Тема: «Три склонения имен существительных».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Майорова Любовь Петровна

Цель. : вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить  знания  о  типах  склонения   существительных 

Задачи:

-создать условия для «открытия» учащимися новых знаний о склонениях имён существительных;

-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме;

-формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; воспитание любви к природе.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности; умение оценивать себя и других.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, работать в паре; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Три склонения имен существительных».


Цель. : вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить  знания  о  типах  склонения   существительных 

Задачи:

-создать условия для «открытия» учащимися новых знаний о склонениях имён существительных;

-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме;

-формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; воспитание любви к природе.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности; умение оценивать себя и других.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; умение сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, работать в паре; адекватно оценивать себя, формулировать собственное мнение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам понадобятся не только ручки и тетрадки, но и ваши внимательные глаза, чуткие уши, а самое главное, хорошее настроение. Поэтому улыбнитесь друг другу и мы начнем урок.

2. Проверка ранее усвоенного материала.

А) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

Какая это часть речи? (Имя существительное)

- Что такое имя существительное? Существительное – это …

II. Актуализация знаний.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите сегодняшнее число, а в дневники домашнее задание.

- Ребята, а вы любите сказки?

- А какие сказки вам больше нравятся: волшебные, бытовые, о животных?

Я тоже очень люблю сказки, поэтому, сегодня я расскажу вам сказку, необычную, грамматическую.

В некотором царстве, в грамматическом государстве жили - были король Язык и королева Морфология. Государство их было разделено на районы. Самый большой из них был заселен именами существительными.

- Ребята, что вы знаете об именах существительных?

III. Целеполагание.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Имена существительные живут в этом большом районе на чудесной полянке. И живут они в очень симпатичных домиках.

В 1 домике живут такие существительные, как: папа, мама, дедушка, тетя, машина, земля.

Во 2 домике живут такие существительные, как: лес, сад, портфель, окно, облако, небо.

В 3 домике живут такие существительные, как: ночь, степь, помощь, ветвь, сеть, жизнь.

- Давайте, ребята, сейчас проанализируем эти слова с точки зрения грамматики и выясним, почему именно так они распределены.(определяем род и окнчание)

1 ряд работает со словами 1 домика;

2 ряд- со словами 2 домика;

3 ряд- со словами 3 домика.

- Я даю подсказку – вам поможет определение родов и окончаний.

(1 ряд- мы проанализировали слова и пришли к выводу, что в 1 домике живут сущ-ые жен.рода и муж.рода с оконч. А,Я и т.д.)

- Ребята, а как называются эти домики, вы уже догадались? (склонения)

Правильно, так о чем же мы будем сегодня говорить? ( о склонениях)

- Запишите тему урока.

- Какова цель нашего урока? (вспомнить, что такое склонение, повторить материал о трех склонениях, научиться определять склон. сущ-х)

- Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам)

IV. Открытие новых знаний.

1. Работа с учебником.

- Теперь сравним полученные ранее знания с материалом учебника. Прочитайте теоретическую часть на странице 62. Может, мы забыли о чем-то сказать? (Склонение существительного определяется только по именительному падежу единственного числа, т. е. по начальной форме.) Правильно. Значит, чтобы определить тип склонения существительного в косвенном падеже, нужно поставить его в начальную форму. Ребята, давайте сразу составим алгоритм определения склонения существительных.

Алгоритм определения склонения существительных. - устно

Начальная форма - род – окончание - склонение.

2. Тренировочные упражнения на закрепление учебных навыков.

- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, а заодно и проверим наши знания о склонениях имен существительных.

- В тетради начертите три столбика (на доске), 1й столбик – это 1 склонение, 2й – это 2 склонение, 3й столбик – это 3 третье склонение.

- Загадки вам будет приготовила моя помощница. Вы ее внимательно слушайте. А ответы мы будем распределять в таблицу.

                         Загадки

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

В синем море алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Подходить к дому стала

В небе солнце украла. (Ночь)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Попрошу вас встать и слушать меня внимательно, если я называю существительное 1-го скл., то вы выполняете наклоны туловища влево-вправо, 2-го скл. – 2 раза хлопаете в ладоши, 3-го скл. – делаете глубокий вздох, поднимая руки вверх.

ЁЛКА 1, СНЕГ 2, ЕЛЬ 3, ЗИМА 1, МОРОЗ 2, ЛЫЖНЯ 1, ХОЛОД 2, МЕТЕЛЬ 3, СНЕЖИНКА 1, УЗОР 2, ОТТЕПЕЛЬ 3, ШУБА 1, ПУХОВИК 2, СТУЖА 1, ЛЁД 2, КАПЕЛЬ 3, ПОЗЕМКА 1, СУГРОБ 2.

3. Усвоение новых знаний.

1. Вернемся к нашим сказочным домикам.

Ребята, существительные - очень гостеприимный народ. Решили они устроить бал и пригласить гостей. Но вот незадача: существительные – гости спрятались в тексте, т. к. не знали, куда идти. Давайте поможем существительным найти свой домик. Для этого мы должны прочитать текст, найти существительные и определить тип склонения.

- У каждого на парте текст. Распределите существительные по домикам, т.е. в вашу таблицу в тетрадях. Давайте, для начала, прочитаем текст.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

- Как можно озаглавить этот текст?

1 ряд выписывает слова 1 склонения;

2 ряд- слова 2 склонения;

3 ряд - слова 3 склонения.

- Давайте вместе проверим, правильно ли вы определили склонение существительных.

2. Существительные, жители этих домиков, очень благодарны вам и просят еще об одной услуге. Случайно среди них оказались чужие. Давайте поможем им избавиться от « лишних».

4. Игра «Четвертый лишний». Упражнения на формирование операций общения (вызываю ученика к доске).

На  доске написаны слова

Береза       рысь               карандаш

Осина       мышь             дневник

Рябина     медведь         линейка

Сирень    лошадь           пенал

- Прочитайте и назовите одним словом слова каждого столбика.

- Прочитайте название деревьев и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?

Аналогичная работа проводится со словами 2,3 столбиков; последующая проверка.

5. Словарный диктант.

- Переходим к повторению словарных слов.

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня. (Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

6. Следующее задание – цифровой диктант (вызвать ученика к доске): я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: 

Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.

112 + 211= 323

Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

223-112=111.

VI. Итоги урока.

Ребята, жители наших домиков очень довольны и говорят вам: «Спасибо!». Как вы думаете, для чего нужны склонения? (Для того чтобы мы не путали безударные окончания существительных и научились грамотно писать и говорить.)

- Ну что ж, молодцы, как и любая сказка, наша тоже имеет счастливый конец. Существительные долго и счастливо жили в своих домиках, и дети учились у них уму- разуму.

VII. Рефлексия 

Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации.

- Сейчас я попрошу вас закончить следующие предложения:

1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.

2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…

4. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…

5. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…

Раздаточный материал

Загадки

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

В синем море алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Подходить к дому стала

В небе солнце украла. (Ночь)

Загадки

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (Мышь)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

В синем море алый мяч,

Он и светел, и горяч. (Солнце)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Подходить к дому стала

В небе солнце украла. (Ночь)

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второе марта. Классная работа. Три склонения имен существительных

Слайд 3

Приглашаем в путешествие

Слайд 4

Карта путешествия Припоминай-ка Вспоминай-ка Запоминай-ка Объясняй-ка Отгадай-ка

Слайд 5

Игра "Да/нет" 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей? 2) В русском языке 5 падежей? 3) Имя существительное изменяется по родам? 4) У имени существительного четыре постоянных признака? 5) В русском языке три основных типа склонения?

Слайд 6

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова и запишите вставленные буквы в тетрадь. Профес..ия, хок..ей, ил..юстрация, бр..шюра, лимон..ый, трен..р, осе..ний, велос..пед, тел..визор.

Слайд 7

Склонение

Слайд 8

Три склонения имен существительных

Слайд 10

Женский род КОРОВ А ? БАШН Я

Слайд 11

Мужской род дяд я Дим а ?

Слайд 12

Эти существительные относятся к 1-ому склонению: Ж.Р: - А , - Я М.Р: - А , - Я Запомни!

Слайд 13

Средний род , мужской род облак О солнц Е ? мальчик

Слайд 14

Запомни! Эти существительные относятся ко 2-ому склонению: СР.р : -о, -е М.р : -

Слайд 15

Женский род мыш ь ?

Слайд 16

Запомни! Эти существительные относятся к 3-ему склонению: Ж.р. : -

Слайд 17

Зап иш и! 1 скл. М.р. Ж.р. -а, -я Папа мама 2 скл. М.р. Ср.р. - -о, -е Стол солнце 3скл. Ж.р. - мышь

Слайд 18

Составление алгоритма Итак, с чего нужно начинать работу? С постановки слова в начальную форму. Далее… Род- > Окончание- > Склонение

Слайд 19

Физминутка

Слайд 20

Работа с учебником Упражнение 520

Слайд 21

Задание «Цифровой диктант» Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

Слайд 22

Задание «Цифровой диктант» 112 + 211= 323 223 - 112= 111

Слайд 23

Выполни задание

Слайд 24

Домашнее задание на выбор. . На оценку "3" - 1 задание. На оценку "4" - 2 задание. На оценку "5" - 3 задание. 1. Упр. 521 (5 примеров на каждое склонение). 2. Составить цифровой диктант из 5 примеров-склонений существительных. 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, окончания выделите, в скобках укажите склонение и падеж:

Слайд 25

Домашнее задание на выбор. . На оценку "3" - 1 задание. На оценку "4" - 2 задание. На оценку "5" - 3 задание. 3. узор на ткан.., зима в степ.., взлетел с ветк.., готовимся к оттепел.., помещается на ладошк.., стихи о родин.., ехать в трамва.., рыба в проруб.., удостоиться медал.., в кедровой хво.., позаботиться о гость.., движется по спирал.., суп из щавел.., добиться ясност.., вращаться по орбит.., мчаться в тоннел.., помочь сестр.., хранить в сундук.. .

Слайд 26

Задание «Четвертый лишний». Выпишите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. а)юноша, домохозяйка, актриса, пианистка; б)соглашение, доверие, озорство, огорчение; в)кенгуру, эму, почему, Балу; г)майка, лейка, зайка, двойка; д)метель, оттепель, тополь, медаль; е)лекарь, окунь, ударь, вратарь; ё)стремя, племя, пламя, двумя; ж)окно, волокно, давно, бревно; з)вещь, лещ, ночь, дичь; и)санки, варежки, грабли, брюки; к)молоко, родня, доброта, борода.

Слайд 27

Игра «Учитель» Найдите ошибку в ответе ученика, объясните, почему вы так считаете: а)к служебным частям речи относятся союз, предлог, частица, наречие; б)имена существительные изменяются по родам, числам и падежам; в)ко 2-му склонению относятся имена существительные шампунь, летопись, шалаш, чучело; г)к одушевленным существительным относятся слова семья, человек, народ, кукла; д)к несклоняемым существительным относятся слова пенальти, жалюзи, дети, ралли.

Слайд 28

Тест 1.Найди существительное женского рода: а) к бабушке; б) во дворе; в) в озере.

Слайд 29

Тест 2.Найди существительное 1 склонения: а) лицо; б) папе; в) в городе.

Слайд 30

Тест 3.Найти существительное 2 склонения: а) читать книгу; б) отойти от дороги; в) искать брата .

Слайд 31

Тест 4.Найди ошибку: а) в густом камыше; б) идти по тропинки; в) сидеть на ветке.

Слайд 32

Тест 5.Укажите вариант, в котором правильно дана характеристика слова жизнь: а) существительное, мужского рода, 2 склонения; б) существительное, женского рода, 1 склонения; в) существительное, женского рода, 3клонения.

Слайд 33

Проверь себя А Б «5»-5 правильных ответов В «4»-4 правильных ответа Б «3»-3 правильных ответа В

Слайд 34

Рефлексия деятельности на уроке сегодня я узнал... было трудно … я понял, что … я научился … я смог … было интересно узнать, что … меня удивило … мне захотелось … Какой вид задания вам понравился больше остальных? Почему?

Слайд 35

Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения (1 скл., 2 скл., 3 скл.). Ласточка, кролик, портфель, дорога, гриб, племя, столица, скворечник, гостья, пальто, ручища, медвежонок, варенье, речка, городок, знамя, мальчишка, здание, тень, соль, планетарий, ущелье, гость, иней, мороженое, яблонька, щенок, опушка, болото, живопись, гармонь, деревня, озерцо, луна, месяц, солнышко.

Слайд 36

Список используемых источников : Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. Электронный тренажер "Три склонения имен существительных" http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка http://sertolovo.narod.ru/1.htm Уроки русского языка в школе Бабы-Яги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

5 класс, школа VIII вида, тема:"Третье склонение имен существительных".

Урок по программе русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных"

урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных" ОС Л.В. Занкова...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Три склонения имен существительных"

Конспект урока русского языка для обучающихся 5 класса на тему: "Три склонения имен существительных"...

Раздаточный материал по теме «Три склонения имен существительных» , 5 класс

Цель: систематизировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах, закрепить правила написания падежных окончаний имен существительных в един...