоминает вам этот испуганный ученик? (дети дают ответ)

- По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так…

 Слайд №3.

- Чтобы быть спокойным перед экзаменом, что надо делать? (Готовиться к нему.)

- Для выполнения какой части необходимо больше всего знаний? (Для тестовой части)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  (Подготовка к ОГЭ. Работа с тестовой частью.)

- Вспомните, какие задания включает тестовая часть,  и сформулируйте цель урока, продолжив предложение:

«Я сегодня буду повторять…»

- Молодцы! Вы правильно сформулировали тему и цели урока.

-Ребята, на ваших столах лежат тетради. Вы обратили внимание, что у вас не просто тетради. Прочитайте, что на них написано?

- В каком случае делают путевые заметки? (Когда отправляются в путешествие.)

-Действительно, сегодня будет не простой урок, а урок-путешествие. А какое, я вам скажу позднее.

 - Подпишите, пожалуйста, тетради, откройте и запишите число, тему урока, которую вы сформулировали.

Слайд №4. Тема и цель урока.

III.  Актуализация знаний.

- Согласитесь, что это нелёгкая задача, а целый лабиринт знаний, и  мы  отправимся в  этот лабиринт. Хочу напомнить вам о древнегреческом мифе  «Нить Ариадны».

Слайд №5. Нить Ариадны.

Однажды Минос - царь Крита поместил Тезея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки.

Слайд № 6. Карта лабиринта.

 -Ребята, перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту.

У нас три группы – три отряда. Ребята, выберите, пожалуйста,  лидеров группы. У каждого отряда своя нить. Узелок на нити –остановка, чтобы продолжить путь, необходимо выполнить задание. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончили его выполнение.

- А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации)

- Надеюсь, мы обладаем такими качествами.

-Ну что же, в путь, дорогие друзья!

Слайд № 7     Препятствие № 1. «Знаете ли вы ?»

Фронтальный опрос  

Карточка 1.

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С? Приведите примеры.

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Карточка 2.

1. Назовите место придаточного по отношению к главному предложению.

2. Перечислите значения приставки ПРИ. Приведите примеры.

3. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

4. Какие знаки препинания ставятся при деепричастиях и деепричастных оборотах?

Карточка 3.

1. Назовите значения приставки ПРЕ. Приведите примеры.

2. Как отличить союз от союзного слова?

3. Как определить вид придаточного предложения?

4. Как выделяются на письме вводные слова? Как их отличить от членов предложения?

-  Чтобы справиться с этим заданием, необходимо знание множества правил и понятий. Внимательно слушайте условия прохождения препятствия.

  Отвечать будет каждая группа на один вопрос по очереди. Потом следующая группа отвечает на свой вопрос. И так пока все вопросы не закончатся. На вопросы можете отвечать в любой последовательности, необязательно по порядку. Также определяйте сами того, кто будет давать ответ. Познакомьтесь с вопросами и обсудите, кто будет отвечать на  первый вопрос от вашей группы.

III. Основной этап.

- Молодцы, ребята! Вы успешно прошли первое испытание. Обратите внимание, что на каждой страничке внизу есть оценочная шкала, обычная, по пятибалльной системе. Я вас прошу отмечать свои ощущения на каждом этапе урока в неё. Хорошо? Не забывайте!

-Теорию вы знаете.  Молодцы! Впереди следующий узелок, следующее препятствие.

Слайд № 8    Препятствие №2 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно».

 Задания группам.

Задание 1.

Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Придумайте и запишите примеры. Обоснуйте свой ответ.

1.[ ], [ ].
2. [ ], ( который…).
3. [ ], и [ ].

Задание 2.

Не переписывая предложения, определите их вид   и постройте схемы.

1.  Бесконечно красива наша Земля, и бесконечны возможности путешествовать по ней.

2.Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края.

3.Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

Задание 3.

 Не переписывая предложения, начертите схемы и определите вид придаточного.

1.Для меня родной край начинается с города Нижний Ломов, в котором проходит мое детство.

2.Святая обязанность любить землю, потому что она вскормила и вспоила нас.

3.Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.

- Итак, я смотрю вы готовы. Проверим прохождение испытания.  Представители от 2,3 группы начертите, пожалуйста, схемы  на доске, пока представитель от 1  группы даёт ответ.

- Ребята, путеводные нити сошлись воедино.  Задание одинаковое для всех. Выполните пунктуационный анализ предложения и запишите под ним цифры, где должны стоять запятые.

Слайд 9. Препятствие № 3 «Себя выручай и про товарища не забывай»
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
1.Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

2. И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

3. За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

Ребята, объясните , где вы поставили знаки препинания и почему в первом предложении?

- А во втором?

В третьем?

Слайд 10 ( ответы  появляются по очереди)

- Любые преграды вам по плечу. Молодцы! Устали? Нужно отдохнуть. Давайте сделаем привал.

 Физкультминутка.

Слайд 11. Звучит музыка.

Гимнастика для глаз.

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

 Рисуем глазами цифру восемь и быстро-быстро моргаем.

 - А теперь с новыми силами движемся дальше по лабиринту.

-  Большая часть пути пройдена! Вы отлично справляетесь! И вот снова узелок, который нужно распутать. Ребята, средства выразительности часто вызывают трудности, но, я думаю, только не у вас!

Слайд 12. Препятствие 4 «Смекнешь да схитришь – врагов победишь.»

КРОССВОРД -ДИКТАНТ 

1) Преувеличение.                                                                                      ГИПЕРБОЛА

2) Употребление слова в переносном значении.                                     МЕТАФОРА

3) Яркое, красочное прилагательное.                                                      ЭПИТЕТ

4) Уподобление одного предмета или явления другому.                       СРАВНЕНИЕ

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное                               ФРАЗЕОЛОГИЗМ

 по значению выражение.                                                                                                                              

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.                           ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

-Давайте с вами вспомним основные средства выразительности речи.   Определение  нужно соотнести с термином.  

-Вот что должно получиться! Уже близок конец пути! Узелки  маленькие, и их все легче распутывать! Посмотрите на карту маршрута, следующее препятствие…

VI. Работа по развитию речи.

Слайд 13. Препятствие 6  «Перевёртыши».

 Нужно быстро заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.  По 4 словосочетания на группу. С какой группы начнём? Читайте и  отвечаете, как можно быстрее!

1.каша из гречки – гречневая каша

2. дом из кирпича – кирпичный дом

3. кусты сирени – сиреневый куст
4. совет отца – отцовский совет


5. бессонная ночь – ночь без сна
6. полковое знамя – знамя полка
7. шестилетний ребёнок – ребенок шести лет
8. человек без совести – бессовестный человек


9. вопрос по литературе –литературный вопрос

10. ком снега – снежный ком

11.. судьба матери – материнская судьба
12. лесной запах  - запах леса

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Всё! Молодцы! Впереди уже виден свет! Ребята, благодаря чему Тезей выбрался из лабиринта? (Благодаря любви Ариадны)

- Хорошо. Итак, последнее препятствие: составить синквейн. Тема какая будет? Ну, конечно, «Любовь».

Слайд 14

Синквейн от англ. «путь мысли»  или от французского «пять».

  • 1 строка - 1 существительное (тема)
  • 2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
  • 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
  • 4 строка – фраза из 4-х слов ( своё  отношение  к теме)
  • 5 строка - 1 слово – резюме  (синоним темы)

-Запишите свои ассоциации.

- Кто хочет поделиться тем, что у него получилось?

Любовь

  • Вечная, возвышенная.
  • Переживает, оберегает, спасает.
  • Любовь – самое сильное чувство.
  • Дар.

Слайд 15 слайд лабиринта с флажком

Учитель : Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь. Не забудьте отметить свои ощущения в оценочной шкале. Посчитайте среднее арифметическое и выставьте себе оценку.

- Ребята, сдайте, пожалуйста тетради. Запишите дом. задание.

Слайд 16

 VIII. Домашнее задание на выбор.

   (Ни)каких сл..дов того, что люди называют любовью, не было в ж..зни этого старого художника. Вся любовь его, все, чем люди живут для себя, у него было отдано иску(с/сс)тву. Обвея(н/нн)ый своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радост..ю от жизни природы. Прошло бы, может быть, (не)много времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле…

   Но вот однажды пр..шла к нему женщина, и он ей, а не мечте своей прол..петал свое люблю.

  Так все г..ворят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чу..ства, спр..сила:

- А что это значит «люблю»?

- Это значит, - сказал он, - что, если (у)меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь б..льна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел…

   И он еще много ск..зал ей такого, что люди выносят из-за любви. Фацелия напрасно ждала небывалого.

- Отдать последний кусок хлеба, ходить за больной, работать ослом, - повт..рила она, - да ведь это же у всех, так все делают…

- А мне этого и хочется, - ответил художник, - чтобы у меня было теперь, как у всех. Я же об этом именно и г..ворю, что наконец-то испытываю в..ликое счаст..е (не)считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все х..рошие люди.

М.М. Пришвин.

1)Списать текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

2) Выполнить  онлайн-тест по ссылке: https://rustutors.ru/oge/varoge/1971-variant-2-ogje-po-russkomu-jazyku-2020-po-demoversii-fipi-2020.html

 3) Написать сочинение-рассуждение 9.3 «Что такое любовь?»  

Слайд 17. Спасибо )))

- Спасибо, ребята! Мне приятно с вами было работать! Урок хочется закончить мудрым латинским изречением: «Учимся не для школы, а для жизни». Учитесь для себя, для своего удовольствия и успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....