Обособление приложений
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Скоробогатова Ольга Дмитриевна

Материал к уроку по теме Обособление приложений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение (Материал к уроку в 11 классе) Скоробогатова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сош№15» г. Ангарск, Иркутской обл.

Слайд 2

Приложение - это согласованное определение, выраженное именем существительным (одиночным или с зависимыми словами) Наш город -герой имеет славную историю. История нашего города-героя. Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою . Приложение может выделяться дефисом, кавычками, запятыми, тире.

Слайд 3

Через дефис пишется: 1) приложение, выраженное одиночным нарицательным существительным и относящееся к одиночному нарицательному существительному: Птица - песня неслась над рекой. Учитель - француз приехал к вечеру. 2) приложение, выраженное одиночным нарицательным существительным, стоящее после одиночного имени собственного: Родина - мать . Донец - река , Дюма - сын . Архип -кузнец . НО: город Иркутск , озеро Байкал

Слайд 4

Дефис не ставится: 1) если первое существительное легко превращается в прилагательное (без нарушения смысла словосочетания): Старик крестьянин промолчал, (т.к. старый крестьянин) НО: Крестьянин- старик промолчал, (т.к. нельзя сказать крестьянский старик) 2) если первое слово означает более широкое понятие У него была собака овчарка . Он заказал суп харчо .

Слайд 5

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТИРЕ 1) имеет уточняющий, пояснительный характер (можно вставить а именно или а это ): Изучение биологии начинается с изучения мельчайшего органа - клетки . Мы достигли станции - конечного пункта нашего путешествия. Тополев - высокий костлявый старик - за вечер не сказал ни слова.

Слайд 6

2) приложение нужно отличать от однородных членов: В комнате были Елизавета Андреевна - мать Володи , его сестра Людмила и тетя Маруся . (3 человека, а не 4. Ср. В комнате были Елизавета Андреевна, мать Володи, его сестра Людмила и тетя Маруся). Второе тире может поглощаться запятой (см. предыдущий пример) или опускаться , если приложение является более конкретным словом, чем определяемое: Совещание стран - членов ЕЭС проходило в Париже.

Слайд 7

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЗАПЯТЫХ

Слайд 8

Приложение выделяется запятыми с обеих сторон: 1) если относится к личному местоимению: Лишь я , таинственный певец , на берег выброшен. 2) если относится к имени собственному и стоит после него: Иванов Иван Иванович , профессор, доктор наук, возглавил факультет. Ср . Факультет возглавил профессор, доктор наук Иванов И.И . 3) если относится к имени собственному, стоит до него и имеет дополнительное значение причины: Большой любитель музыки , Олег не пропускал ни одного концерта .

Слайд 9

Приложение выделяется запятыми с обеих сторон: 4 ) если относится к нарицательному существительному, Дворецкий , толстый человек в чёрном фраке , тотчас явился на зов. 5) если выражено именем собственным и имеет дополнительное значение уточнения: Его бабушка , Марья Антоновна , тоже была музыкантом. ( Уточняем, что его бабушку зовут Марья Антоновна ). (Ср. Его бабушка Марья Антоновна тоже была музыкантом. - Получается, что бабушек несколько, музыкантом была именно Марья Антоновна).

Слайд 10

Обратите внимание! Приложения могут вводиться словами: то есть, или (в значении то есть), по имени (прозвищу, фамилии, отчеству), как (в значении так как, но не в качестве)

Слайд 11

В сенях стоял ларь, ТО ЕСТЬ ящик, узкий вверху и широкий внизу. Река разделилась на два рукава, ИЛИ протоки. (рукава и протоки - одно и то же). Мой старый знакомый, ПО ПРОЗВИЩУ Моргач , сопровождал меня. КАК истинный художник, Пушкин видел красоту во всем (так как был истинным художником) НО: Слава Крылова как баснописца не могла затмить его славы как комедиографа (так как - невозможно, просится в качестве).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ (Материал к уроку в 8 классе)

Слайд 2

Приложение - это согласованное определение, выраженное именем существительным (одиночным или с зависимыми словами) Наш город -герой имеет славную историю. История нашего города-героя. Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою . Приложение может выделяться дефисом, кавычками, запятыми, тире.

Слайд 3

Через дефис пишется: 1) приложение, выраженное одиночным нарицательным существительным и относящееся к одиночному нарицательному существительному: Птица - песня неслась над рекой. Учитель - француз приехал к вечеру. 2) приложение, выраженное одиночным нарицательным существительным, стоящее после одиночного имени собственного: Родина - мать . Донец - река , Дюма - сын . Архип -кузнец . НО: город Иркутск , озеро Байкал

Слайд 4

Приложение выделяется запятыми с обеих сторон: 1)Если относится к личному местоимению: Лишь я , таинственный певец , на берег выброшен . 2)Если стоит после определяемого слова. Дворецкий , толстый человек в чёрном фраке , тотчас явился на зов. 3) Если имеет дополнительное обстоятельственное значение Как истинный художник, Пушкин видел красоту во всем. (так как был истинным художником)

Слайд 5

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТИРЕ Если стоит в конце предложения. Изучение биологии начинается с изучения мельчайшего органа - клетки . Мы достигли станции - конечного пункта нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Обособление приложений

Данный материал предназначен для уроков русского языка как при изучение темы "Обособление приложений" в 8 классе, так и для повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Кроме теоретического блока даны...

Обособление приложений

Презентация -практикум для учащихся 11 класса....

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

Обособленные приложения

*1.Систематизировать знания учащихся о приложении как виде определения.*2.Выявить условия обособления и необособления приложений.*3.Развивать умения пунктуационно оформлять предложения с приложениями....

"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе

"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г....

Обособление приложений

Материал для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Можно использовать при изучении данной темы в 8 классе...